О загробной жизни

Пытливый женский ум пытается отразать свои представления о загробной жизни на бумаге, описать, то, что нам рано или поздно надо будет испытать на себе. Ю. Вознесенская сделала это мастерски - она описала пребывание Анны в аду, в раю и даже около рая в книге «Мои посмертные приключения». Христианская концепция автора оставляет надежду на милость, всепрощение, а тонкий юмор, ситуации, в которые попадает героиня, улыбку. «В ту же секунду я оказалась лежащей на золотом песке дорожки с гудящим затылком: мой Ангел-Хранитель дал мне подзатыльник! Пораженная, я уселась на дорожке и решила, что с места не сойду, пока он не извинится. Ангел тут же наклонился надо мной и сказал:
— Прости меня Бога ради! Я не удержался. Мне столько раз хотелось проделать это при твоей жизни, но ведь возможности не было: вот я и сделал то, о чем мечтал почти сорок лет, — и он протянул мне руку»

Читая роман Л. Улицкой «Казус Кукоцкого», я обнаружила в нем главу, посвященную загробной жизни.

Елена, она же Новенькая, как и Анна не помнит земную жизнь и со страхом пытается найти место в новой жизни. Автор описывает состояние героини с помощью природных  составляющих -  песок, огонь, ветер, сумерки, время. Песок везде и всюду – он мешает идти вперед, его надо преодолевать.
Обе героини через силу бредут, не зная куда – им плохо в одиночестве, они потерялись и ужасаются всего. Особенно тяжело приходится Анне, которая проходит множество препятствий на пути к свету - формат произведения позволяет подробно все описать. Этот свет, сияние, она находит в конце концов, но страшится, понимая, что она не готова подойти близко. Ее душа не может близко подойти к свету из-за греховной своей природы.
Новенькая света не увидела, она только поднялась с одного уровня на другой, сделав усилие и перепрыгнув через препятствие, на что потратила много сил.

Женщины – писательницы не смогли пройти мимо темы нерожденных детей, они одинаково видят их в озере с водой. У Улицкой это шары, взмывающие вверх для прохождения в другой мир. «Шар легко оторвался от ладони и, как пузырек воздуха в воде, поплыл вверх… покуда не достиг какой-то невидимой преграды, возле которой замедлился, уперся в нее, с усилием пробил и исчез, оставив после себя звук, лопнувшей пленки и унося в сердцевине своего существа воспоминание о преодолении границы двух сред»

На своем пути они встречают исторических персонажей: У Улицкой это Лев Толстой, проживающий в лесном домике и рассуждающий о любви: «…а кто не постиг любви к жизни, не может постигнуть и любви к Богу. Любовь осуществляется на клеточном уровне – вот суть моего открытия. В ней все законы сосредоточены – и закон сохранения энергии, и закон сохранения материи». У Вознесенской  варяг -  Олаф Рыжебородый, с единственным глазом, вечно сидящий в темноте в ожидании Хельги.

 Родственники и мужья узнаются не сразу. Анна, спасая Лопоухого из разных ситуаций не совсем понимает, зачем ей это надо, пока не осознает, что это ее  слабый муж. Именно его освободили из зыбучих песков первым: Ангел-Хранитель позаботился об этом.
Новенькая вновь обрела счастье со своим любимым мужем, который предстал перед ней сорокалетним. В земной жизни на страницах романа у  них было много трудностей в семейной жизни, произошел разрыв отношений. Здесь же их души соединились и оказалось, что «страшного не было ничего» даже здесь, одиночество отступило.
Новенькая пила чай из самовара со своей бабушкой, читающей между варкой варенья «Молодую гвардию» Фадеева, а Анна побывала в гостях у близких родственников, пообщалась со своим братом, умершим в детстве.

«А люди все время ссорятся и дерутся между собой. Иногда они до того разозлятся, что вцепляются зубами друг другу в тело. Некоторые ссорятся нарочно, чтобы оторвать в драке кусочек другого и сожрать его. Со временем такие становятся душеедами, только не старшими, а дикими»- это описывает Ю. Вознесенская.
У Л. Улицкой есть похожие героини: две непрерывно ссорящиеся женщины, связанные одной цепью.

Статичности нет, идет развитие, все, может быть, и медленно, но меняется. Новенькая внимательно наблюдает за своими путниками:  «Манекен стал пластичнее, обрел кое-какие детали – даже ушные раковины оживились примитивным рисунком, а глаза, по-прежнему смотревшие тупо, не казались уже слепыми», «Толстуха стала еще толще. Матушка попрозрачнела, руки просвечивают». Манекен, бывший убийца, у Л. Улицкой  и душееды Ю. Вознесенской одного поля ягоды. «Душееды разъярились и набросились на меня, размахивая дубинками. Они избивали меня и рвали мое тело железными крючьями. Я пыталась защитить руками хотя бы голову. Они принялись пинать и топтать меня ногами, и я скоро перестала себя помнить»

Анна, на последних страницах повести, вернулась в свое тело – ей было дано время для исправления грехов.
«. .. я пролежала в коме почти полгода! Врачи сбежались и поздравляли друг друга. Кто-то догадался поздравить и меня»
Выросшие во времена атеизма, они не особенно размышляли о божественном сотворении мира и в Бога не верили, хотя Елена и делала попытки хождения в храм.

Различие в том, что Анна явственно увидела путь к спасению, лежащий через веру и покаяние. Елене открылась другая сторона - ее непреходящая любовь к мужчине, ее мужу.
Интересно, мужчины так же представляют  себе загробную жизнь?


Рецензии
Мужчины никак ее себе не представляют, вероятнее всего мы о ней просто не задумываемся))))

Владимир Маслов   03.01.2013 18:16     Заявить о нарушении
Клайв Льюис задумывался))
Спасибо и с Новым годом!!!
Здоровья, счастья, творчества в наступившем году.
С уважением, Л.

Любаша Искрометная   03.01.2013 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.