Полагаясь на Судьбу

                ПОЛАГАЯСЬ  НА  СУДЬБУ

     Я – пятиклассница! А это значило, что я, не какая-то там малявка, а уже старшеклассница. И учусь на втором этаже нашей школы. Мои одноклассники, как никто в школе, гордились этим повышением и, конечно же, как могли, подражали старшакам.
      Особых достатков у украинских сельчан начала шестидесятых годов, теперь уже прошлого столетия, не было. Война всё ещё собирала у моих земляков недоимки. Раненые, искалеченные мужики, хоть и хорохорились на собраниях, смоля самокрутками, но и так было понятно, что все их планы лягут на бабьи плечи. А отсюда и достатки. Если учительница спрашивала у кого-то из школьников: «Почему вчера в школе не был?» Ответ звучал примерно так: «Мамка штаны постирала, а они за ночь не высохли». И это никого не удивляло. Штаны были одни и то зачастую донашивали за старшими детьми. Ситцевому платьишку, а к празднику надетому штапельному платью, девчонки радовались так, как нынешняя ребятня вряд ли сумеет подняться до такой высокой степени счастья. Но, трудности – это забота взрослых, а у детства и солнышко краше.
     Помню: зимний, солнечный день. В пятом классе – урок физкультуры. Лица учеников светятся радостью. По крайней мере, никто никого не будет ругать за невыученные уроки.
     После звонка в класс вошёл Николай Порфирьевич – учитель истории, пения и физкультуры. И сразу, с порога, спрашивает:
      - Больных нет?
     - Не-е-ет! – хором отвечаем мы.
     - Тогда, быстренько, строем, идём получать лыжи…
     - Ура-а!
     - Ти-ихо! Тихо! В классах уроки идут…
     Но последние его слова утонули в стуке откидных парт, топоте и радостных возгласах. Лыж, коньков, конечно же, ни у кого не было. Да и самодельными саночками не каждый мог похвастаться. Однако в школьном сарае для такого случая хранилось двадцать пар лыж. Вот их мы и спешили получить. В классах около тридцати человек. Кому-то достанутся одни лыжи на двоих, и решать, кто первый станет на лыжню, будет учитель. Вернее, чья фамилия будет по списку выше. А пока перед дверью сарайки выстроились ученики по росту. Впереди – самые рослые мальчишки, которым в любом случае в классе доставалось всё самое лучшее. Они и выбрали себе лыжи парные, да ещё и покупные палки. (Хоть эти лыжи и были жалким подобием теперешних лыж, но тогда…) О-о! Детскому счастью не было предела.
     Я, как самая высокая из всех девочек в нашем классе, стояла в строю за Васькой «Нуфрейчиком», злобным недомерком. Он всячески пытался показать, что он Мужик и спасало его от справедливого наказания только то, что тратиться на этого огрызка у меня не было никакой охоты…
     Так же, строем, мы пошли в верхнюю часть школьного огорода. Там уже была проложена и накатана лыжня учениками старших классов, которые катались на прошлом уроке на этих же лыжах. Учитель объяснил, что там, в низу, где кончается огород, нужно свернуть в сторону. Все дружно закивали головами. Хоть многие из одноклассников и на лыжах стояли всего пару раз. Учились друг у друга. О чём там толковать, мы саму «физкультуру» и за предмет не считали…
     А нужно сказать, что наше село Букатинка, расположилось на крутой косогорине, вдоль реки Мурафа. Чтобы не сползала вниз плодородная почва, строились каменные заборы, которые и удерживали землю. Спустя многие годы дождями намывало землю до верхнего края забора. И тут уже понятно, что если лыжнику не свернуть в сторону, то, с разгону можно прыгнуть, почти с двухметровой высоты в соседний огород. Потом проехать до межи хозяйского огорода, ещё один прыжок с такой же высоты, а там – большая сельская площадь перед водопроводом, где поили колхозных коней, телят. Где, в придорожной канаве копошились утки и гуси.
     Ещё учитель предупредил, чтобы мы были предельно осторожными и, главное, не падали, т.к. от падения испортится лыжня…
     Наконец – поехали первые, заводилы. Всё благополучно. Доехали, свернули, ёлочкой карабкаются вверх. За ними, по очереди, к лыжне направились мальчишки помельче. Те, кто падал, тут же огребал тумаки от ребят, поднимавшихся вверх. Кое-как исправлялась лыжня и очередной пацан, нахлобучив шапку поглубже, с серьёзным видом ставал на лыжню и с силой отталкивался, какими уж там придётся палками.
