Август-4

АВГУСТ
(Продолжение)

Но мне припомнился и день иной,
Точней не день, а лишь его частица.
Мы, кажется, смотрели фильм какой-то.
Он был неинтересным. И тихонько
Мы меж собой о чем-то говорили.
А Катя в это время рисовала
В гостиной, позвала зачем-то Надю –
Наверное, понадобилась помощь.
Минутки две в гостиной тишина
Царила необычная.
И вдруг
В прихожую с листком выходит Катя,
Листок к дверям липучкой прикрепляет
И говорит, точнее объявляет,
Как в филармонии конферансье:
– Сегодня прозвучит для вас концерт
Из музыки... («Как, мама?» – «Грига»)... Грига! –
Пока толпились у афиши люди,
Возжаждавшие к музыке великой
Немедленно, сейчас же приобщиться,
Пока читали крупные слова:
«КОНЦЕРТ ИДЁТ! ИДИТЕ! ПРИХОДИТЕ!»,
Мы с Катей за прикрытыми дверями
Поспешно, но с большим, понятно, вкусом,
На диске Грига выбирали опус,
Который бы всех нас без исключенья
Пленил.
И вот когда народ расселся
И перестал шуметь, ногами шаркать,
Катюша объявила из «Пер Гюнта»
«Анитры танец», и рукой взмахнула,
Как самый настоящий дирижёр,
И, словно из тюрьмы освобождённый,
Из диска вырвался и зазвучал
Изящно-хрупкий, трепетно-щемящий,
Печально-нежный танец,
и у многих
Участников бесплатного концерта
Слезинки появились на глазах...

Короче, всё вершилось не по плану,
Не по обычной логике событий,
А как-то явно не по воле нашей,
А по каким-то силам, непонятным
Ни сердцу ни уму.

Вот и венчанье,
Наверно, далеко не в лучший день,
Перед отъездом самым, состоялось.
Как скалы, тучи чёрные на небе
Тревожно громоздились друг на друга.
Но над Ивановскими куполами
Сияло солнце. В храме – полумрак.
Лишь свет свечей, да утварная медь,
Да позолота царственных корон,
Которые на головы Дениса
И Нади самый старый в этом храме,
А может, и в епархии во всей,
Священник Иоанн воздел руками
Своими добрыми и сокровенно
Напутственное слово произнёс:
– Денис! Надежда! Вы теперь не просто
Муж и жена. Вы с нынешнего дня,
Благословенное Всевышним Богом,
Единое Одно, без разделенья.
Живите дружно, и детей рожайте,
И в благодатных Заповедях Божьих
Воспитывайте их...
Немного позже
Мы подошли к нему благословиться:
Денис с семьёй – на дальнюю дорогу,
Мы – чтоб быстрее годы пролетели
До новой встречи.
Батюшка смиренно
Благословил и расспросил Дениса,
Как службы в ихнем храме православном
Проходят. И вторично пожелал
Счастливого полёта.

И случилось
Такое, что не сразу осозналось
Как мной, так, может быть, и остальными.
Простились мы. И на такси в Кольцово
Уехали под вечер гости наши.
А рано утром звонкий домофон
Вдруг затрезвонил. Снова появились
В прихожей наши дети. Отменили
Их рейс ночной по случаю поломки
Авиалайнера. Лишь через сутки
Им удалось в Ванкувер улететь.
А я потом не раз об этом думал:
А если бы не позднее венчанье?
А если бы не то благословенье
Священника? А если бы не та
Отмена рейса? Если б неполадки
Беспечно не заметили?... О Боже!
Что бало бы?
Что было бы?
Что было?..
Я и сейчас подумаю о том –
И всё в душе безумно холодеет...

