Отзыв о фильме Дом солнца, 2009, Россия
Каждый найдёт в нём столько смысла, сколько сможет.
На первый взгляд, это просто фильм-эпоха, попытка музыканта Гаррика Сукачева и нынешнего священника Иоанна Охлобыстина описать дух времени и бунтарское движение хиппи в нашей стране. Мне неслучайно вспомнились другие попытки показать настроения поколения через его музыку - «Бал», «Томми», «Асса» и «Стиляги». Движение «детей цветов» родилось как протест на советскую идеологию, с её лицемерием, ханжеством, жестокостью, бесчеловечностью.
Но если смотреть внимательно и вдумчиво, то можно понять, что фильм «Дом солнца» о свободе, о Любви с большой буквы. О том чувстве, которое заставляло ребят из вполне благополучных семей оставить своих родителей, бесстрашно бросив вызов преклонению перед привычными материальными ценностями. О Любви, готовой пожертвовать ради друзей всем, даже жизнью, если потребуется. Об умении радоваться солнцу, морю, друзьям, свободе и самой жизни. В облике и в поступках главного героя по имени Солнце можно даже при желании увидеть некое сходство с героем рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».
Немного непривычным кажется, что некоторые хиппи, которых советская пропаганда обычно описывает как сторонников свободной любви и любителей наркотиков, исповедуют христианство. Хотя, если подумать, то от лозунга Битлов «Всё, что вам нужно - это любовь» до фразы из Библии "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь"*, всего один шаг. Именно его и делает главный герой.
Юноша по имени Солнце не имеет своего дома («Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет где преклонить голову»**). Его оригинальные слова и образ мысли удивляют людей так же, как и в своё время удивлял окружающих и учеников Иисус. У юноши нет не только своего постоянного жилища, но и собственности, к которой бы тот был привязан («Не собирайте себе сокровищ на земле»***). И точно так же Солнце готов принести себя в жертву ради друзей в эпизодах с демонстрацией и с арестом («Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»****).
Последние кадры, где герой предстаёт перед нами на операционном столе, ещё раз свидетельствуют об этом. Момент, когда за Солнцем приходят в больницу сотрудники безопасности, напоминает то, как римляне пришли перебить голени у Иисуса на кресте*****. А провокация властей и нападение на мирных демонстрантов сравнимы разве только с предательским поцелуем Иуды******, избиением Христа римскими воинами и Вифлеемских младенцев слугами Ирода*******.
Очень живо воспринимается, что в этой истории много реальных событий, реальных людей, и в последние минуты фильма даже описывается их последующая настоящая жизнь. Построение некоторых кадров не может не вызывать восхищения работой оператора. Такое ощущение, что это твоя жизнь идёт на экране, что ты – один из «детей цветов». Не скрою, мне очень понравился подбор актёров. Верится, что именно такими и были хиппи – странными по нашим понятиям, но добрыми и смешными. Главные герои кажутся необычайно искренними, живыми, настоящими, красивыми, а поколение их родителей – уродливым, фальшивым и больным, духовно мёртвым. Молодые бунтари в фильме вызывают явную симпатию и сочувствие зрителей. И если кто-то в нашем мире и сошёл с ума или болен, то скорее не хиппи, а их идейные противники.
* Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 8
** Евангелие от Матфея, гл. 8, ст. 20
*** «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 19-21
**** Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст.13
***** Евангелие от Иоанна, гл. 19, ст.32.
****** «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 48).
******* Евангелие от Матфея, гл. 2, ст. 16
Свидетельство о публикации №211100801492
Гульназ Шафигуллина 11.02.2012 23:39 Заявить о нарушении