Было, есть и будет!

                Эссе.
                (читая Розанова.)

"Печать – это пулемет, из которого стреляет сумасшедший офицер! Чаще в юбке. В юбке самый рисковый и самый опасный, поскольку из своего понимания любви к человеку строчит! А сейчас и из-за денег! И сколько Дон-Кихотов он перестреляет, пока они доберутся до него. Да и вовсе не доберутся никогда. Finis и могила».
   
А почему так? А вот почему – «Общественность!», - кричат везде, - «возникновение в литературе и жизни общественного элемента», «пробуждение общественного интереса».
Пишут на потребу публике и тем себя оправдывают – народу де надо! Народу голые девки надобны и щи с мясом после упражнений на этих живых станках.

"Может быть, я ничего не понимаю, но когда я встречаю человека с «общественным интересом», то не то чтобы скучаю, не то чтобы враждую с ним, но просто умираю около него.Весь смокнул и растворился: ни ума, ни воли, ни слова, ни души одни только сопли и вопли по поводу личных свобод и прочих не притеснений". 

И вот что характерно и показательно – такие озабоченные, почему то озабочены не тем, чтобы скотское в человеке смирить, или ограничить, а напротив – защитить все скотские наклонности! Да не просто защитить, но и облагородить, эстетизировать все человеческие уродства!
Еще и человека то нет никакого, а так одна потенция, один зародыш из которого вовсе может и человека то не появится, а так – двуногая скотина, а уже права, ей подавайте!
Об обязанностях и не думают – обременительно это, а вот права, как тех девок, и щи с мясом – подай, а иначе я возмущусь и чего-нибудь такого сделаю!

Конечно когда подросту. Может окна вышибу в ближайшем магазине или урну опрокину, или в морду кому дам, но непременно выражу всё, что во мне есть человеческого!
Отчего же я так задыхаюсь, когда говорят об «общественности» А вот точно говорят о перелете галок:
- Полетели к северу, полетели к югу. 

Или:
- Люди идут к целям, - но я знаю, что всякое «идут» обусловлено дорогой, а не тем, кто «идут», и куда идут.

Самые распрекрасные «куда» заводят в такие болота, в такие топи непролазные, что если бы люди знали «куда идут», то легли бы у обочины дорог и кнутами бы их надсмотрщики не подняли. Ведь так бы и сказали:
- Убейте здесь, но не пойдем.

Вот то-то же, что не знают. Не знают и идут. Гражданская позиция, значит. То есть идти в болото надо.

И вот от чего так скучны эти галчата. Они ни чего не знают о дорогах! Вот в чем дело! Идут и не знают куда, а с каким пафосом, с какой патетикой говорят о том, что они «идут». Вот шли, шли и пришли. Гроб и могила и люди стоят. Ведь это же факт. Все об этом знают. Знают, а идут, как будто бы этого нет. Начнешь говорить об этом, и враз услышишь, как забормотали, заблеяли чего-то там о позитиве!"

Ну да, конечно, конечно! Как же! «Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой»!
Так об этом Бог и Исайе сказал:
– Иди и ослепи народ!

Короленко устами урода, заметьте не человека нормального, здорового, а калеки, у которого от рождения нет рук, а только одна  «большая голова, бледное лицо с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами» повторил усыпительную сказку о человеке: «Человек создан для счастья, как птица для полета».
И все, решительно все позитивно настроенные люди уроду поверили! Поразительно! Скажи тоже  самое нормальный человек - засмеют и правильно, что засмеют, где же ты, мил человек видел счастливого? Знаешь ли ты, что и богатые тоже плачут? Ну и нравоучительно добавят что-нибудь такое, этакое: счастье есть только миг!
И правы будут. Только правда их такого рода от которой человек просыпается, а проснувшись... Да что там. Кто видит всё, как оно есть тот долго не живет. Жизнь есть тошнота - тошнота смерти.

Вот так - все известные позитивы, как правило, происходят от безысходности, ведь  верно сказал Камю - для человеческого дела  Бога не нужно, сам человек все сделает. Бог для невозможного дела нужен, а невозможное – это и есть позитивное отношение к жизни. Впрочем, если уснуть, если во сне, или слепком, то тогда конечно! Позитив потрясающий!

