Патриарх Гермоген начало

    
      В 1612 в истории нашей Родины произошло великое событие-поляки были изгнаны из Москвы. Прошло четыреста лет. От того далекого времени сохранились в памяти народной три славных имени: гражданин Кузьма Минин, воевода Дмитрий Пожарский и крестьянин Иван Сусанин. Имя -патриарх Гермоген- незаслуженно забыто. А ведь была сохранена не только свобода земли русской, была спасена душа народа-вера православная. Принял за веру и за свободу патриарх Гермоген от поляков мученическую смерть от голода.
      Святейший Патриарх Гермоген родился около 1730 года. Нам ничего достоверно не известно ни о родителях Гермогена, ни о его детстве. Неизвестно даже имя, данное ему при крещении. Отроком он поступил в Спасо-Преображенский монастырь в Казани, позднее принял сан священника и там же, в Казани, начал своё служение в церкви святителя Николая.
       Прежде города были деревянными, и они часто горели. Был большой пожар в Казани летом 1579 года. А после пожара произошло в городе удивительное событие - явление Казанской иконы Божьей Матери. Богоматерь приснилась девятилетней девочке Матрёне Онучиной и сказала ей, что на месте их сгоревшего дома лежит в земле икона. И действительно из земли была вырыта икона. Духовенство Казани и её жители крестным ходом понесли явленную икону в ближайшую церковь святителя Николая. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. Нёс икону немолодой священник никольской церкви - будущий Патриарх Всея Руси Гермоген. В 1587 году он принял постриг с этим именем. Новый монах отличался праведностью, изучал Священное Писание, Жития святых и историю Церкви. При царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного, стал Гермоген митрополитом Казанским.
      Не жалея сил и времени распространял митрополит Гермоген православную веру среди татар и башкир во славу Отечества своего. Жители Казани почитали митрополита , ибо был он "муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный".
      В это время на Русь пришло страшное время, которое в истории получило название "смутного времени". Началось оно сразу же после смерти царя Федора Иоанновича в январе 1598 года.
      Династия Рюриковичей правила российским государством свыше семисот лет и всё это время государственная власть была наследная -переходила от отца к сыну. Младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий, погиб 15 мая 1591 года в Угличе при загадочных и странных обстоятельствах- от ножевой раны в горло. Мать царевича обвинила в убийстве сына "людей Бориса" , которые немедленно были растерзаны толпой, поднявшейся по набату.
      Сразу же после гибели царевича в Углич прибыла правительственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским..Были опрошены десятки свидетелей. Следственное дело сохранилось, и в нём говорится лишь о несчастном случае: царевич проколол себе горло ножом, играя в "тычку" (кидая нож в землю), когда с ним случился эпилептический припадок. Но в народе продолжали ходить упорные слухи о вине Бориса Годунова и о чудесном спасении царевича Дмитрия.
       Федор Иоаннович был последним прямым потомком Ивана Калиты- московской ветви рода Рюрика. Нового русского царя надо было выбирать. Началась на Руси смута великая- все князья хотели венчаться на царство. Готовы были на всё ради власти. Во времена великой смуты было три Лжедмитрия и царевич Петр-сын Федора Иоановича.Многие бояре забыли веру православную и искали союза с Папой Римским. В феврале 1598 года, избранный Земским собором, на престол вступил Борис Годунов.
      Первые годы после смерти царя Федора Иоановича прошли спокойно. Но затем было три подряд неурожайных года, многие тысячи людей умерли от голода и болезней."Это кара божья за убийство царевича"-слышалось повсюду. Народ взбунтовался. Началась смута. Объявился в Речи Посполитой при дворе польского короля Сигизмунда III первый Лжедмитрий. Борис Годунов считал, что это беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Кто был этот человек на самом деле, неизвестно до сих пор. Но он объявил себя сыном Иваном Грозного и утверждал, что он истинный царевич, которого спрятали от убийц и спасли.
       В Польше Лжедмитрий влюбился в дочь сандомирского воеводы Марину Мнишек и мечтал жениться на ней. Марина была красавицей. Вот как описывают внешность Лжедмитрия его современники: "был он низок ростом, неуклюж, лицо имел круглое и некрасивое, рыжие волосы и тёмно-голубые глаза. По характеру бывал мрачен и задумчив". Уж очень хотелось самолюбивой польской панночке стать русской царицей- ни тяжелый нрав, ни неказистая внешность не остановили её.
