Как в Иркутске сияла литературная Россия

Письмо Николая Башмакова, писателя из Пермского края, с которым я познакомилась в Москве на 10-летии сервера «Стихи ру», позвало в дорогу. Он сообщал, что в Иркутске в восемнадцатый раз состоятся Дни русской духовности и культуры «Сияние России», учреждённые в 1994 году по инициативе иркутского писателя Валентина Распутина. Обычно дни эти проходят в конце сентября – начале октября. Не найдя в Интернете программы пребывания писателей на форуме, но предупреждённая Николаем о приезде интересных лиц из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми, я запросила программу в штабе подготовки. Мне ответили, что программа не готова, при подписании её губернатором мне сбросят расписание  по электронной почте. Я купила билеты на поезд на двадцать пятое число, так как обычно дни эти начинались двадцать седьмого сентября. Потом позвонила Владимиру Скифу, руководителю иркутского отделения Союза писателей России, с которым мы были шапочно знакомы со времени его пребывания с рабочей поездкой в Северобайкальске, о том, что еду. Он сказал, что выступления все расписаны, в число приглашённых и выступающих литераторов он меня записать не может, но вольным слушателем я присутствовать могу. Программу мне так и не скинули, я нашла её в Интернете перед самым отъездом. Я решила ехать в надежде на то, что мне  в частном общении с литераторами форума писателей удастся рассказать о своём городе и опыте работы городского литературного объединения «Контакт», члены которого в московском конкурсе «Дорожные мотивы 2011» ОАО «РЖД» из девяти мест трёх этапов заняли восемь мест, то есть практически забрали весь пьедестал по Восточно-Сибирской железной дороге.

Оказалось, что дни культуры начались двадцать пятого сентября, а я ещё два дня была в дороге. Поэтому первой встречей для меня оказалась встреча с критиком и публицистом, заместителем главного редактора журнала «Наш современник» Александром Ивановичем Казинцевым из Москвы. Вдвоём со студенческой подружкой Евгенией  мы вошли в здание Союза писателей. Оно оказалось довольно обшарпанным и неуютным.  Спустившись по крутой лестнице вниз, мы оказались в маленьком душном помещении актового зала. Зал был почти полон, по лестнице, один за другим, спускались литераторы. Представив собравшимся Валентина Распутина, Александр Иванович начал свой доклад в духе политинформаций советского периода. Стиль рассказа меня не так озадачил, как его содержание. Подробно рассказав о том, как правильно поступает народ западных европейских стран, придя к левому течению и отстаивая свои права на митингах и демонстрациях, оратор перешёл на проблемы России, попеняв на то, что руководство страны не хочет слышать, что говорит народ. Выдав в зал информацию-сплетню о связи Путина и Кабаевой, он сообщил, что всё же делать что-то надо и как-то объединяться надо. На какую аудиторию была рассчитана его речь, я не очень поняла, в моём понимании на  безликую массу, которая «хавает» всё, что ей дают. Однако публика довольно активно оживлялась, когда речь заходила о том, что в России всё развалилось, правит криминал, и жить России осталось, по подсчётам каких-то предсказателей, от четырёх до десяти лет в лучшем случае. Потом докладчик остановился на том, что страна наша сидит на нефтяной игле, что промышленности у нас нет вовсе, что все последние запуски космических спутников были неудачные, и далее в том же духе. Потом приводился пример из царской России, когда светлая личность, глава правительства Столыпин призывал к реформам, а его не послушали, не поделились с народом и впоследствии докатились до революции снизу, когда у богатых отобрали всё, до копейки. Слышать все эти мрачные высказывания докладчика было невыносимо, но человек, который был мне нужен, а именно Игорь Николаевич Тюленев из Перми, отсутствовал. Но вот его колоритная фигура показалась в проёме двери, и я не упустила возможности освободить ему место в ряду около себя. Вытащив свои книжки из сумки, передав их Тюленеву, предварительно представившись и сославшись на протекцию Николая Башмакова, я приготовилась уйти с заседания, договорившись о встрече с поэтом назавтра в библиотеке. Нас опередил Валентин Распутин. Видимо, ему не захотелось присутствовать при столь нелепом докладе, что он вышел, не обращая внимания на московскую знаменитость. Следом за ним покинули помещение и мы.