Так вот о могиле, то есть, о неминуемым.
"Если кто-нибудь будет говорить мне похвальное слово «над раскрытою могилою», то я вылезу из гроба и дам ему пощечину".

Да и на самом деле, отчего же ты не сказал это тогда, когда я жив был, а говоришь сейчас? Подлец ты этакий!

А ведь так сплошь, да рядом! Покуда живой – пинаем и  гоним. Иной пишущий копейки не найдет чтобы свою книжку издать. Заметьте – просто издать, а не заработать на ней и что же?
Да ни чего. Вот когда помрет, то вспомнит и село, и город, де, мол, здесь он родился, здесь писал! Родной он - наш!

Как в гробу лежат в моем письменном столе рукописи романов, повестей, стучусь в двери власти и что? Одна издевка! Тем поскуднее она, что вежливая издевка и формально верная!

Да я разве один такой? И вот что показательно – пошлятина легко находит дорогу к сердцу власти. Но это было всегда так. Было есть и будет! Мерзость жизни сладостно пахнет! А власть летит на неё как муха на падаль. Почему? Такова природа власти, ведь и муха летит на тухлятину влекомая природой своей.

Если мы  видели, как опять и опять человек рассматривается как средство! Если мы с отвращением заметили, как таким же средством становится и сама истина, могли ли мы не отвратиться от поколения, которое все это сделало? Это я о нашем отношении к сталинским временам и вообще к прошлому, которое изо дня в день мусолится записными шоуменами по ТВ.

То есть, могли ли мы относиться к нашим отцам и дедам так, как должно по природе человеческой с почтением и любовью?

Наворочено таких гор лжи и неправды, такой дикий бурьян литературы вырос, ну  и прочего медийного искусства на том месте, где должна быть историческая прозрачность и хрустальная чистота! Так что не мудрено, что не стошнить от всего этого может только человека со скотским желудком!

Но самое опасное, самое удручающее во всем этом  то, что наши дети, а тем более наши внуки оплатят нам тем же самым, но учетверенной, а то и пятикратной дозой! Это нужно знать точно и ясно!

Во имя чего все это? То есть  лож политическая, финансовая, экономическая,  туман истории и прочие премудрости века?

А затем только, чтобы человек был покорен. Покорен власти. И так было прежде, есть сейчас и будет до того последнего мига, когда, как писано в секретных книгах – небо обрушится и твердь разверзнется.

И Вы мне говорите что так и надо? Что так надо? Чтобы человек для брюха работал? Да не просто для брюха, но для брюха набитого устрицами! Да и где вы видели работящего человека с устрицами в животе? Я таких - не встречал! Обычно вкусно едят и сладко спят кто ни чего – решительным образом ничего полезного не делает. Главное присосаться к такому месту, где самая жирная кровь циркулирует. Вот и весь труд.
Вот выдумали словечко – общество потребления, а что потребляют? Вдумайтесь, всмотритесь – себя и потребляют! Себя, скажем так, жуют. Больно? Еще бы! Корчатся, а жуют.

Были и иные времена. Были да сплыли вместе с революциями!

Как ставилась задача славянофильства? «Продлить культурное существование человечества через отсечение славянского мира от очевидно разлагающейся культуры западной Европы».

Не получилось! Почему не получилось? Да все потому, что так Богом уготовано! Вот сейчас ученые удивляются – солнечная система создана! Кем создана? Ну, конечно же, инопланетянами. Отчего же не Богом? Страшно признать? Вот то-то что страшно! Инопланетян признать – не страшно, пусть и монстры, а Бога любви – страшно!
Европа в агонии и еще неизвестно выживет ли, но если и выживет, то эта выжившая Европа будет походить на нынешнюю Европу так же, как русский человек времен Ивана Васильевича Грозного похож на нынешнего русского человека! Ведь это вранье о неизменности в веках человечества, в том числе и русского народа!

Есть забавные люди, которые ищут спасения в социальных доктринах. Очень интересно слышать такого умника рассуждающего о том что дела в образовании идут плохо от того де, что мала зарплата преподавателя. И как только она повысится - все пороки образования исчезнут самым расчудесным образом. Это же касается всех институтов власти без исключения! Удивительная идея!

Все социал-демократические теории сводятся к тезису: «хочется мне кушать». Что же: тезис-то прав. Против него «сам Господь Бог ничего не скажет».
- Кто дал мне желудок – обязан дать и пищу.

