Что было бы с народом, у которого нет письменности

Братьям Кириллу и Мефодию, с благодарностью, посвящается.
Много веков назад великие просветители – братья Кирилл и Мефодий привезли на Русь письменность и дали начало великой русской литературе. Но давайте представим, что этого не произошло:
1.
«Темнеет. Последние лучи алого заката опускались на одинокую опушку. Всё было готово. Дети и взрослые постепенно собирались вокруг костра и готовились услышать какую-то историю о далёком прошлом. Старик, чьи волосы были белыми словно лунь, а старческая, покрытая тёмными пятнами, рука легко касалась упругих струн гуслей, был старый и пустой, как этот мир. Шел семь тысяч шестьсот пятьдесят третий год или семь тысяч шестьсот пятьдесят четвёртый (да кто его знает?) год от сотворения мира. Старик окинул собравшихся долгим взглядом синих, с коричневыми прожилками, глаз, резко контрастирующих с бледной иссушенной кожей, и начал свой рассказ.
- Поведаю я вам, братья, историю о предках наших славных. Вот вам моё слово. И слово это о славном полку Войнамира, что войной шёл на половцев…
Шел семь тысяч пятьсот десятый год от сотворения мира. И собрал новгородский князь Войнамир дружину огромную, чтобы бить половцев проклятых. Долго длился тот поход по степям стервятников. И хоть Русь тогда была едина, захотел Войнамир снискать себе славы воинской. Грозные сечи они на пути повстречали. Не раз свою доблесть они показывали. Сверкая острою луной, неслася смерть на русских витязей. Мечём и кровью проложили они себе дорогу в бессмертие. Много воинов пало. Поля покрыты были телами половетской заразы. Удар, удар. И сотрясалась земля под ногами дружинников Войнамира. Много трофеев они захватили, много рабов они увели, вечную славу дома нашли…»
2.
«Спустя много недель вернулся в деревню старец-скиталец и вновь стали собираться люди на опушке, чтобы  послушать какую-нибудь историю о далёком прошлом:
- Поведаю я вам, братья, историю о предках наших славных. Вот вам моё слово. И слово это о славном полку Святогора, что войной шёл на половцев…
Шел семь тысяч пятьсот десятый год от сотворения мира. И собрал новгородский князь Святогор дружину огромную, чтобы бить половцев проклятых. Долго длился тот поход по степям стервятников. И хоть Русь тогда не была едина, захотел Святогор снискать себе славы воинской. Грозные сечи они на пути повстречали. Не раз свою доблесть они показывали. Сверкая острою луной, неслася смерть на русских витязей. Мечём и кровью проложили они себе дорогу в бессмертие. Много воинов пало. Поля покрыты были телами половетской заразы. Удар, удар. И сотрясалась земля под ногами дружинников Святогора. Да, грозное время было. Никто не вернулся из того похода, но память о них останется навеки…
  *        *        *   
Когда скиталец ушёл, сказал один мужик другому.
- Я что-то в толк никак не возьму. Они что  вдвоём на половцев ходили? Но тогда как один мог выиграть, а другой проиграть, притом, что истории их похожи как две капли воды.
-  Наверное мудрец нам врёт или позабыл что-то.
- Ничто не истина, брат, когда подтвердить нечем».
     3.   
Через недели две вновь заявился в деревню скиталец…
Поведаю я вам, братья, историю о предках наших славных. Вот вам моё слово. И слово это о славном полку Игореве, что войной шёл на половцев…
- Тише скиталец. Ты совсем нас запутал. Так кто в тот славный али грозный год, ходил на половцев: Войнамир, Святогор али Игорь? И выиграл он али проиграл? Мы на Руси? Мы – русские али кто?!
Не нашёлся старец, что ответить ибо позабыл народ историю свою, как и он, что в деревне этой уже был и не раз. Так и получилось, что в одной деревне- герой Войнамир, в другой – несчастный Святослав, а где-то Игорь, соединивший две предыдущие истории. И долго мы так сможем жить, не помня, кто мы?»    

            


Рецензии