Далее мы направились в сторону музыкального театра, так как там должен был начаться концерт хора имени Пятницкого. Шли мы медленно, поэтому Тюленев с сопровождающей его дамой догнали нас на обзорном мостике перед театром. Мы, разумеется, пристроились к ним для фотографии. Перед входом в театр фотографировались Распутин, Скиф и Тюленев. Я сделала и эту фотографию. Кто-то из местных писателей присоединился к фотографирующимся знаменитостям, его сфотографировали, потом вежливо попросили отойти от мэтров. Поэтому я не рискнула подойти, чтобы сфотографироваться с ними для истории моего пребывания в Иркутске на столь значимом событии.  Вход был только по пригласительным билетам, поэтому я обратилась к В.П. Скифу помочь нам пройти в зал. Он ответил что-то неопределённое, но с пригласительными не помог, хотя несколько раз с высоко поднятой головой продефилировал мимо нас, грустно стоящих под дверями театра. Ждать более было нечего, и мы направились гулять и фотографироваться по городу.

Иркутск был чистым!!! Везде!!! Отцветающие клумбы, фонтаны, проезжая часть и тротуары – всё было в идеальной чистоте! Я не помню такого Иркутска прежде. Он всегда был каким-то замызганным и неряшливым. Ответ на вопрос,  каким образом случились такие заметные глазу преобразования в городе, Женя ответила мне просто: новый мэр за год своего правления сумел сделать. Перед театром музыкальной комедии строится купеческий квартал, куда были перевезены конструкции старинных реставрируемых на месте домов со всего города. На улицах появились новые малые формы – памятники, у одного из которых, «Туриста», открытого пару дней назад, мы сфотографировались. Фасады главных улиц города были отреставрированы и покрашены. Город начал обретать свой собственный неповторимо красивый облик столицы Восточной Сибири!

После лекции о том, что в России всё плохо, город успокоил нас, наглядно показав, что докладчик ошибается, застряв в своём развитии в конце девяностых годов прошлого века. Жизнь стремительными темпами ушла вперёд, пока он вынашивал свои мысли о реформах в России в глубине своего московского кабинета.

Прохаживаясь по улице Карла Маркса, мы набрели на дом, где когда-то жил Константин Седых, куда мы с одноклассником приезжали, чтобы взять у него интервью. Я сфотографировала мемориальную доску на доме для своей публикации «Спецзадание» о встрече с писателем сорок лет назад.
Проявив ностальгию по студенческим годам, мы выпили по стакану напитков в кафе «Снежинка», которое не только сохранило своё название, направленность, но и контингент посетителей: то были студенты, почему и зал был полон, и места за столиком нам не хватило, как всегда бывало и в наши студенческие годы.
Выйдя из кафе, мы направились к фонтану, где нас ждала машина с Юрием, мужем Евгении.

