176. В. И. Агошков. В. Мартынов. Борьба за власть

176. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)

В.Мартынов. Борьба за власть Советов.


12. К ОСЕНИ 1918 ГОДА положение в Советах Кромского уезда стало стабилизироваться. О возрастающем влиянии в них большевиков говорит такой факт: в составе 120 делегатов уездного съезда, который состоялся в январе 1919 года, было 52 коммуниста и 57 сочувствующих. Сам съезд принял большевистские решения по вопросам повестки дня и избрал большеви-стский исполнительный комитет во главе с А.И. Козиным.

Укреплялись организации большевиков в самом городе и уезде. Повысившееся стремление крестьян и батраков к участию в политической и общественной жизни, вызванное возросшим доверием к партии, Советской власти, участие в работе комбедов усилило их тягу в коммунистические ячейки.

В связи с этим уездным комитетом партии было создано бюро по организации коммунистических ячеек на селе. В него вошли А.С. Волков, М.Владимирова и В.А. Мартынов. На бюро, кроме организации коммунистических ячеек, возлагалась и обязанность глубоко знакомиться на местах с деятельностью существующих ячеек партии, проверять их состав, чтобы в ряды большевиков не проникали чуждые элементы.

На бюро также возлагалась обязанность организационного оформления ячеек и создаваемых при них групп сочувствующих.

Выезжать на места довелось главным образом А.С. Волкову и В.А. Мартынову. Волков работал в Колкской, Кировской и Сосковской волостях, Мартынов — в Гуторовской, Воронецкой, Красниковской и Короськовской волостях. Третий член бюро — Владимирова на выезды не отвлекалась и работала секретарём комитета партии, единственным освобожденным партийным работником в уезде. Она была всесторонне образована, хорошо знала стенографию, что в то время было редкостью, и для партийного органа это было находкой.
 
По мере необходимости бюро посылало в деревню членов партии. С последних месяцев 18-го и до половины января 19-го годов в уезде, вместе с созданными ранее, было оформлено 16 партийных ячеек с группами сочувствующих при них.
Кроме волостных, создавались и сельские ячейки. Они были в деревне Речица Черкасской волости, Шумаково, Ретяжах и Хлопово Гуторовской волости. Две последних были объединены вскоре в одну ячейку, которую возглавил П.Е. Хромов.

Наиболее крупными из них были: Короськовская — 33 человека, Кировская — 27 человек, Муравльская — 22, Колкская и Воронецкая — по 19 человек, Сосковская—16 человек. В Никольской, Красно-Клинской, Троснянской, Жерновецкой, Черкасской, Коровье-Болотовской волостных ячейках имелось от 8 до 12 партийцев.

А всего в 16 ячейках вместе с г.Кромы насчитывалось к тому времени 223 члена партии с сочувствующими, которые в отдельных организациях составляли 35-40%.
С таким составом Кромская партий-ная организация пришла к своей первой уездной конференции, состоявшейся 18-19 января 1919 года.

Конференция одобрила политику Центрального Комитета во всех областях его деятельности, приветствовала введение чрезвычайного налога, как налога «имеющего классовый характер, всей тяжестью падающего на имущие группы и классы населения и освобождающего совершенно от обложения бедноту».

Конференция приняла решения об укреплении рядов партийной организации, усилении работы среди крестьянской бедноты и середняков, о работе среди женщин, более широком привлечении к общественной жизни трудовой интеллигенции, и в частности, по ликвидации неграмотности, а также о проведении чрезвычайного налога и по ряду других вопросов.

Конференция избрала первый уездный комитет партии. Председателем избрали А.И. Козина, заместителем — А.С. Волкова, секретарём комитета — М.Владимирову. С этого времени работа партийных организаций в городе и особенно в уезде получила более планомерное развитие, стала целеустремлённее.

Одновременно продолжалась организация новых ячеек. В марте-апреле 1919 года, в соответствии с постановлением VIII съезда, была перерегистрация партийной организации города и уезда. Для её проведения создали комиссию из 5 человек во главе с А.И. Козиным. В неё вошли Г.И. Волосатов. И.Ф. Киселёв, Л.А. Щеголев, В.А. Мартынов. После состав расширили до 11 человек.
Дополнительно в комиссию вошли А.С. Волчков, Г.Н. Чичеров, Ф.А. Кузнецов, М.П. Позднухов, С.Г. Шабышев и Г.Ф. Ларин. Члены комиссии закреплялись за волостями уезда.

Кроме того, были выделены и утверждены уездным комитетом партии ответственные поручители из состава каждой во-лостной или сельской ячек. В результате перерегистрации численный состав парторганизации хотя и уменьшился, но в целом она стала крепче и сильнее своей внутренней сплочённостью, дисциплиной.

Всё более рос её авторитет, шире распространялось влияние большевиков в Советах, среди бедноты, середняцкой прослойки крестьянства, среди ремесленников, служащих и трудовой интеллигенции.

Партийная организация стала полнее воплощать в жизнь решения Центрального Комитета, осуществлять первые шаги по переустройству жизни людей.
*
Воспоминания, написанные автором в 1977 году с позиции большевика-коммуниста, вроде бы говорят о постоянном внимании властей к проблемам и нуждам народа.
Сейчас мы знаем, что это не совсем так. Да и автор, говоря, например, об интеллигенции, даёт ей классовое определение: трудовая интеллигенция! Вот и стремились перевоспитывать на трудовых фронтах бывших дворян, профессоров, врачей, преподавателей, служителей церкви (последних больше расстреливали)…
Мы закончили печатать интересные и важные воспоминания В.Мартынова.

176. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
Сверено с оригиналом
*


Рецензии