Кстати о языках или трудности перевода
Наше детство было интернационально. И полиглотично.
Мы с пятилетнего возраста владели идиоматическими выражениями на русском, армянском, грузинском, азербайджанском и курдском языках. Не брезговали и десятком выражений на идиш.
Как правило, для культурного общения одних идиоматических выражений недоставало, поэтому, заботясь о подрастающем поколении, партия и правительство ввело изучение родного, одного иностранного и национального языков в обязаловку.
В четвёртом классе, следуя школьному расписанию, к языковым трудностям прибавилось научное изучение грузинского языка. Все тонкости ненаучного нам были уже многолетне известны.
Согласно программе не для вундеркиндов, любое изучение языка начинается с азбуки, сиречь алфавита. Это только по-русски она азбука. А на грузинском языке эта штука носит совсем иное название. Прямая калька с греческого, но с национальным колоритом.
Древние греки от избытка свободного времени придумывали имена не только богам и созвездиям, но для худшего запоминания, дабы продавцы розг не страдали, как мы сейчас, от безденежья, придумали имя каждой букве своего древнегреческого алфавита – альфа, бета, гамма, дельта…
Следом за греками и остальные народы решили несколько усложнить задачу.
Русам взбрело в голову обозвать буквы целыми словами: аз, буки, веди, добро.
Грузины, соседствуя с Византией, не могли не перенять все её плохие и хорошие стороны. Ну и естественно, тоже обозначили буквы, но за неимением времени или фантазииобошлись одним слогом.
Две первых буквы, по греческому обычаю, и дали название грузинской азбуке – анбани.
Не знали бедные о том, что в будущем, при взаимном проникновении культур, это может сыграть с младшими школьниками злую шутку. Насколько злую? Ну, лично мне, как и половине нашего класса, это стоило всего лишь двойки в дневнике. И в четверти.
Уроки грузинского летели быстро.
Почему летели? Дело в том, что грузинский язык нам преподавал один из завучей, товарищ нрава крутого. Он не цацкался со школярами, а за каждый ляп просто выставлял их из класса. К середине урока в классе оставались лишь барышни в накрахмаленных передничках, которым, собственно и преподавались научные основы грузинского языка.
Но какие же основы без алфавита? Естественно барышни маниакально повторяли его вслух, вслед за завучем. По старой школьной традиции алфавиты, как и таблица умножения, заучивались наизусть.
(Хотя я до сих пор не понимаю какого рожна. Таблица была нарисована на форзаце учебника арифметики, да и на задних обложках всех тетрадок в клеточку. А алфавитом, также как и интегралом, пиво не откроешь.)
Но дело близилось к финалу. Алфавит был изучен, а некоторыми и заучен.
Последний урок четверти был посвящён публичной декламации алфавита.
Для придания моменту соли и перца в первую очередь приглашались прогульщики и охальники. Поскольку ими в основном были представители мужской половины класса, первые пятнадцать минут доска могла лицезреть лишь фалды скромных мышиных форменных пиджаков, а слышать она могла и того меньше.
Каждый из вызываемых, считал своим долгом не подвергать свои голосовые связки длительной нагрузке, а коротко и честно сказать: Шалва-мас, ме гакветили ар вици, что в переводе на более доступный язык межнационального общения означало: я не выучил урок, Шалва Илларионович.
Пиджаки мелькали перед доской со скоростью стреляных гильз. Вдогонку летели с такой же скоростью дневники с двойками.
Наконец дошла очередь и до передничков с бантами.
К доске вышла честь и совесть класса Этери Мгалоблишвили – отличница и председатель совета отряда.
Класс замер. Ничего не подозревающая отличница , на глубоком выдохе начала: ан, бан, ган,дон…
Взрывной волной ей заткнуло рот – класс визжал, верещал, стонал, пищал, реготал, хохотал, хрипел, лаял, храпел…
Лишь завуч, недостаточно владевший дворовым сленгом, недоуменно багровел.
Откуда же ему, оторванному от кахетинских виноградников крестьянину, было знать, что гандон – одна из самых нелицеприятных уличных обзывалок.
Свидетельство о публикации №211100801187
Смехопанорама По-Прозарушенски 09.10.2011 14:02 Заявить о нарушении