151. Между Б-гом и дьяволом

Человеческое познание  дуалистично. Понятие и  эмоция. Добро и зло. Позитив и негатив. Минус и плюс. Б-г и  Сатана.  Гений и злодейство.  И так далее… В наше время такая особенность «забавно»  воплотилась в практической кибернетике – устройстве компьютера, основанном на двоичной системе счисления. Можно пошутить ещё покруче: «двоичность» слышится  в самом названии обозреваемого журнала! Да и то сказать: он ведь и разделяется тоже на две ветви: с одной стороны – общественно-политическую, с другой – художественно-литературную. Где тут Б-г? Где Сатана? Попробуй разберись…   Учитывая такую неопределённость,начнём  наш обзор.

«Мир построен из двух времён, наличного и отсутствующего», - такова последняя фраза  эпиграфа из  пастернаковской  «Охранной  грамоты», предпосланного гл. редактором журнала А. Воронелем своей статье «Начало и конец», в которой автор сопоставляет два современных  экранных шедевра  двух суперзвёзд, «баловней успеха»: Мэла Гибсона («Страсти Христовы») и Ларса фон Триера («Догвилль», т. е. «Псоград»), «противоположных во всём», но «объединеных тонким пониманием пружин зрительского успеха». А фильмы, о которых речь, объединены, несмотря на внешние различия в сюжете и времени действия, одной и той же евангельской легендой о Христе.  Тот же раздел журнала, озаглавленный сколь загадочно, столь же и красноречиво: «Мир без рамок», продолжает статья физика и поэта (!) Константина Кикоина «Искусство как утиная охота», сравнивающая особенности развития науки и искусства. Раздел завершается не первым уже в журнале  диалогом  между  психиатром, поэтом, публицистом  А. Добровичем и физиком (и тоже публицистом) Э. Бормашенко (Как земляк-харьковец  поклонюсь чести этой фамилии: его отец  блестяще готовил к вступительным экзаменам в вузы по физике  еврейских детей. Которых  «блестяще» валил другой физик, по фамилии Безекуца. Это было поистине единоборство двух педагогов, и Бормашенко очень часто побеждал!  Я понимаю, что к обзору журнала сей факт не имеет прямого отношения, но удержаться от этого «лирического отступления» не могу! Одному из абитуриентов, «Иванову по матери», но «Рабиновичу» по папе,  боксёру или дзюдоисту  по увлечению, Безекуца сказал на зкзамене открытым текстом: «Хорошо, жидок, отвечаешь, а я тебя всё равно не пущу!»  И со временем поплатился   в тёмном переулке разбитой мордой и повреждёнными деталями  организма). Молодой  Бормашенко – ныне глубоко религиозный физик-иудей… Споры их с  Добровичем – всегда, в конечном счёте, о религии, но, разумеется, далеки по своему характеру от дискуссии Остапа Бендера с ксёндзом, когда Великий Комбинатор провозгласил: «Бога нет», а его оппонент стал доказывать обратное. В сегодняшнем случае психиатр рассуждает о психологии религиозного чувства, а  проникнутый этим чувством учёный-естественник заявляет: «Б-га живого, Б-га, которому мы молимся, не вывести ни из данных физики, ни из данных психологии».

Ещё один  публицистический раздел журнала: «Из прошлого и будущего» - открывается  эксклюзивным интервью М.С.Горбачёва, взятым  журналисткой и переводчицей  Галиной Акерман (Париж) и озаглавленным: «Другая версия развития». Я не принадлежу к сторонникам  сентенции о том, что история якобы не знает сослагательного наклонения: если бы оно и в самом деле было излишним, то язык легко  обошёлся  без него. Похоже, что не обходится ни один!  Оценка  альтернатив, даже не свершившихся, - основа  серьёзного анализа прошлого, намёток будущего. Из  «исповеди» Горбачёва сам он предстаёт в истинном виде: как человек в чём-то мудрый,  но во многом наивный. Объективную картину оставленной нами страны дополняет статья публициста и программиста В. Идзинского  «Россия на перепутье: особенности российской модернизации». Интересна и следующая статья: токаря М. Куферштейна – «Рождение ноосфера». То, что токарь написал серьёзную социо-футурологическую статью, в Израиле не умиляет:  я видел здесь и дипломированных  дворников, вот только не могу взять в толк: зачем известный по наследию акад.  Вернадского термин ноосфера  употреблять в мужском роде? Что-то вроде цитированных Маяковским чьих-то строчек: «Семён Михайлович Будённый скакал  на сером кобылЕ». Раздел завершает (если не считать маленькое  резюме «От редактора») эссе Микки Вульфа «След в истории», - остро парадоксальное  и сардонически остроумное, как присуще этому автору. В центре внимания – «след», оставленный  в истории мировой дипломатии «ботинком» (точнее, летней туфлей!) Никиты Хрущёва, стучавшего ею по столику  в Генеральной Ассамблее ООН!

В рубрике «Литературные рефлексии» - литературоведческие работы: Эмилии Обуховой (ныне живущей в Канаде) – «Попытка соучастия» (анализ одного из стихотворений  И. Бродского) и журналиста  Ю. Шеймана (Германия) «Через горнило сомнений»: о творчестве и личности  «инфернального писателя»  Ф. Достоевского.

В разделе «Проза и поэзия», прежде всего, хотелось бы отметить  яркий художественный очерк М. Зайчика  «Ученик Левитана» - двойной портрет «совковой» четы эмигрантов: диктора лениградского, а потом и израильского русского радио,  и его жены, написанный явно с натуры человеком, «вышедшим из гоголевской шинели» (но и шестидесятнической, ХХ-го века!); необыкновенно интересную подборку переводов из современной поэзии на языке идиш (в том числе и собственных стихов) Льва Беринского;  разнохарактерные по особенностям поэтического почерка, но перекликающиеся современностью содержания циклы стихов М. Вейцмана и Ф.Зорина; изящную юмореску М. Беленького «Сдача дежурства». Напряжённым драматизмом  отмечены  повесть писателя из Хайфы  Давида Каспера «Невиртуальная реальность», где батальные эпизоды из жизни действующей  израильской армии перемежаются  сценами ракетных обстрелов «Хизбаллой»  мирных хайфских кварталов,  и  рассказ жителя Германии Артура Фредекинда «Страх» - психологический портрет бывшего лагерного стукача.   

Журнал завершается  репликой А. Мелихова «Защищай жидов – спасай Россию»:  писатель из Санкт-Петербурга  предлагает «рецепт»  расположения российского общества в пользу Израиля с позиций русского же патриотизма: надо-де разъяснять, что если   еврейская страна исчезнет с карты Ближнего Востока, то следующим объектом атаки исламской экспансии неизбежно станет Россия. Как бы вы рассудили, от кого изначально исходит эта идея: от Всеблагого – или от лукавого?

А не от обоих ли сразу?


Рецензии