Ретро-авто с годами только хорошеют

Журналист решил покататься на олдтаймере, и поездка в Минск обернулась настоящим приключением

В чем интерес?

Это раньше старинные автомобили несправедливо считали никому не нужной «рухлядью». Теперь их гордо называют раритетными машинами. За ними охотятся коллекционеры и перекупщики, готовые выложить немалые деньги, чтобы приобрести прадедушек современных «опелей», «фордов» или «газов».
 
А все из-за того, что у ветеранов автопрома есть шарм, причудливая форма, богатая история. И главное — они эксклюзивны, чего так недостает нынешней армаде железных «коней», выпускаемых миллионными «тиражами». Некоторые модели из прошлого сохранились всего в нескольких экземплярах, что делает их поистине бесценными. Потому как настоящие ценители таких «динозавров» ни за какие «коврижки» не продадут предметы своей гордости. Купив же у какого-нибудь простака гниющую в его дворе «консервную банку» они будут сутки напролет проводить в гараже, чтобы привести «колымагу» в божеский вид и поставить на колеса. При этом стараясь максимально сохранить первоначальный облик и оригинальные «внутренности».

Сами себе реклама

Сегодня белорусские владельцы ретро-авто, как и их коллеги из других стран, объединяются в клубы по интересам. Это позволяет сообща решать возникающие проблемы, обмениваться опытом и различными запчастями, искать единомышленников, а также новые раритеты. Кроме того, одна из главных задач подобных общественных организаций — популяризация движения увлекающихся «пожилым» транспортом. К примеру, проведение выставок, автопробегов и ралли.
На Витебщине этим нелегким делом занимается культурно-исторический клуб «Автовитязь» под предводительством Евгения Смольского. Он-то меня и пригласил на одну из самых известных в нашей стране гонок «Олдтаймеръ-ралли», проводимую в Минской области.

— Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — уговаривал Евгений, отказываясь рассказать мне о данном мероприятии постфактум. — Поедем вместе, посмотрим, как и что. Это стоит того, гарантирую…

И оказался прав.

В центре внимания

Сутки, проведенные в столице, пролетели как одно мгновение, хотя действовать мы начали еще до рассвета, а вернулись домой только на следующий день, припозднившись часов на восемь. Однако обо всем по порядку.

Ранний подъем был вызван необходимостью успеть к 9.00 на одну из минских площадей, где должен был состояться показ старинных машин. Учитывая преклонный возраст ГАЗ-21, «отважившегося» на дальнюю дорогу, путь мог не ограничиться тремя часами, за которые трассу М-1 преодолевают современные авто. Поэтому решили выехать пораньше. На всякий случай…

Оказавшись в салоне «Волги», понимаешь, что понятия о комфорте в прежние времена отличались от нынешних. В низких широких креслах не вздремнешь, облокотившись затылком на кожаную «подушку», электроники и шумоизоляции никакой. Но это стоит того, чтобы прикоснуться к истории. К тому, о чем мечтала половина населения СССР, и чем так гордился советский автопром.

Оценят магическую притягательность этой машины и падкие на внимание люди. Везде по ходу следования нам бибикали водители встречных машин и подымали к верху большой палец. А у местных жителей от удивления расширялись глаза, и в местах стоянок пожилого железного «коня» окружали толпы зевак.

Когда же по дороге к нам присоединились еще полоцкий экипаж на красном кабриолете «Москвич» и черный «Опель-Капитан» 1937 года (за рулем такого же в фильме «Семнадцать мгновений весны» сидел Штирлиц) из Сенно, — не обращал внимание на ретро-колону только ленивый.

Об антураже

На площади, где разместили свои раритеты представители со всей Беларуси, царил настоящий ажиотаж. Посетители выставки под открытым небом без остановки «атаковали» расставленные в ряды экспонаты, простаивая в очереди, чтобы сфотографироваться на их фоне и с владельцами эксклюзивов. Последние, между прочим, пытались полностью соответствовать своим «подопечным»: одевались в форму красноармейцев, немцев, наряжались по американской моде, царившей век назад, пытались походить на «стиляг» или запорожских казаков. Одним словом, рядом с «Опелем» вы могли сделать кадр в обнимку с немцем, а у «Кадиллака» — с янки.

Безусловным «гвоздем» экспозиции в текущем году стал «Форд-Т» 1906 года выпуска. Он больше напоминал карету, чем машину, но это только придавала ему популярности.
Однако это все являлось только антуражем мероприятия для привлечения внимания общественности и спонсоров. Основное действо начиналось позже, когда ретро-авто вышли на старт ралли.

Навигаторам — нет!