Космология желудка! Да.  Такое нынче время, точнее – таковы его идеалы. Это я еще у Макса  Штирнера  вычитал, давно.

«Я в тебе ничего не признаю и не уважаю, ни собственника, ни бедняка,  ни человека - я тебя потребляю.  Я нахожу,  что соль придает моей пище вкус, и потому солю её, в рыбе я вижу питательный материал, и потому ем её,  в тебе я открываю способность скрашивать мою жизнь, и потому выбираю тебя в товарищи. Или, на соли я изучаю кристаллизацию, на рыбе - животных,  на тебе - людей и т.п. Ты для меня именно то, что ты есть - мой предмет, как мой предмет - моя собственность».

Такая вот культура пришла в наш мир – потребительская. Да, о культуре. Как же о культуре не сказать, когда все так и напрашивается. Ведь уже и бескультурье - культурой называют.

Филоклет – герой троянской войны от боли раны кричит. Это одна культура!
Иов – тревожится, не согрешил ли он? И это совершенно иная культура!

Аппий Клавдий, похитив Виргилию и обвиненный, разбивает себе голову в темнице. И это тоже культура совершенно не похожая не предыдущие культуры, хотя и там и тут – в центре человек!

Давид похитив Вирсавию и обвиненный, слагает псалом покаяния и скорби.
Вывод: тот же мир вокруг этих людей, но не то же они; гамма их внутренних струн разнородна – иное в них сцепление понятий, иной порядок чувств, иное содержание понятий.

Вот это разное и есть то, что мы называем словом - культура, потому как душа наша знает такое, о чем наш рациональный разум и не догадывается. Культура и есть культ души оплодотворенной духом! И от того что разные духи живут в душах народов – существуют в мире человеческом разные культуры! Есть культура аборигенов Австралии, а есть - Южной Америки. Есть протестантская культура, а есть исламская и так далее вплоть до культуры чукчей и ламутов.

И как только глобализация в силу своей внутренней логики, а эта логика неумолима и имя ей «польза» уничтожит это разнообразие культур, тут и наступит конец. Чего конец? А этого ни кто не знает.

Но почему, почему так? Да потому что боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот от чего религия всегда будет одолевать философию. Любомудрие непременно проиграет безрассудному сердцу, за право обладание человеком! А сейчас как ни когда верно то, что у человека там сердце, где лежат его богатства, деньги, в конце концов!
Это как у Кащея - смерть. Дотянись и возьми это место, и ты будешь владеть человеком, как скотом. Такова логика современного финансового мира и мира вообще! Держать человека за его сердце, то есть  за, его кошелёк!

Пожалуй, на этом я и закончу бродить по душе Василия Розанова, подбирая то там, то сям драгоценные камешки его мыслей. Второй раз в жизни я погрузился в эти пространства. Но закончу все-таки русским человеком, поскольку я – русский и этим обстоятельством сокрушен.

Русский вечно мечтает, и всегда одна мысль: - как бы уклонится от работы. Но вовсе не потому, что ленив – нет, русский азартен до работы и неистов в ней! Просто он не видит смысла работать больше того что ему надо. Надо же русского человека невелико и по понятиям западного человека – примитивно. Европейский да вообще иной человек видит смысл своей работы, как возможность  всё возрастающего потребления всего того, что он считает благом.

Русский же доволен малым и больше всего ценит достоинство созерцательной жизни. Конечно, он, как и всякий иной человек завистлив, но он сознает это чувство как свое не достоинство. Истинно русский человек переживает свое несовершенство!
Еще Достоевский говорил:
«В русском человеке из простонародья нужно уметь отвлекать красоту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что ещё удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то, что красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа. ...Повторяю: судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает».

Русский человек разодран своей историей и особенно соблазнами нынешнего века. Из развороченной души его сочится мерзость жизни, и этот поток год от года становится все насыщеннее все мощнее!

 Но об этом я уже сказал, что же добавить? Точнее на чём закончить  путешествие по тайникам души Розанова? Может быть этим, так пронзительно созвучным и моей уставшей от жизни душе:  «Два ангела сидят у меня на плечах: ангел смеха и ангел слезный. И их вечное пререкание – моя жизнь».

                Прокопьевск осень 2011 года.
         


Рецензии