Догоним и Перегоним

Свою трудовую деятельность я начинал учеником токаря на ремонтном заводе. Мой учитель, Степан, мужик весьма оборотистый, совсем не походил на токаря с усами и в кепке: устоявшийся образ рабочего, который был так знаком мне по классическим советским фильмам. Степан скорее был того склада, что и герой из песни Высоцкого:

Если пьешь, понимаете сами,
Должен что-то иметь человек.
Ну и кроме невесты в Рязани,
У меня две шалавы в Москве.

У Степана, как и у «слесаря шестого разряда», кроме токарного станка в Киеве, было хозяйство где-то за Нежином. Ну, и еще получку на ветер он не кидал, а очень аккуратно считал и копил «на хату».

Станок, на котором работал Степан утром, а я вечером, назывался ДИП-200. Что обозначает этот ДИП - ни я, ни Степан не знали. А зря. Потому, что ДИП - это не просто марка станка, ДИП - это «Догоним И Перегоним». Был такой лозунг в советское время, особенно популярный при Хрущеве.

Сейчас уже не так много людей в России (а скоро, при таких темпах вымирания, никого не останется), кто помнит, что в конце 50-х годов Советский Союз собирался перегнать Америку по основным экономическим показателям. Политически мы Америку обогнали давным давно, еще в 1917 году. Мы также, как известно, были впереди в области балета. А теперь Никита Сергеевич Хрущев призвал нас обогнать Америку и в области экономики.

Правда, злые языки говорили, что перегонять Америку никак нельзя, догнать - еще куда ни шло, но только не перегонять! Потому что, если перегнать, то Америка увидит наш голый зад, а это, согласитесь, не такое место, чтоб всему миру показывать.

Так или иначе, но нельзя сказать, чтоб в этой гонке с Америкой не было никаких успехов: мы первыми запустили спутник в космос и Гагарин тоже полетел раньше американцев. Так что успехи были.

Но и злые языки тоже правы оказались - начались перебои с хлебом. Пришлось первой в истории державе рабочих и крестьян обратиться за помощью к американским фермерам-капиталистам, которые не кинули нас в беде, а сели за трактора и отгрузили нам 12 миллионов тонн зерна. За валюту, разумеется.

К тому времени, однако, гонка с американцами уже не стояла так остро на повестке дня, потому что Коммунистическая партия тогда решила - ну их, этих американцев, пусть глотают пыль истории, а мы лучше возьмем и на зависть всем буржуям построим коммунизм в одной отдельно взятой стране.

И поскольку «Котлован» уже был готов, то осталось только стены возвести, ну и там отделка всякая: побелка, покраска, двери навесить - мелочевка, короче. А  как раз побелку и покраску в России еще со времен князя Потемкина очень хорошо умели делать и партия торжественно провозгласила, что через 20 лет (т. е. в районе 1980 года) нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! Я надеялся дожить. Дожить-то я дожил, но уж, конечно, не до коммунизма.

Когда Хрущева сняли, то клятву забыли и вместо того, чтоб жить при коммунизме, люди оказались как раз в том месте, которое нельзя было показывать американцам. По прошествии, лидеры, которых пост-хрущевская власть взрастила, почему-то назвали это время запором. Нет, застоем. В любом случае, не очень приятное определение, должен заметить.

Я бы не вспоминал сейчас те времена, если бы совершенно случайно не наткнулся надавно на статистику, где доказывается, что Россия все-таки догнала Америку! Пусть по одному, но очень важному экономическому показателю - по уровню неравенства.

Есть такой показатель, Джини коэффициент, который назван по имени итальянского статистика Коррадо Джини (1884—1965). Этот коэффициент показывает степень расслоения общества данной страны по уровню годового дохода. В случае полного равенства коэффициент равен нулю (но такого и в Раю не обещают), а когда полное неравенсво: у одного - все, а у всех - ничего, тогда коэффициент равен единице. Оказалось, что Россия и США в одной группе: между 51% и 60%. Причем они не одни там в этой группе, а вместе с ними великий Китай, а также такие замечательные страны как Чад, Туркменистан, Габон, Марокко и Тунис.

То, что несколько поколений безуспешно пытались добиться на протяжении 70 лет советской власти, российские олигархи сумели достичь за каких-то пару лет. Правда, их американские коллеги тоже не убегали, а шли навстречу. Они тоже сумели здорово поприжать среднего американца. Если когда-то, во времена самого дикого капитализма начала 20 века при Рокфеллерах 1% самых богатых получал 18% годового дохода страны, то нынешний 1% миллиардеров получает уже 24%.

А как же Европа? Отстает. Социализм мешает развернуться европейским жирным котам. Джини коэффициент в Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Германии в пределах 10%.

Есть, правда, одно «но». Важно еще, есть ли что делить. Равенство годового дохода не говорит об его уровне. В Эфиопии, например, доход распределен тоже очень равномерно. Но лучше быть бедным американцем, чем богатым эфиопом. Это, однако, не умаляет достижеия российских олигархов: они-то выжали максимум из своих сограждан и теперь заслуженно отдыхают среди своих богатых американских собратьев на франко-итальянских курортах. Все-таки, отдыхать лучше не видя эту отвратительную бедность ограбленных соплеменников.

***
Карта стран с показателями Джини коэффициента здесь:
http://www.pbs.org/newshour/multimedia/gini/
Infographic: U.S. Income Equality Trails Iran, Mongolia and Lithuania


Рецензии