Пикник Мы как трепетные птицы. Анализ текста песни

 Феноменологический анализ песни «Мы как трепетные птицы» группы Пикник.
Подготовила: Солодкина А.В. РВб-108
Язык искусства – это язык человеческой души. Карл Густав Юнг писал, что если психоаналитик плохо разбирается в толковании снов, есть другое решение ¬ – ему следует научиться понимать язык бессознательного через искусство.
В данной статье я рассмотрю с точки зрения феноменологии религии и психологии религии текст песни группы «Пикник»: «Мы как трепетные птицы».  Текст в данной работе разбирается по отрывкам, и потом выводится квинтэссенция песни. Целый текст песни приведён в приложении.
   1.Мы, как трепетные птицы
   Мы как свечи на ветру
   Дивный сон еще нам снится,
   Да развеется к утру.

   Из первого отрывка можно узнать следующее: людей в данном тексте сравнивают с трепетными птицами, с существами летающими, воздушными, поднебесными, далее людей сравнивают со свечами, также трепетными, как птицы. Свеча, которую колышет ветер, может в любой момент погаснуть. Как и жизнь свечи, жизнь птицы коротка  по человеческим меркам. Дивный сон снится человечеству, то есть оно вне пробуждения, «да развеется к утру» в данном тексте звучит как искреннее желание, как благословение «дай нам Бог проснуться».
   2.Встаньте в ряд, разбейте окна
   Пусть все будет без причин
   Есть, как есть, а то, что будет,
   Пусть никто не различит.

   Из второго отрывка можно узнать следующее: людей призывают стать в ряд (сплотиться под единым началом, упорядочиться), разбить окна. Это можно понять двояко: либо разбить настоящие окна (буквальная интерпретация), но это не логично, зачем человека призывать разбивать окна? Либо понимать окно – как выход в мир, а разбить окна в этом тексте – выйти за собственные пределы, преодолеть свои ограничения, и сковывающие рамки, освободиться от условностей (символическая интерпретация). Далее людей призывают забыть о причинно-следственной связи. Выйти за пределы, не думая о процессе, просто действовать.  И заканчивается отрывок тем, что тех, кто вышел, успокаивают, и просят не думать о последствиях «пусть будет, как будет».
   3. Нет ни сна, ни пробужденья
   Только шорохи вокруг,
   Только жжет прикосновенье
   Бледных пальцев нервных рук.

   Из третьего отрывка можно узнать следующее: автор песни утверждает, что жизнь – это иллюзия, раз человек не знает, спит ли он, или бодрствует. Каков мир на самом деле не знает никто. Каждый по-своему воспринимает действительность. Автор песни воспринимает её через шорохи вокруг. Эти шорохи могу т быть голосами других людей, могут быть техническими звуками, могут быть повседневной суетой. Они могут быть чем угодно. Автор не конкретизирует в данном случае, что он имеет ввиду под шорохами. Далее автор рассказывает через язык песни о свое тоске по любви. Любовь через прикосновения – самая интимная часть человеческих отношений. Через прикосновение устанавливается контакт между двумя людьми, который помогает человеку абстрагироваться от страхов и тревог, которые его окружают. Рядом с другом, либо с любимым человеком почти всегда спокойнее, если не брать в расчёт единичных случаев.

   4.Бейте в бубен, рвите струны,
   Кувыркайся, мой паяц
   В твоем сердце дышит трудно
   Драгоценная змея.

   Из четвёртого отрывка можно узнать следующее: через транс, который наступает у человека при ритмичном танце (кувыркайся) и звоне ударных инструментов (бубен), человек может достичь прозрения и нового осознания, выйти за грани собственных возможностей, получить новые знания и мудрость (змея – символ мудрости). Но эти знания достаются не так легко, от чрезмерного психического истощение можно запросто умереть.
   5.Бейте в бубен, рвите струны
   Громче музыка играй
   А кто слышал эти песни,
   Попадает прямо в рай.