      Польский король ненавидел Московское государство,он дал самозванцу войска и пообещал любую помощь. В августе 1604 года Лжедмитрий переправился через Днепр и вступил в бой с войсками царя Бориса. Самозванец одержал победу. Царь Борис скоропостижно скончался. Сын и жена его были убиты.Теперь никто и ничто не мешало самозванцу, с царскими почестями въехал он в русскую столицу.
       В Москве Лжедмитрий окружил себя поляками, не ходил в церковь, не соблюдал постов, брил усы и бороду, не признавал других русских обычаев-например, не спал после обеда. Многие считали Лжедмитрия католиком, ведь он перестал ходить в баню- самозванец вёл себя по-европейски. Поскольку для русского человека баня всегда была важной частью жизни, то такое его поведение вызывало справедливое возмущение. Но царь жестоко расправлялся с недовольными. Патриарха Иова лишил сана и отправил в заточение. Новым патриархом был поставлен Игнатий, который во всем соглашался с Лжедмитрием и венчал его на царство.
      Вскоре в Москву приехала невеста Лжедмитрия полька Марина Мнишек. Она впервые привезла в Россию вилки. На своем свадебном пиру в Кремле Марина вилкой напугала русское боярство и духовенство. "Раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола.-так решили все гости на пиру. "Не бывать свадьбе без крещения невесты"- так считали все русские люди. А прямо сказал об этом Гермоген:"Не должен- сказал он,- царь русский, православный брать католичку и вводить в святую церковь. Не бывать такому на Святой Руси."
      Разозлился самозванец на эти справедливые слова,хотел лишить Гермогена сана и отправить в заточение, но не успел. Недовольные свадьбой царя и поведением поляков русские люди поддержали князя Василия Шуйского. Ночью 17 мая 1606 года ударил набат. Вооруженные люди ворвались в Кремль. Лжедмитрий пытался бежать через окно, но был пойман и убит. Через три дня тело его было сожжено, а прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши. В этот же день царем провозгласили Василия Шуйского. Жена самозванца спаслась.
      3 июня 1606 года казанский митрополит Гермоген был избран Патриархом Руси. Гермоген предал самозванца церковной анафеме. Но смута не прекращалась. Вокруг Москвы разбойников появилось больше прежнего. Неразумные люди верили, что сын Ивана Грозного Дмитрий жив. Воевода Путивля князь Шаховской открыто выступал против Шуйского и призывал народ к бунту. Мятежников возглавил Иван Болотников. Гермоген во все русские города рассылал грамоты,в которых призывал народ быть верными Василию Шуйскому, не слушать изменников и хранить православную веру. Появился и новый самозванец - Лжедмитрий II, внешне он был очень похож на Григория Отрепьева. Поляки долго искали такого человека, чтобы сначала поддержать его в борьбе за царский престол, а потом избавится и самим управлять русским государством. Имели они тайный замысел всех на Руси сделать католиками.
       Князь Скопин- Шуйский, племянник нового государя, разбил войска Болотникова. Мятежники бежали в сначала в Калугу, потом в Тулу. Осенью 1607 года войска Болотниникова были уничтожены.
      Весной 1608 года войска Лжедмитрия II двинулись на Москву. В мае 1608 года в сражении под Болховом победил самозванец. Дальше села Тушина идти не решился- и остался в истории с прозвищем "тушинский вор". Войско его пьянствовало, грабило окрестные сёла и самозванца не уважало. Король Сигизмунд III на помощь Лжедмитрию II прислал семитысячное войско во главе с Сапегой, с ним прибыла и Марина Мнишек, она признала второго самозванца своим мужем и осталась в Тушине.
       Тушинцы осадили Троице-Сергиеву Лавру, чтобы захватить богатства обители. Осада началась 23 сентября 1608 года и продолжалась почти год. Осажденные голодали, но не сдались. Тушинцы рыли подкопы под монастырские стены. Голодали не только осажденные, в Москве тоже не хватало продуктов. Народ был недоволен избранным царём.
      Василий Шуйский решился просить военной помощи у шведов на очень невыгодных для Руси условиях. В обмен на земли Корелы король Шведции Карл IX выделил Скопину- Шуйскому пятнадцатитысячное войско обученное и хорошо вооруженное.
