Сырдарьинские робинзоны

            Справочно. На окраине города Ташкента, массиве Куйлюк, были расположены завод железо-бетоных изделий №2, домостроительный комбинат, авто-транспортные предприятия №4 и №9. Здесь же были  конечная остановка—кольцо трамвая  №7 и большой Куйлюкский базар.

 Река Чирчик  является естественной границей между городом и областью, в пойме которой кедется выработка гравийно-песчанной смеси  карьера нерудных материалов. Левый    (областной ) берег реки со временем то же стал промышлено развитым  районом. На всех  этих предприятиях и организациях работали местные жители, связанные между собой производственными, национальными  и семейными отношениями.   

На заводе ж\би №2 большинство инженерно-технических работников были заядлыми охотниками, другая часть их увлекалась рыбной ловлей. Сложившиеся  с транспортниками группы , на грузовых машинах,  выезжали на охоту, на им одним  известные  места. Многие из них имели самодельные надувные лодки из балонов больших автомашин, обшитых водонепроницаемым  брезентом . Неперерекаемым авторитетом  для охотников на заводе был  Виктор Кулагин, начальник цеха №3. Всеми хозяйственными вопросами при выездах на охоту занимался Дмитрий Алексеев, начальник отдела снабжения.

Вездесущие заводские снабженцы, как то  проговорились,  что видели на базе вторичного черного металла—«ВТОРЧЕРМЕТА», куда сдаётся металлолом - отходы производства,  остов(скелет) большого речного катера. Интузиасты  рыбной ловли  загорелись идеей: добрать в округе, к заводскому плану поставки  металлолом, который обменять на базе на остов катера, затем привезти его к себе на площадку завода и восстановить.

Протекающая рядом река Чирчик была  широкой но мелководной и каменистой, не годилась для судохотства и рыбной ловли. Предлагалось после востоновления катера отвезти его на большегрузе с  автокраном за город  и спустить на воду в глубоководную, широкую и рыбную реку Сырдарью. На заводе нашлись люди, некогда прослужившие во флоте и желающих помочь и те, кто выразил согласие провести свой отпуск  на катере.

Учитывая особенности  некоторой части работающих, из числа спецконтигента, руководство завода решило использовать в воспитательных  целях сложившееся обстоятельства и дало согласие на  осуществления этой идеи. Конечно,  при условии выполнения работ в нерабочее время, с применением  отходов производства и даже обязалось купить для катера специальный мотор. Было  создано некое подобие  штаба по координации действий, привлечены инженеры из технического отдела и мастера  по деревообработке.

Идея  с восстановлением катера обсуждалась в семьях заводчан, проживающих на  право- и левобережье реки Чирчик, в посёлках Куйлюк и Бектемир.        Жители  вместе со школьниками,  собрали на одном субботнике и отправили на базу «Вторчермета», в счёт заводского плана поставок, большое количество металлолома.

Снабженцы выполнили все формальности для  обмена и  группа заводчан привезла на  автомашине-длинномере  остов катера, у которого сохранился в целости металлический каркас и обшивка днища.Остов установили на специальной  подставке,  на площадке заводского склада готовой продукции. Инженеры технического отдела связались с судо-ремонтным заводом в городе Волжске и вскоре получили чертежи однотипного  катера. Была составлена ведомость необходимых материалов и деталей,  которые необходимо приобрести  и тех которые могли   изготовить сами. Кто то подарил небольшой колокол, кто то картину, алюминиевы трубки, крепежные детали, метизы  и прочие нужние детали из своего домашнего хозяйства.

Желание  построить свой катер приобрело массовый характер и стала благотворно влиять на дисциплину молодых рабочих, частью  бывшей куйлюкской шпаны и частью недавних  выпускников  исправительно-трудовых колоний . По их же желанию, на территории  завода, была построена голубятня для содержания   гукаков, крупной породы  голубей чёрного цвета. Руководство,  совместно с профсоюзной организацией, приобрело для заводчан инструменты духового оркестра  и пианино, пригласило учителей музыки  из числа студентов подшевной консерватории, организовало драматический кружок. И вот теперь свой катер. Было внесено много предложений по совершенствованию  конструкции катера.