     Мне же палок вовсе не досталось. К лыжне я подошла пешком, неся лыжи в руках. Рукавичек у меня не было. Я их потеряла ещё вначале зимы, а покупать вторую пару мне мама явно не собиралась. Не те достатки. А поскольку я человек далеко не спортивный, то охотнее я бы отдала, эти чёртовы лыжи кому-то другому. Но, раз учитель выдал мне, то и выбора у меня уже не было.
     Боялась ли я? Конечно, боялась. Я на этих лыжах и по ровному огороду ходить не умела. А тут с горы,  да ещё и падать – не смей…Но внутри меня, крепким стержнем стояла надежда… на Судьбу. Как говорится: чему быть, того – не миновать.
     Хоть и подростком я в то время была, но из породы людей степенных, раздумистых. В разговоры старших не встревала, но каждое сказанное ими слово, особенно слова матери, зрелым зерном ложились на нетронутый целик моей души. А мама моя, рано овдовевшая, хрупкая женщина, чтоб прокормить семью, вынуждена была каждое утро, в четыре часа, когда ещё и петухи не пели, по тёмным улицам идти за село, на ферму. Страшно ли ей было? Да кто ж сможет своей меркой чужой страх измерять? Только она всегда повторяла мне, если меня одолевали страхи перед чем-то новым, чего в мои тогдашние годы было с избытком: «Ты, доченька, положись на Судьбу и не бойся! Случится только то, что и должно случиться…»
     Пока я стояла, поджидая очередь, продрогла на ветру. Руки грелись в карманах. Лыжи валялись у ног. Этот, огрызок Васька, стал готовиться к старту. Пора и мне было готовиться. Но тут оказалось, что задубевшие в кирзовых сапогах ноги, не больно-то меня слушаются. Сердясь на себя, я всё же затолкала облепленные снегом сапоги под широковатый, прибитый к лыжне прорезиненный «ремешок», и поковыляла к верхней точке лыжни.
     Как на грех, учитель несколько отвлёкся и не заметил, что строй мальчишек иссяк.  Девчонок, по его плану, нужно было направить на более пологую лыжню. Но, я же об этом не знала…
     Когда Васька одолел больше половины лыжни, я решительно вышла на старт. Вздохнула, и, с мыслью: «Будь, что будет!», тронулась. Учитель оглянулся. Помню, как у него округлились глаза. Но остановить меня уже было невозможно. Накатанные лыжи, что называется, понесли. Он только крикнул вдогонку: «Вынь руки из карманов!»
     Наклоняясь вперёд, я буквально летела навстречу Судьбе. Мальчишки, сперва грозились кулаками, чтоб не запортила лыжню. Потом дружно закричали: «Сворачивай!». А, вот, как «сворачивать», я понятия не имела. Лыжи несли меня к краю. Я, с большого страху – ничего не соображала. Как прыгнула в соседний огород, удержала равновесие, как им проехала и прыгнула уже на дорогу и выехала на площадь, проехала буквально перед мордами лошадей едущей двуколки и, распугав гусей, уткнулась с головой в сугроб, толком – не помню. Одна только мысль теплилась: «Если сломала лыжу – мне не жить…»
     Дети, учитель, женщины, шедшие по воду с коромыслами, подбежали ко мне. Подняли, отряхнули. Что-то говорили.  А я только таращила глаза и пыталась понять: это было со мной?..
     Лыжи оказались целы. Меня, растерянную, привели в класс. Учитель зачитал оценки. Мне, под общее одобрение, поставил большую пятёрку. Только я до сих пор не пойму: за что?..
     Зима на Украине не долгая. В тот год мне больше так и не пришлось стать на лыжи. Да и не больно-то мне этого хотелось. Одно только с уверенностью могу сказать, что «полагалась я на Судьбу», за мою жизнь, много раз. Признаюсь, не мачехой она была мне, а, что ни на есть – родной матушкой.
    … Жива, покудова! 

                27.09.2011 года.


Рецензии
Ох, Анна, почитала - аж душа выпрямилась. Легко и чисто, тепло и немудрёно словом обволакиваете, добро очень, ласково. Спасибо.
Низкий поклон таланту Вашему и Вам.
С теплом,

Нэля Березная   06.11.2012 18:53     Заявить о нарушении
Нэлечка, радость моя! СПАСИБО Вам большое за такие добрые слова!
Ниже пословиц есть 5 книг сказок. Оценивать не буду, сами решите...
Всего Вам самого доброго!!!!!!

Анна Боднарук   06.11.2012 19:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.