Перед началом гонки экипажи, в состав которых обязательно входили штурманы, внимательно изучали карты, выданные организаторами за час до соревнований. Как выяснилось, GPS-навигаторы, установленные практически в каждом автомобиле, мало чем могли помочь участникам на трассе. Маршрут составили таким образом, что промежуточные отрезки (а там отмечали время прибытия и устраивали олдтаймерам дополнительные конкурсы на маневренность и т.д.), располагались вне населенных пунктов и в стороне от крупных дорог.

Рассчитывать приходилось только на свою смекалку, ведь в знаках, указывающих путь на карте, сам черт ногу мог сломать. Там стрелочки всякие, крестики, расстояние в километрах и дюймах. А самое главное, судьи предупредили, что для пущей уверенности в том, что раньше назначенного времени никто не доберется до финиша, в некоторых указателях допущены преднамеренные ошибки.

В чем мы и убедились позднее, плутая более часа на своем «Опеле-Капитан» по «гравейкам» Минщины на отрезках, на преодоление которых по установленным нормативам нам отводилось 15-30 минут.

Хорошее начало

Более всего нам удался дебютный заезд до первого контрольного пункта. Как будто коренные жители столицы мы с уверенностью «прошли» по улицам главного города страны и добрались до назначенного места. Пришлось даже немного подождать на обочине, чтобы не получить штрафных баллов за ранний приезд.
 
Да-да, в ралли скорость ни к чему, наоборот, нужно соблюдать правила дорожного движения. Причем контроль велся не только на промежуточных остановках, но и по ходу трассы. Кстати, за поворотами поджидали судьи, и даже сотрудники ГАИ. Милиционеры не наказывали виновных гонщиков в привычном смысле этого слова, а делали отметки в путевых листах, за что впоследствии «награждали» организаторы.

Отметившись, мы на всех порах бросились «крутить» змейку в надежде на приз. За победу в каждом из дополнительных конкурсов полагался ценный подарок. А затем «рванули» к следующему контрольному пункту.

— Тут же написано 80 метров, а проехали-то ведь уже гораздо больше, — констатировал штурман, коим выступал Евгений Смольский. — Будем разворачиваться!

Где это мы?

Только водитель собирался совершить маневр, как нас обогнало еще одно ретро-авто. После короткого совещания решили сесть на «хвост» конкурентам — все равно ведь не знаем точно, куда ехать. Это и стало в дальнейшем роковой ошибкой.

Впереди идущий коллега скрылся за клубами пыли, мы тоже прибавили газу. Вроде бы никаких развилок нам не встречалось, но факт остается фактом — соперник куда-то испарился. Что делать? В обратном направлении двигаться или все же вперед?

— Да не мог он ни куда деться! — сказал свое решительное слово водитель. — Назад нет резона ехать — далеко.

В конце концов, так заплутали, что чуть к полудню выбрались на маршрут. Благо, он пролегал через один из городов-«спутников» Минска. Повезло втройне. Во-первых, успокоили судей, начавших волноваться за нас — все-таки уже на двух контрольных пунктах не появлялись. Во-вторых, хоть узнали, куда дальше путь держать (до следующего КП не доберешься, если на предыдущий не попал, потому как не сможешь ориентиры на карте найти). И последнее, как раз здесь располагалась столовая, где могли перекусить участники…

Опять не повезло

Тут же организаторы устроили очередной конкурс — нужно было на «нейтралке» как можно дальше скатиться с горки. Наш «конь», к сожалению, не смог «потягаться» в данной дисциплине с тяжеловесными «американцами».

Дальше — снова в путь. И мы, как назло, опять что-то не разобрали в указателях и заблудились.

— Стоп, — скомандовал опытный Евгений Смольский. — Давайте, прямо на Минск рванем без поисков последней промежуточной точки. Штраф за ее пропуск всего 10 минут, а в прошлый раз сколько катались? Больше часа…

Так и сделали. На высокую строку в табели о рангах все равно было глупо рассчитывать после допущенных ошибок.

После подведения итогов оказалось, что никто из придвинцев не сумел «взобраться» на пьедестал. Однако все были довольны тем, что добрались до финиша и получили бесценный опыт, который в следующий раз позволит выиграть.

***

Казалось, неудачи уже позади, и мы спокойно себе возвратимся домой, делясь впечатлениями. Не тут-то было! Видимо, не выдержав продолжительной «скачки», нас подвела старинная техника. «Опель», которого столько «нагружали» в этот день, не смог доехать до Витебска. Проблемы с двигателем. Поэтому нам пришлось просить помощи у полоцкого экипажа. А затем всю ночь («Москвич» ведь тоже не молод) мерзнуть в салоне, в котором проектировщики более семидесяти лет назад почему-то не предусмотрели печку…


Рецензии