Назавтра предстояла творческая встреча писателей Москвы и передача книг в дар библиотекам Иркутской области в рамках дней Москвы в Иркутской области. Встречу открыл директор областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского. Он поблагодарил собравшихся в зале гостей за присутствие на таком значимом для библиотеки Иркутска событии и передал слово Евгению Викторовичу Медведеву, работнику департамента  культуры Москвы. Поблагодарив иркутян за гостеприимность, в связи с чем они, представители Москвы, почувствовали себя ответственными и значимыми посланниками Москвы в Иркутске, он перешёл к рассказу о библиотеках, акцентировав внимание на библиотеке им. Молчанова-Сибирского, которой в этом году исполнилось 150 лет, и посоветовал собрать всю историю библиотеки в лицах и событиях в отдельной книге. Затем передал документы библиотеке на передачу двух тысяч томов изданий из фондов московских библиотек, одна часть которых была издана в программе «Дар и дарители» к съезду потомков А.С. Пушкина в русском литературном музее Пушкина на Пречистинке. Другая часть – из издательского фонда, то есть из тех книг, которые издательства передают в библиотеки после печати книги. В настоящее время библиотеки берут не все книги, выходящие в издательствах Москвы, а лишь те, которые они сами выбирают, так как книг выходит неимоверно много. Евгений Викторович посетовал на то, что библиотеки Москвы за последние годы потеряли солидную часть своих читателей, так как появилась Интернет-библиотека. Но при этом уверенно заявил, что Интернет-библиотека – это склад, а настоящая библиотека – это живые книги.
В моём понимании, он не  прав. Интернет-библиотека – это такая же библиотека, только масштабом больше обычной библиотеки. Но я согласна с выступающим в том плане, что библиотеки нашей стране нужны. Я добавила бы – любые: и Интернет-библиотеки, и обычные. Если в Интернет-библиотеке можно отыскать нужную книгу, независимо, где физически она находится, в каком городе, то библиотека – это лучшее место для общения не в виртуальном, а в реальном мире. Впрочем, в будущем через Интернет можно проводить творческие встречи, вечера празднования памятных дат в одно время во всей стране сразу одной общей дружной компанией литераторов.

Женщина из министерства культуры Иркутской области поблагодарила москвичей за подарок и рассказала о новом здании библиотеки, которое находится в стадии отделки и установки оборудования. На будущий год библиотека примет первых читателей.

В.П. Скиф рассказал о золотой осени Иркутска, которая принесла с собой столько замечательных праздников и культурных мероприятий городу, перечислил всех знаменитых гостей из  Москвы, которые за восемнадцать лет прохождения Дней духовности и культуры «Сияние России» посетили праздничные мероприятия в Иркутске. Он представил публике одного из «золотой десятки» публицистов страны  - А.И. Казинцева. Заметив, что библиотекари повысили его в должности, написав его должность как главного редактора журнала «Наш современник», он пожелал Александру Ивановичу занять эту должность в будущем.
Скиф завершил свою речь словами: «На «Сияние России» съезжается цвет русской литературы».

Казинцев начал свою речь с благодарности иркутянам за радушный приём. Он отметил, что вчера почувствовал особую энергетику в зале музыкального театра при выступлении хора имени Пятницкого и чествовании, после выступления, Валентина Распутина.
Он поведал слушателям, что  в своё время журнал «Наш современник» печатал все рассказы и повести Валентина Распутина, помогая утверждаться писателю, а теперь слава Валентина Распутина помогает утверждаться журналу. Журнал «Наш современник» - самый тиражируемый журнал России в настоящее время. А так как иркутская земля богата талантами, то он будет продолжать печатать лучшие произведения иркутских авторов. Затем он более кратко повторил свою вчерашнюю речь в доме литераторов, немного скрасив острые моменты вчерашнего выступления, касающиеся негатива в нашей стране, повторив лишь только прогнозы таких специалистов, как Зорькин и Бутков, предсказывающие крах России в течение трёх-четырёх лет. Он сообщил, что народ может противостоять этому, научившись, как за рубежом отстаивают свои права на митингах и демонстрациях или создадут уличные комитеты самоуправления, опять же, как за рубежом. Мне показалось, что выступающий оратор абсолютно не владеет информацией по данному вопросу в нашей стране. Если бы он набрал в Интернете слова «Низовая городская общественная палата», то он обнаружил бы там сотни миллионов страниц на эту тему, начиная с положений о низовом самоуправлении, опыте работы различных населённых пунктов до успехов в осуществлении этой деятельности в стране.

Евгений Васильевич Шишкин, заведующий отделом прозы журнала «Наш современник», взяв слово после А.И. Казинцева, посвятил своё выступление тому, что он считает, что нация Интернета – это не нация будущего, а нацией будущего является читающая нация.
- Сейчас мы находимся в двадцатке читающих стран, - сообщил он.

