Жертвоприношение

Картинка (автор неизвестен) к рассказу получена из Интернета. ( по требованию автора удалю немедленно) 


Из серии "Душанбе - душа моя" в "Одноклассниках"



Задушевные беседы с друзьями в группе "Душанбе-душа моя" на сайте "Одноклассники" с их комментариями после прочтения.





                Жертвоприношение.


      Пяндж. Жара.  Июль 1970 года. Сегодня практически для меня исторический день.
 Ко мне,в пянджскую квартиру, приехала на постоянное жительство моя жена. Архангельский институт для неё за плечами. Диплом врача в ридикюле. Выпускной вечер ещё полон воспоминаний, подёрнутых пеленой прощальной слезы. Только разве что, среди июльской,  изнуряющей  пянджской  жары и злобного афганского комарья, вдруг повеет в сознании прохладным бризом с Северной Двины, нахлынет и оживет в  памяти  белая ночь на Архангельской набережной с морвокзалом или проспект Павлина Виноградова, ( теперь Троицкий) или всколыхнется напутствием земляка–ректора:
 - Ну! В добрый путь Римма Васильевна. Будем теперь знать: кто из наших на южных рубежах СССР врачует.
    Супруга приехала ко мне не одна,а со своей подругой Таней, тоже дипломированным доктором.
     Пянджский рынок в ту пору не страдал изобилием продуктов.  В единственном на весь Пяндж гастрономе ассортимент состоял из консервов,серых макарон,круп и водки.  Спички,чай и соль в достатке,а ещё сахар тростниковый.  Да,в то лето был завезен мороженый палтус.
     Интерьер квартиры, куда была « добровольно депортирована» из Архангельска моя жена,состоял из двух чемоданов с моей и её одеждой и свадебными подарками- комплектами постельного белья.  Большая кровать (впоследствии на ней до 4 класса спал и  лежа читал книжки  наш сынок Алеша.) Торшер по моде, шторы индийские с огромными синими васильками. Зеркало-трюмо на тумбочке. Радиола «Бирюза» со светомузыкой и восемь-десять грампластинок с песнями.
 А? Ещё самодельная полка с юридической литературой. Я тогда ещё не был «волшебником», а всего лишь учился на третьем курсе юрфака в университете. Вот и вся лубочная картинка моей пянджской квартирки.
 
    Приезд Риммы в Пяндже ожидался моими сослуживцами и соседями по дому. Особенно приветливы и внимательны к нам были соседи Исаевы. Махмуд и Неля и их дети: Венера, Гульнора, Рустам.  Венера и сейчас у меня в друзьях на сайте «Одноклассники».  Махмуд, как и полагается по восточному гостеприимству, пригласил нас к себе и  встретил  пловом и шурпой.  Этим угощением он  показал Римме и Тане весь класс таджикской кухни. Римму семья Исаевых уже знала. Она в январе этого же года приезжала на каникулы, так сказать с разведывательной целью: проверить,а стоит ли вообще-то ехать жить в такую даль и работать в этом Пяндже?

    Посмотрела. ДА? Пяндж точно не Архангельск.  Но, что-то менять на этом отрезке времени было не рационально, поэтому  решила: надо ехать.  Но всё же  приехала на всякий случай с подругой,а вдруг что-то не так пойдет? Пошло всё так. Я старался как мог.
Тепло, фрукты, персики лучшие в мире. Но всё равно,Пяндж - не Архангельск;это край света.
    На Римму смотрел весь Пяндж и вся округа. Её появление в Пяндже не прошло незамеченным как для жителей городка и населения окрестных кишлаков, так и для отважных бравых пограничников.  У жен офицерского состава при виде Риммы глаза загорались завистью. Даже Дом культуры выполнял план по выручке от показа  фильма в тот день, когда мы с Риммой приходили в кино. Народ приходил лицезреть красавицу-жену  лейтенанта  Жгутова.  Каждый второй с радостью бы попытался отбить её у меня,но  откровенно побаивались:
   во-первых - я никогда бы её ни кому не уступил и «ни на каких бы верблюдов бы не променял»;
    во-вторых - она и сама бы без боя не сдалась. Лично знаю. Проверено.

    Уже в первую неделю, после приезда ко мне жены, в моё  сознание прочно начала вживаться семейная жизнь,а вместе с ней и, нередко разрушающий её, повседневный быт.