 Друзья из кузнечного цеха соседнего завода отковали для него небольшой якорь.С каждым днем он стал преобреталь   законченное очертание. Наконец катер был готов. Был его спуск  на воду у берега Чирчика, в месте выработки гравийно песчаной смеси, разбивка бутылки шампанского по нему и поднятие флага. И всё это происходило как праздник, при большом стечении заволчан. Катер на небольшом расстоянии   показал свои хорошие судовые качества и главное, его устойчивость  на воде.
 
Встал  волрос:: где, с какого места Сырдарьи спустить катер иа воду и кто первым из заводчан  поплывёт на нем. После долгих обсуждений прошли два друга,  заядлых рыболова, соперников во всём, технически граммотных  и умельцев на все руки. Оба женаты, имели по одному ребёнку и не очень увлекались алкоголем. Один из них, Соенко Павел, работал мастером участка преднапряженных конструкций, служил в торговом  флоте мотористом. 

Второй,  Трофимов Григорий, начальник  смены арматурного цеха, в армии был танкистом. Друзья дружили семьями и  жили в доме соцгородка завода.  По совету одного из заводчан, место спуска катера на волу и рыбалки, выбрали  берег Сырдарьи  у посёлка  «русский»  Чиназ, названный так в обиходе, в отличии от другога,  близлежащего, одноимённого, узбекского кишлака  Чиназ.
      

Справочно.  Посёлок был образован русскими переселенцами в 30-х годах ХХ столетия, рядом  с проходящей   междугородней дорогой  Ташкент—Урсатьевская (узловая станция.). Там и сейчас,   с дороги,  виден крест православной  часовни. Переселенцы выращевали в колхозе хлопок, кукурузу,  в огородах и садах, овощи и фрукты..Работали они и на Октябрьской МТС (машино-тракторной станции) в кишлаке Пахта, впоследствии переоборудованной  в филиал «Пахтакабель» и на Вревском племеном совхозе, где. разводили коров Бушуевской породы, так названной по имени селекционера. В свободное время  жители  занимались так же  и   рыбной ловлей, с  продажей его проезжим прямо у дороги.

Многие жители Ташкента специально  приезжали в русский Чиназ за свежей рыбой для своих семейных  торжеств, свадеб, юбилеев. В последние годы, по воскресеньям с утра, рыбу с посёлка стали привозить на Алайский  центральный рынок города .          
       Теперь, двоим  рыбакам, Соенко и Трофимому, предстояло некоторое время прожить вместе, как космонавтам, на водной глади  Сырдарьи. Их снабдили  всем необходимым для успешного  плавания и рыбалки, вплоть до деревянного бочёнка, мешка сухарей и крупной повареной соли, всё кроме запрещённых для ловли рыбы сетей.

Не забыли взять, на всякий случай охотничье ружьё с пачкой патронов. Вместе с ними  поехали ещё двое завдчан , чтобы помочь спустить катер по каткам в реку.По прбытии  им помогали  житеди посёлка и катер благополучно спустили на воду .С этого момента и началась одиссея наших рыбаков по водным просторам  Сырдарьи. Несмотря на записи в вахтеном журнале, только со временем и то по отрывочным рассказам можно было полнее представить злоключения  этих горе—путишествинников. Они  старались  не уплывать далеко и всё же какие то выводы были ими сделаны: противоположный берег  казался более пустынным, река не везде текла спокойно, она то разливалась широко то  предельно суживалась. В первый день плавания часто останавливались и замеряли дно, прихваченными с собой сборно--разборными  аллюминиевыми шестами.