Мне было жаль, что администрация сервера «Стихи ру» так и не отправила приветственного письма в адрес участников конференции, тогда бы надобность делёжки читателей на Интернет-пользователей  и читателей, пользующихся услугами обычных библиотек, на форуме отпала бы. Я, как сочинитель и исследователь-читатель, как и многие тысячи других читателей, ищу нужную мне литературу где угодно. Эта делёжка искусственная, в нашей стране всему есть место: и библиотекам обычным, и Интернет-библиотекам. И сотрудничество всех библиотек очевидно. Во многих библиотеках страны в наше время оборудуются читальные залы Интернет-библиотек с выходом через Интернет в любую библиотеку мира. Не знаю, как в Москве, видимо там нет, раз солидные представители солидного журнала делят библиотеки на обычные библиотеки и Интернет-библиотеки, а у нас в Северобайкальске в городской библиотеке читальный Интернет – зал давно без проблем работает.

По завершению встречи слушателями был задан лишь один вопрос об отношении литераторов к эмигрантам. А.И. Казинцев ответил, что, по его мнению,  если приезжают с добрыми намерениями, нужно их принимать, а если с дурными, то немедленно выдворять из страны.
Поблагодарив выступающих за встречу, одарив их подарками с иркутским радушием, директор библиотеки встречу завершил.

Я подошла к работникам библиотеки и вручила им три пакета с моими книгами для библиотек города и открытки с адресами моих Интернет-страниц для читателей, которые заинтересуются моим творчеством, посчитав для себя участие во встрече успешным, несмотря на то, что обещанная  встреча с Тюленевым не состоялось из-за его отсутствия в библиотеке. Я подумала о том, что она возможна назавтра в техническом университете во время встречи со студентами моего родного ВУЗа.

Самым тщательным образом я подготовилась к встрече со студентами технического университета. Другие ВУЗы мне не хотелось посетить, а посещение этого я поставила себе в план, так как он - родной мой политехнический институт. Его закончили все члены моей семьи, кроме сына: я, муж и дочь. Поэтому я напечатала книжки – сборник избранных стихотворений на своём компьютере, собрала все имеющиеся в наличии открытки о Северобайкальске, поставив на них штамп с указанием адреса моих страниц в Интернете, и открытки «Признание в любви», которые разработала моя дочь (с моими стихами и рисунками). Доехали мы до университета на такси. Молодой водитель живо заинтересовался нашей поездкой, пошутив, что мы, видно, на лекцию опаздываем. Мы рассказали ему о цели поездки, и он заинтересовался нашим рассказом, так как был журналистом одного из иркутских журналов. Я подарила ему книжку со стихами и открытку с адресом моей литературной страницы в «Стихи ру». Когда мы вошли в здание университета, нас не пропустили внутрь помещения без пропуска, отправив  в бюро пропусков.  За день до встречи, ещё в доме литераторов, я попросила В.П. Скифа, чтобы он включил нас в список приглашённых на встречу со студентами, чтобы нас пропустили внутрь здания. Он мне ответил, что этого не требуется, так как нас пропустят без всякого разрешения, если мы скажем, что идём на встречу с писателями и студентами. Женщина в бюро пропусков была более чем удивлена нашей просьбой выписать нам пропуск на встречу с литераторами. Она взяла из наших рук программу пребывания писателей в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России» 25 сентября -1 октября 2011 года, позвонила во все возможные места, где можно прояснить ситуацию, но нигде не получила вразумительного ответа: то ли встречу перенесли в какое-то другое место, то ли её отменили вовсе. Никто нигде не был в курсе, что в университете вообще намечалась такая встреча. Постояв под дверями университета, мы вышли на улицу. Перед выходом я передала в читальный зал университета свои книги, подготовленные для библиотеки. Что делать с остальными книжками и открытками, мы придумали на ходу. Просто останавливали всех проходящих мимо нас студентов и вручали им мой подарок. Кто попал в список случайно поощрённых мной студентов, я не знаю. Наверное, те, кто поверил моей улыбке и протянул навстречу мне руку дружбы. Освободившись от открыток и сборников стихотворений, мы направились на автобусную остановку. Почему в библиотеке В.П. Скиф не предупредил меня об изменившихся планах и отменённой встрече, я не знаю. Видимо, не посчитал нужным, либо вообще не помнил о моём существовании, как об авторе, приехавшем из другого города России специально на Дни русской духовности и культуры «Сияние России». Видимо, сияние и блеск московских литераторов затмил собою мою очень скромную персону, прибывшую из Бурятии, или же, по  мнению организаторов форума,  в России сиять могут лишь нужные литераторы – а это московские и петербургские знаменитости.