    Утро. Уехал на службу. Римма с гостьей Татьяной в отпуске. Отдыхают,с Пянджем знакомятся,по магазинам гуляют. И среди этого отдыха Римму настигла мысль об обеде. В данном случае о том, а не организовать ли хороший ужин. Благо рецептом шурпы Махмуд наглядно,вкусно и красиво угостил.
  Всего и дел-то: только казанок на плиту поставить и праздник ароматом разольется по всему дому.  Решено. Пришли на рынок.  А там… лук, морковь, картошка, пожалуйста, а вот мяса,извините, летом нет.
   Что делать? А Таня  Римме  и говорит:
 – А, вот мои родители, когда служили на Дальнем Востоке, так они живых кур всегда покупали. Папа забивал их,а мама  куриный супчик–лапшичку варила, вкусный очень, до сих пор помню вкус.
  Живые куры, в этот несчастный для куриц день, на рынке в продаже  оказались.             С предложением Татьяны  Римма мгновенно согласилась.

- А кто вот только резать эту курицу будет? Саши же нет дома,- спросила Таня.
- Да ты чего, Таня? - удивленно парировала вопрос Римма-  Мы же врачи, неужели курицу не препарируем, в анатомичке, помнишь, не то видали.
 И тут же поручила Татьяне выполнить миссию по обезглавливанию курицы.

   Да, они, конечно, видали в анатомичке всё.
 Я сам как-то, рыская по аудиториям института в попытке встретить свою суженую, столкнулся  с настоящим скелетом, которому заботливый студент вставил в челюсть дымящийся окурок «Беломора». 
 
   Однако, у меня служба идет. Я об этой затее моих домохозяек ничего не ведаю.    День тянется бесконечной цепью разных  служебных заморочек. Стрелки часов словно остановились.  Но вот, наконец-то, на моих "золотых" протикало семнадцать часов.  Начальника уже давно в кабинете нет. Мне вроде бы тоже можно смело "избушку на клюшку" и сматываться "до дому до хаты". Подкатываю к дому на своем служебном зеленом «дракоше»-«Урал» и чувствую что-то не так как всегда. Около дома перышки валяются, пух какой-то с моего балкона летит. А в остальном вроде «все хорошо, всё хорошо прекрасная маркиза».

    Ещё дверь в квартиру не открыл, а запах свежесваренной курятины защекотал моё истосковавшееся обоняние. Замер в предвкушении наслаждения.
    Да!!! Впервые в этой квартире запахло семьей, уютом и жизнью. Стол накрыт как в лучших домах Пянджа. Столовые приборы, какие были в наличии:- тарелки, ложки, вилки-алюминиевые, хлеб. И... кастрюля, а из-под крышки… ах – ах! Да за один этот одуряющий аромат, любой уважающий себя еврей пол-Пянджа бы продал.
Я тоже  в этот момент осознал, что если меня так будут кормить, то, наверное, смогу за курицу сменить  фамилию, но при условии,никаких обрезаний. Самим мало.

   Оба новоявленных миру доктора, встретили меня восторженно-весело, но с некоторой настороженностью во взглядах.
-Ну, девчонки, такого аромата в этом краю города Пянджа я ещё не нюхал. Откуда завоз курятины был? Где купили?
- На рынке.
- Как на рынке? Где?
- Мы живых купили. Сразу двух.
- Ну и чего вы с ними делали? - издал я дурацкую реплику
- Вот. Одну зарезали и сварили.
- А ну-ка, ну-ка,  поподробнее. А где вторая бедолага?
 - Мы её  привязали к раскладушке на балконе.

    Я выскочил на балкон!
   О, боги!!! Не хотел бы я оказаться на месте этой хохлатки.
Моим глазам  живо представилась вся жуткая картина разразившейся здесь драмы.
Весь балкон в перьях и забрызган кровью жертвенной птицы,а в самом углу,под раскладушкой сидит,в полном предынфарктном состоянии, сжавшаяся в комочек, другая дрожащая от страха "куочка-хохлаточка". Ждет визита вооруженных врачей.


- Ну и как вы эту,- кивнув на исходящую вкуснейшим ароматом кастрюлю,- зарезали?

- Ну, Таня взяла нож,а я её держала,- начала рассказ Римма о куриной драме на балконе, - Но, когда она отрезала ей голову, бедняга почему-то так испугалась,что от отчаяния затрепыхалась из  последних куриных сил, вырвалась из моих рук и стала летать по всему балкону. Но потом мы её  поймали и окончательно зарезали.  А дальше ощипали и выпотрошили. Ну, а потом все пошло по рецепту, как Махмуд научил.