   Из пятого отрывка можно узнать следующее: когда человек в трансе, ему кажется что он в раю (1ая интерпретация) либо когда он проснулся, поняв смысл этой песни, и попытался освободиться от оков условностей, стал просветлённым и обрёл внутренний рай (2ая интерпретация).
   Далее повторяется первый, затем второй отрывок.
   В итоге: квинтэссенция интерпретации песни: « чтобы проснуться, нужно выйти за собственный пределы, чтобы получить заветный Гнозис и стать свободным».
Вывод: В своей статье я рассмотрела текст этой песни только с одной стороны (феномен), но действительного смысла, что стоит за словами, я не знаю, тем более что хотел сказать нам через эту песню сам автор (ноумен) я не знаю. Поэтому, что означает эта песня, я могу лишь предполагать исходя из своего личного опыта,  опираясь на моё мировоззрение, религию, и исходя из особенностей моей собственной психики.
Источник.
1. Композиция «Мы как трепетные птицы». Альбом «Харакири». Музыкальная группа «Пикник». URL: http://masteroff.org/35252.html
Литература.
1. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г. Гаева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000 – 504 с. ISBN 5–17–003308–7
2. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 447с. ISBN 5–7567–0210–5
3. Юнг, К.Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип: [ cб. ст.; пер. англ. И нем.]/Карл Густав Юнг. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 347, [5] c. ISBN 978–5–17–060628–3
4. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. – М.: Канон +, 2003. – 320с. – (история психологической мысли в памятниках). ISBN 5–88373–002–7
5. Юнг К.Г. Символы трансформации: [пер. с англ.]/Карл Густав Юнг.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 731, [5] c. – (Philosophy). ISBN 978-5-17-039319-0 (ООО «Изд-во АСТ») ISBN 978-5-9713-6958-5 (ООО Изд-во «АСТ МОСКВА»)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст песни «Мы как трепетные птицы».
Мы, как трепетные птицы
Мы как свечи на ветру
Дивный сон еще нам снится,
Да развеется к утру.

Встаньте в ряд, разбейте окна
Пусть все будет без причин
Есть, как есть, а то, что будет,
Пусть никто не различит.

Нет ни сна, ни пробужденья
Только шорохи вокруг,
Только жжет прикосновенье
Бледных пальцев нервных рук.

Бейте в бубен, рвите струны,
Кувыркайся, мой паяц
В твоем сердце дышит трудно
Драгоценная змея.

Бейте в бубен, рвите струны
Громче музыка играй
А кто слышал эти песни,
Попадает прямо в рай.

Мы, как трепетные птицы
Мы как свечи на ветру
Дивный сон еще нам снится,
Да развеется к утру.

Нет ни сна, ни пробужденья
Только шорохи вокруг,
Только жжет прикосновенье
Бледных пальцев нервных рук.


Рецензии
Уважаемая Арина Вячеславовна
Во-первых, спасибо за повод задуматься.
Во-вторых, позвольте поделиться некоторыми результатами размышлений:

Почему Вы отсылаете читателя к Юнгу и бессознательному, тогда как феноменология, это иной подход к рассмотрению предмета?

В большинстве стихотворных произведений, даже если и используется местоимение "мы" или "они" или др. оно все равно читается как "Я" лирического героя. Герой говорит о своих переживаниях, о своих стремления, мечтах..., часто, о том, о чем он думает или что хотел бы совершить, но это не предложение действовать именно так, как написано, и уж точно не предложение действовать так кому-то.
Сумма стихотворного произведения это сложный образ, отпечаток души, если можно так выразиться, который непременно имеет определенную предысторию. То есть, необходимо знать, что предшествовало написанию того или иного текста, иначе, домыслы. Кроме того, данный текст - часть цикла, и это тоже имеет значение, потому что тексты связаны.

К примеру, в тексте есть несколько обращений к звукам и предметам, которые эти звуки издают, от шороха до бубна, тогда, последний абзац возможно рассматривать не как любовный контакт двух людей, а как контакт одного человека и музыкального иснтумента, посредством котого лирический герой общается с миром, точнее, с двумя мирами. "Трепетные птицы" и "свечи на ветру" это не два разных образа, а один, сложный, в котором сочетается хрупоксть жизни и трепет души...

И одно замечание, если можно, в конце Вы указываете на то, что это Ваше личное мнение, которое опирается на Ваш опыт и Ваше понимание предмета, но логичнее было бы поставить это вначале.

Спасибо. Всего доброго.

Сергей Айк   07.02.2015 03:42     Заявить о нарушении
Спасибо за анализ. Много интересного для себя узнала.

Георгис Арина Вячеславовна   17.02.2015 15:25   Заявить о нарушении