Читатель милый! И тебя, наверно,
Не обошли те скорби и печали,
Которые нас властно в плен берут,
Когда к нам в гости дети приезжают,
Спустя безмерно длившиеся годы,
Проводят с нами дней круговороты,
Несущиеся с быстротой надрывной,
А после вновь надолго уезжают,
И как же тяжко первою порой
Бродить по гулкой тишине квартиры,
Так сразу и жестоко опустевшей.
Мы раньше сына в письмах подбодряли,
А нынче он решил нас подбодрить
И написал по скайпу: мол, тоску
Молитвой прогоняйте. Но молитва,
Признаться, помогла нам лишь немного.
И чтобы сбить опасную волну
Мирской тоски, безволия мирского,
Жена купила на остатки денег
(О, это есть в характере ее!)
В семи томах собранье сочинений
Святителя Игнатия. Его мы
Любили, кое-что читали, только
Столь полным Брянчаниновым владеть,
Мы с Валентиной даже не мечтали.

На «Судьбах Божиих» открылся том,
И я, признаться, снова подивился,
Что тема брянчаниновской статьи
Пересеклась с раздумьями моими.
Нет случая слепого! – так святитель
Свой начал труд. – Бог управляет миром.
И всё, что совершается на небе
И на земле, единственно по воле
Господней совершается, по плану,
По промыслу, которые постичь
Греховному сознанью невозможно. –

И потому лишь малая частичка
Открылась мне того большого плана,
Который в рамки тайные вобрал
Приезд Дениса, Нади и Катюши.
Я сразу лишь увидел только то,
Что рушатся мои предположенья –
Где, что, когда и как должно вершиться,
И эту нестыковку объяснил
Моим греховным охлажденьем к вере
(И здесь, наверно, не было просчёта).
Но, пробегая строчки «Судеб Божьих»,
Я прочитал, что Бог одновременно
Так управляет каждым человеком,
Что в каждое мгновенье, в каждом действе
Он в нас, своих твореньях, и мгновенья,
И действа все использует для блага,
Пусть для кого-то нынче вразумленье,
А для кого-то радость, – всё равно
В итоге всё лишь благом обернётся. –
И, ежели задуманная мной
Поездка на источник провалилась,
То это было мне лишь указанье
На прежнюю мою греховность. После
Предупрежденье это обернётся
Серьёзным пониманьем, что не всё,
Что я хотел, мне самому полезно,
Тем более Денису, Наде, Кате,
Жене и матери моей. Что планы
Господни совпадают очень редко
С задумками людскими, большей частью
Таящими в себе обман и зло.
Что было б с Катей, если б на источник
Поездка состоялась и она,
Ослабленная нездоровьем, тоже
Вдруг захотела, подражая нам,
В источнике холодном искупаться?
Ведь даже я, уже не первый год
Поклонник горных струй старопышминских,
В источнике азартно окунувшись
Четыре раза, тут же заработал
Склероза обостренье. Впрочем, позже
Об этом страшном годе будет речь.
А мы, читатель, неспеша вернёмся
К моим прозреньям, запоздалым, правда.

Немного выше я привёл слова
Святителя Игнатия о том, что
И вразумленья Божьи нас в итоге
К благому завершению ведут.
Казалось бы, что было в том плохого,
Когда бы мы своим семейством дружно
В берёзовские двинулись леса?
Припомнили бы многое, местечки
Знакомые неспешно обошли,
Грибов, пусть на жарёху, но набрали.
И эта отменённая поездка
Тогда меня в обиду и печаль
Повергла крепко. А теперь я вижу
Одни благие, добрые деянья
В несостоявшемся походе том.
И я, лишь потому, что страсть моя
Пустою оказалась, – обостренья
Болезней непрошедших избежал.
Денис хотел, конечно, за грибами
Со мною вырваться, но целый день
Он потерял бы, а проект, возможно,
Не сделал к сроку, и скорей всего
Заказчика серьёзного их фирма
В то время потеряла, а сегодня
Стабильной бы работы он лишился.
Катюша от сорвавшейся поездки
И вовсе ничего не потеряла –
Она совместно с бабушкой и мамой
Какой-то супермаркет посетила,
В котором, должен прямо вам признаться,
И сам я не бывал. А больше всех
Прабабушка Катюши дивидендов
В день неплановый приобрела –
Она в целебной доброй тишине
В притихшей спальне славно отдохнула.

(Окончание следует)


Рецензии