- Да-да-а, девчонки, извините, но будь я  на месте этой курицы, то приложил бы все силенки чтобы улететь от от вас на афганскую сторону, к афганским фазанам.
Уж лучше  к ним  в полон, чем к вам, таким варварским способом, в шурпу.

   Неистребим всё-таки дух племени индийских инков. Нет, нет, да и мелькнут на яву картины мрачного прошлого.  Но, так или иначе, жертвоприношение семейного типа на алтарь молодой семьи было принесено.  Первая кровь жертвенной курицы окропила наш балкон  «храма любви».

    Первый торжественный ужин удался. Обедами и ужинами меня  стали кормить. Лейтенант стал быстро набирать  упитанность в организме и округленность лица, служба  покатилась веселее.
Лейтенантский вид явно подавал начальству знаки  на ходатайство о присвоении ему очередного воинского звания.

  Однако, больше живых птиц  на убой в моём доме не покупали.
   А этот исторический факт  хранится в анналах семейной хроники как уникальный пянджский поварской опыт Риммы Васильевны.

 Но с тех пор, всю приносимую в дом рыбу и любую птицу чищу только лично я.


Мадлена Хорина(соловатова) Волгоград.
Саша, тебе мой реапект!!!


Сильва Овагимьян Сибирь
Алекс Просто Хорошо! Просто Молодца!!!


    Ольга Пац-Сементина. Самара.
 Просто очень нравится читать все ваши рассказы,Александр. Все такие веселые,добрые, легкие. Просто класс.


    Джура Хон Маматов  Непал
А мне как интересно!!! Я ведь знаю этот дом, эти балконы. И Венеру, и Гульнору, и Рустама. И речку Пяндж, куда бедной хохлатке не удалось упорхнуть к диким фазанам. Это буквально считанные метры, и ты в спасительном Афгане, от рук великих поваров! Да, представляю улицу "50 лет Погранвойск". Там росли огромные акации!
В следующий свой приезд, обязательно пройдусь по этим "местам боевой славы" лейтенанта Жгутова, Инша Аллах.
Написано замечательно!


Марина Кагарманова Саратов.
Ой, быстрей бы книга вышла, так интeрeсно читать, что не хочется прерываться.  Классно!!!



Светлана Кобзева-Камарова  Кострома
Очень понравилось Александр. Для меня 1970 год тоже знаменательный. В этот год я родилась. Интересно читать просто и легко. Ждем книги.


Александр Михалевич -Гомель
-".....птичку жалко "Саша-супер Абхахатался.



Александр Жгутов
Мне было Саша жалко ту, которая еще курс лечения хирургией не прошла. Видел бы ты её глазенки. Видит бог, отпустить хотел, но тогда ещё приоскольских и ощипанных в продаже не было. А кушать-то хочется. Так мир устроен.




Ольга Бехтерева (Савельева)  Нижневартовск
А мне курицу жалко... Никогда не была в Пяндже. А вот Архангельск для меня - край света, самый натуральный.


Александр Жгутов
Сейчас, Оля, Архангельск уже стал красивым городом. А вот в начале 70-х годов прошлого века дороги просто грязь,дощатые тротуары,  причем бывало, что гвозди вываливались из досок и они просто лежали на перекладинах. Человек ступает на один конец доски,а ему в лоб бьет другим, он пытается двигаться дальше и попадает на тот конец, который догоняет его сзади.  Только успевай убегать.


Венера Исаева-  Дзержинск.
Читала на одном дыхании! Дядь Саш - Вы - Супер!!! Надо Вам все это опубликовать! Такое на одном сайте держать -  преступление.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Всегда сочувствовала жёнам офицеров. Они как декабристки отправлялись добровольно в "ссылку" за своими мужьями. И хорошо если бы на одном месте жили, а то кидала их "нелёгкая" по всему Союзу. Это не курицу принесли в жертву, а Римма принесла себя в жертву любви, семейного счастья... Таким женщинам надо памятник ещё при жизни ставить!
Интересный рассказ и курицу жалко)))
Прочитала с удовольствием. Спасибо!
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Алёна Кузьминых   16.03.2019 14:14     Заявить о нарушении
Потому,Алена, так и рассказ назвал. А этому предшествует другой: "из жизни птиц и людей или прогулки по волне своей памяти" как я ее встречать из Пянджа в Душанбе путешествовал. С улыбкой ,Александр.

Александр Жгутов   16.03.2019 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.