Прекрасное ля для гобоя
- ТАК СЛЕДУЕТ НАЗВАТЬ РЕЦЕНЗИЮ НА ДВЕ НЕБОЛЬШИЕ НОВЕЛЛЫ АВТОРА ЭСТЕР ДОЛГОПОЛЬСКОЙ ИЗ «КНИГИ ИЛЛЮЗИЙ».
Осознание окружающего мира начинается с детства. С детских игр, когда всё «понарошке-поправде», когда формируются первые осмысленные действия и первые навыки общения, когда человек пробует свои силы и возможности, глядя на мир широко распахнутыми доверчивыми глазами: «А чайки большие-большие, летают туда-сюда. Это одни и те же или разные?» Нет точного ответа на многие детские вопросы. Наверное, это одни и те же чайки, но всё-таки разные, у каждого свои.
Игра продолжается, усложняясь. Вот «море волнуется». Нынешние дети наверняка не знают об этой игре, где надо успеть занять своё место, а если не успел, то проиграл. Остался без места. Один. Страшно. Очень поучительная игра.
Да мало ли игр у человечества? В конце концов всё, чем мы заняты, вся наша жизнь - игра, испытание собственных сил и возможностей, а ещё это неизбывное желание быть первым, быть победителем… Сначала в игре, затем и в реальной жизни. Хотя все одинаковы: и победители, и побеждённые. В выигрыше только сама жизнь. «Вот же они, недоступные перлы… Переливаются разноцветными красками и что-то нестерпимо режет глаза… СЛАВА… Ан нет! Это просто стёклышки от разбитой бутылки…» (из новеллы «Игры»).
И снова о чайках. Большие-большие, они летают туда-сюда. Они одни и те же? Или разные? Как знать?
Но кроме простых и действенных игр (обучающих, целевых, воспитательных), существует и самая интересная изо всех – игра воображения. Искусство слова, красок и звуков, - мир искусства кажется иллюзорным, но он концентрирует в себе подсознательное стремление к идеалу, свойственное любому человеку. Этот мир отвергает зло, в мире искусства нет места смерти, в нём всегда торжествует высшая правда и справедливость. Именно в нём величие и сила человеческого духа проявляется во всей красоте замысла. Без иллюзий прожить нельзя. Они так же необходимы, как воздух, вода и хлеб. Они развивают креативные способности человечества. Они неисчислимы во множестве вариаций. Сослагательное наклонение (ах, если бы…) всегда даёт толчок к размышлению.
«Ах, это «как бы»… Вот оно и завораживало. Завораживает всю жизнь, ибо и писать начинаешь, потому что не можешь так, как есть, а хочешь: КАК БЫ ЭТО МОГЛО БЫТЬ…»
Писательница Эстер Долгопольская рассказывает о себе, о своём детстве, о первом впечатлении от посещения Театра (новелла «Предпочтения»). Далее начинаются Книги, родительские чтения вслух, чуть позже Филармония и это самое «ля» гобоя, которое в памяти навсегда. Чистое, голубое как облако, всеобъемлющее. Прекрасное «ля» гобоя! Оно почти совершенно, оно накрывает и томит, и требует завершения… Возвращаешься к Книгам и книжкам, вновь погружаясь в этот иллюзорный, загадочный и чудный мир путешествий человеческой мысли, в мир чувств и звуков, подвластных лишь СЛОВУ – всемогущему божественному дару, что может созидать и разрушать, и порой достигать совершенства, и вдруг ясно осознаёшь, что вопрос о чайках пока не решён…
Тем не менее, писательница говорит не только о себе, она несколькими словами воскрешает целое поколение, определённую эпоху, которая в наши дни уже принадлежит истории. Кто знает, что лучше и что хуже? Разве чайки не одни и те же?
«Иллюзия Театра рождает писателя». Это как бы о себе, но не только, это обо всех пишущих людях. Но нет, не совсем так. Понимание мысли даёт ключевая фраза: «Ибо одна-единственная книга, написанная нами, есть ничто иное, как полная иллюзий и разочарований наша с Вами жизнь… Такая, какую мы прожили». И это абсолютно точно.
Органично чувствуют себя в тексте новелл цитаты из Пабло Пикассо, Рамона Гомеса де ла Серна, Виссариона Белинского и Федерико Феллини, подтверждая универсальный характер человеческого мышления. Удивительным образом писательнице Эстер Долгопольской удалось в двух изящных новеллах «ИГРЫ» и «ПРЕДПОЧТЕНИЯ» вместить и свою собственную историю, и историю человечества, движущей силой которого являются иллюзии.
«Вот так и человек – от иллюзии к иллюзии. Оставим его … Плыть».
…Читаешь, вслушиваясь и вглядываясь, и размышляешь, и всем сердцем веришь, что чайки, такие большие-большие, одни и те же, хотя и разные, рождаются и живут, пока машут платки вслед уплывающему кораблю…
Светлана Лось. Торонто.
2011-10-07
Свидетельство о публикации №211100800077
"Чайка Джонатан Ливингстон" и книга Эстер всегда у меня в сумке, куда бы я не пошла.
Галина Польняк 22.11.2015 21:29 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Галина!
Светлана Лось 23.11.2015 05:07 Заявить о нарушении