Что происходит в новейшей русской литературе?
Шок, пошлость и нонконформизм
(О некоторых тенденциях современной русской литературы)
Вячеслав САВАТЕЕВ, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН
http://www.rospisatel.ru/savateev2.htm
Карикатурой же пошлой на пафосное искусство трагедии является бульварный детектив. С хеппи-эндом или нет, для домохозяек или охранников, но имитируемые им эпизодические акты, бездумно вырванные из выводящей на катарсис мистерии, — шарлатанство в чистом виде. Это только более-менее умненькие, вроде акуниных и донцовых, прикрывая своё незнание-непонимание-нечувствие последовательности душевных переживаний кроссвордной занимательностью сюжета, подрумянивают обездушенных героев-големов авторской иронией. А остальные, ох, искренне надувают щёки и пугающе закатывают глаза.
Деромантизация искусства - дегероизация общества
Василий Дворцов
http://www.rospisatel.ru/dvorzov-degeroisazija.htm
...выбор криминального языка при описании прошлого не только искажает перспективу, деформируя факты и превращая трагедию в бандитскую разборку. Посредством понятий из воровского арго не только размывается грань между научным (точнее — научно-популярным) стилем речи и уголовным жаргоном, метастазы которого и так уже изъели официальную речь (от высказываний депутатов и чиновников всех уровней до фраз верховных властителей, обещающих замочить в сортире и умыть кровью террористов). Стиль зоны становится стилем страны — и ее прошлого, и ее настоящего, ее понятия — моделью русской истории. Все пространство истории обволакивает удушливый и тлетворный смрад безраздельного цинизма: всегда было так, как есть сейчас, правды нет и не было. Торжествует сильный и наглый.
«Новый Мир» 2011, №9
История «для бедных»
Русские древности на телевидении, в кинематографе и в просветительской литературе
АНДРЕЙ РАНЧИН
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/9/ra8.html
Для целого пласта населения России — особенно для людей советской выделки — настало время исторического отчаяния. Время, когда живой беспорядок бытия явно заменяется и местами уже совершенно заменился другим беспорядком, не столько живым и живительным, сколько живучим и стремительно сживающим со света продуктивную социальную “архаику”.
«Знамя» 2011, №10
Конец «живого беспорядка»
Валерий Виноградский
http://magazines.russ.ru/znamia/2011/10/vv12.html
Герой обречен на долгий и бессмысленный путь, он будет совершать сомнамбулический и безотчетный бег по жизни, мимоходом причиняя страдания другим. В этом его адовы кары: собирать конструктор “недобытия” можно бесконечно, тем более когда сам потерялся.
«Урал» 2011, №9
Апокалипсис уже наступил
Андрей РУДАЛЁВ
http://magazines.russ.ru/ural/2011/9/ru13.html
В новейшую историю страны трагической чередой вошли недавние катастрофы и несчастные случаи. Летопись от «Хромой лошади» до Як-42 подобна боевым сводкам с невидимого фронта, когда уже не различишь, где тыл, где оккупация, а где территория врага.
Человеческий фактор и истощение советских ресурсов – вот две основные причины происходящего, убеждающие в необходимости реставрационных работ во всех сферах жизни.
Литературная Россия №39. 30.09.2011
В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Михаил КИЛЬДЯШОВ,
г. ОРЕНБУРГ
http://www.litrossia.ru/2011/39/06507.html
Все цитаты, приведённые выше, так или иначе справедливы. Но не пора ли увидеть литературу, которая живёт рядом и вовсе не мирится с упадком общества, не ноет, как нанятая плакальщица, по этому поводу. Для начала предлагаю вниманию читателей статью "В отсутствии фальши" http://www.proza.ru/2011/10/05/1697 о русском поэте Олеге Демченко.
Сергей Сметанин
г. Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации №211100800824
Да, приведённые высказывания и оценки точно характеризуют текущую литературу.
Салахитдин Муминов 30.12.2011 23:08 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 31.12.2011 11:35 Заявить о нарушении