Найдя походящее место в тихой заводи реки, опустили якорь, забросили долеко подпуска и  со всех сторон катера установили удочки с разными крючьками и наживкой   (земляные черви, вареная кукуруза, кусочки мяса). Днем улов был неудачный, они больше купались, загорали и ели . К вечеру  клёв стал активный, попались даже несколько небольших сомов. Их очистили и вместе с другой рыбой, засолили в бочёнке.

На ночь вкючили от аккомулятора лампочку, слушали передачи из приёмника –спидолы, зарядили ружьё. Ночь на новом, непревычном для сна месте, под легкое покачевание катера,  прошла спокойно. Раний улов оказался удачным, они искупались, позавтракали и решили перебраться на новое место  и встать у берега.  Когда  завели мотор и рванули с места, то  уронили в воду большую банку  с червями. Это послужило первой   серьёзной ссорой  между друзьями. На ночь они разошлись спать отдельно –один устроился на  катере, другой  на берегу.  Третий день прибывания на воде  был неудачным,  рыба клевала плохо.  Чтобы  не протухли от жары продукты, доели их. Целый день на солнце,  под окрытым небом,  в одних трусах и  с понамой на голове, сделали своё дело, они хорошо загорели.

Внутри катера всё сильнее стало пахнуть рыбой. На берегу приспособились и сварили  на пламени  паяльной лампы уху. Четвёртый день плавания  с утра начался  с придирок и недовольством между собой. Стало сильнее прявляться несовместимость  двух молодых людей, оторванных от обычного образа жизни,  выражающая в   нетерьпимости  друг к  другу. По каждому пустяку стал возникать спор. Причиной нервозности  становился  теперь ещё ,  всё усиливающий запах тухлой рыбы
 
     Пока наши робинзоны  претерпевали  в отношениях между собой  явные признаки несовместимости,  на  заводе возникли и стали усиливаться споры по поводу того насколько  по времени выдежат  они  одинокое пребывание на воде. Издавно на заводе, среди руководящего состава, существовала практика  разрешения  производственных  пробдем путём споров  «на  бутылку» -коньяка, водки, ящик пива,шампанского. Проигравший спор приносил проигрыш, его не пропивали а хранили до первого праздника или  знаменательного события, например присуждения заводу переходящего знамении, квартальной премии  и др.

Таких споров  и соответственно выйгрышей  иногда накапливалось  много. Для  разрешения  таких споров  сушествовал  даже третейский суд, избранный из числа авторитетных  сотрудников завода. Особенно интересным и запоминающим былд спор между директором завода и Равилем Мардогалямом,  начальником участка преднапряженных конструкций, на стороне которого был Главный инженер завода. Дело касалось выполнения  заказа по изготовлению 6 метровых подкрановых балок  под мостовой кран грузоподъёмностью 50тонн на строительство  обьекта Ташгрэс.  Этих балок изготавливали 20 штук в месяц или два съема  с технологической линии по десять штук через каждые 15 дней. Участок выполнял план и получал  премию, считалось что у него исчерпаны возможность а для увеличения выпуска  балок надо строить новую технологическую линию. Но строителей это количество не устраивало  и они  преъявляли серьёзные требование заводу,  через партийные органы   увеличить выпуск этих балок.

 Изучив незаметно для других  технологию изготовления балок , директор завода  взялся на спор изготовить  на этом участке 30 балок в месяц при условиии что он будет  руководить бригадой  рабочих на участке а Мардогалям пойдет работать вместо него директором. В случае пройгрыша  директор завода обязуется выставить 10 бутылок армянского коньяка. а Мардогалян при пройгрыше  один месяц проработает  рядовым рабочим на участкее. Весь завод в течении месяца следил за этим спором. В конечно счёте  директор выйграл спор, Мардоголян уволился с завода.

Наши робинзоны на пятый день свего свободного плавания позвонили на завод из почтового отделения  посёлка Чиназ и попросили приехать за ними. Новая смена рыбаков запасшись всем необхолимым  отправилась в путь, в надежде  пробыть на воде  две недели и выйграть  новое пари.
 


Рецензии