Назавтра я ещё раз столкнулась с литераторами в Байкальском лимнологическом музее на Байкале в Листвянке, куда мы с друзьями приехали из Иркутска на машине. Я сделала фотографию группы  в вестибюле музея.
Так, несколько сожалея о несостоявшихся встречах и сотрудничестве с иркутскими и приглашенными в Иркутск литераторами, я завершила свою личную официальную программу пребывания писателей  в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России» в Иркутске.

01.10.2011


Рецензии
Татьяна! Во-первых, Ваша правда поражает, но только меня, а должна поразить Скифа и руководителей "Нашего Современника". Вы молодец, что просто говорите, что происходило, но не даете оценку. а вот я не могу ее не дать. Высокомерие, которое проявили по отношению к Вам, говорит об оторванности не только московских, но и ряда наших, местных, литераторов от жизни и простых людей, то есть, народа. Я это давно подозревал. "Наш Современник" подписывал долгое время, считая литературным журналом, В свое время так и было, потом они перешли в оппозицию к власти. В 80-е годы это было приемлемо и смело, они печатали "деревенскую" прозу, реалистов, таких как Астафьев (которого люблю), но потом их позиция перешла во брюзжание. Распутин всегда был одним из них, членом редколлегии, но он был, понятно, выше, власть к нему прислушивалась и уважала. Возможно, закрытие БЦБК - с его помощью произошло. Хотя есть разные мнения, даже среди литераторов нашего уровня.
Доверяю каждому вашему слову. Написано по горячим следам. У вас получилось журналистское расследование. Вот эти Дни духовности я не посещал именно по такой причине - был уверен, что там 66% будет нигилизма. Сейчас "Литгазета" тоже спустилась до этого уровня. Как куплю, ничего для души.
Вот такую правду - личную - люблю, вижу, что не один такой. Мне за правду доставалось в свое время.
Увы, литературную богему нам не изменить. А вот Стихира мне нравится. Я был в Доме литераторов в мае прошлого года. Здесь - душевно открытые люди. С Кравчуком за руку здоровался или просто пожимали друг другу, когда я выступал, несколько раз - попросту; его выступление простое; литераторы тоже без изысков, как бы своё. Хотя слышал о конфликтах, есть случаи заимствований, но везде люди. Всего доброго!

Анатолий Просняков   31.03.2016 15:29     Заявить о нарушении
Да, я жалею, что не встала в зале для выступлений, послушалась Скифа в переписке, что мне слова не положено и не встряхнула всю эту затхлую кухню сплетен. Думаю, что я могла бы подарить Распутину несколько приятных минут. Наверное, вот это его окружение последних лет его совсем не радовало. Ну не подумала, что так буду жалеть упущенный миг, который дарила мне судьба - утвердить Россию в глазах этих богемных московских и скифовских пессимистов. В Харькове в 2010 мне это удалось сделать перед литераторами, показать им другую Россию, которая вызревала в народных массах и тогда не была видна, как это происходит сегодня.

Сибирячка Татьяна Муратова   31.03.2016 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.