      17 февраля 1609 года на площади собралась огромная толпа. Ворвались на Патриаршее подворье и привели Патриарха Гермогена на Лобное место. На площади Патриарх спросил толпу, что ей нужно. Один из бояр прочел вслух грамоту: "князя Василия Шуйскаго выбрали на царство оною Москвой, а иные города того не ведают, и князь Василий Шуйский нам не люб; желаем выбрать другого царя!"
      И это действительно было нарушением,представителей других городов не было, когда выбирали на царство Шуйского. Но Патриарх ответил так: "До сих пор указывала Москва всем городам. И никаких других городов не слушала. А вы Государю Царю и Великому князю Василию Ивановичу крест целовали и неужели измените ему теперь? Без вины лишите его царства, а если кровь русская проливается и нет мира и покоя на нашей земле, то на то воля Божья, а не царское повеление".
       Слова Гермогена оказали громадное влияние на толпу. Послышались крики: "Смута против Царя делается по указке тушинского вора! Изменники-бояре хотят сдать Родину полякам!" Бунтовщики разошлись по домам.
      Во многие города русские Патриарх снова рассылает грамоты. В них он пишет, что измену Царю, который законно избран, считает изменою вере и отступлением от Бога.
      "Посмотрите,- пишет Гермоген,- как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, Сотворившего вас, не на своих ли братьев?.. Не своё ли Отечество   разоряете? Не ко всем пишем это слово, но к тем, которые, забыв смертный час и Страшный Суд Христов и преступив крестное целование, изменили Царю Государю Василию Ивановичу, и всей земле, и своим родителям, и своим жёнам, и детям, и всем своим ближним, и особенно Богу". После такого послания многие города порвали с Лжедмитрием II, потому что православная вера во все времена объединяла и объединяет русский народ.
      В августе 1609 года польский король объявил войну Москве. Сигизмунд видел, как смута разъедает Русскую землю, и решил покорить страну.Он приказал полякам, находившимся около самозванца, присоединиться к королевским войскам, которые осадили Смоленск. Поляки покинули Лжедмитрия, сам он бежал в Калугу. Но осада Троицкой Лавры всё-таки продолжалась. Только в январе следующего 1610 года поляки бежали от святой обители, узнав о приближении Скопина-Шуйского с наёмным шведским войском.
             Подмосковные дороги очистились. К столице опять потянулись обозы с хлебом и провизией. Москва ожила. С великим почётом москвичи встретили своего избавителя молодого князя- Михаила Скопина-Шуйского. Многие захотели видеть его на царском троне.
             Эти речи испугали Царя Василия и его родню. Брат царя, Димитрий Шуйский, устроил пир, на который пригласил Скопина. Это было в апреле 1610 года. Хозяйка, жена Димитрия, дочь Малюты Скуратова, поднесла Скопину кубок с отравленным вином. Народный герой разболелся и умер.
             Велико было горе и сильно негодование народа. Все возненавидели Шуйских. Народ был убеждён, что героя отравили по приказанию царя Василия.
      24 июня 1610 года, у села Клушина польский гетман Жолкевский разгромил царские войска, которыми командовал царский племянник Дмитрий Шуйский. Москва оказалась в окружении, со стороны Серпухова и Коломны наступали войска Лжедмитрия II вор, а cо стороны Можайска - поляки во главе с гетманом Жолкевским. Противники Шуйского воспользовались моментом.17 июля 1610 года Иван Салтыков, Захарий Ляпунов и другие заговорщики собрали на Красной площади огромную толпу и обратились к посаду с призывом свергнуть царя, правление которого принесло столько несчастий. Опасаясь противодействия Гермогена, мятежники ворвались в патриаршие палаты и захватили его. Москвичи свергли Василия Шуйского с престола, а через два дня бывший царь был насильно подстрижен в монахи.
      В 1610 году патриарху Гермогену было почти восемьдесят лет. Но он не казался дряхлым и немощным. Был он высок ростом и статен. В белоснежном куколе, с белоснежной бородой ,умудренный прожитыми годами Гермоген не боялся ни поляков, ни бояр изменников. В дни свержения Василия Шуйского Гермоген один поддерживал царя: "Не признаю царя Василия иноком, раз подстрижен он против воли своей!"

       
   
    


Рецензии