QR-код и другая креативная реклама их знаковость

Искусство есть нахождение знака,
 соответствующего сущности.
Ф. Дельсарт.

Как уже говорилось ранее, все непонятное человеку и им непознанное также имеет свойство сначала становиться знаком. Чем креативнее реклама, тем вероятнее, что массовая аудитория начнет воспринимать ее в качестве знаковой единицы.
Изначально QR-код пришел на смену обычному штрихкоду с целью упростить массовую торговлю. Первой страной, которая активно начала использовать такие коды в рекламе и маркетинге, была Япония. Со временем код получил свое распространение в странах Азии и Европы, а в настоящее время и в России. Объем информации, которую несет данный вид кода, значительно превышает объем информации, который мог шифроваться в обычном штрихкоде. Постепенно QR-код стал использоваться практически везде: в открытках, плакатах, наружной рекламе, скидках в магазинах, для ссылок скачивания файлов и зашифрованных URL, видоизмененных логотипах известных брендов, приглашениях «добавить в друзья» в социальных группах в интернете, в часовых механизмах, интернет-картографии, лотереях, городских «квестах», электронных билетах, визах, визитных карточках, татуировках, дизайне одежды и аксессуаров, архитектурном дизайне, психогеографии, объявлениях в печати и даже на кладбищах. Графический вид кода преображался, и сейчас можно увидеть не только черно-белое изображение, но и цветовые решения этого явления современной информационной культуры.
В наружной рекламе QR-код сразу же занял прочные позиции. Сначала он начал занимать в массовом сознании практически такое же место, как ранее описанный известным автором  феномен «ГАРАП» (1), то есть никто не знал, что это и для чего размещается в данном месте. С ростом популярности QR-коду начала придаваться определенная знаковость. Занимая основательные позиции в наружной рекламе, первое время он интерпретировался как несамостоятельный знак, входящий в состав многосложного знака. Например, QR-код размещался совместно с рекламным образом-изображением, текстом и обязательной ссылкой ниже. Теперь, когда большинство (особенно молодежь) знают его применение, QR-код размещается и как самостоятельный знак, не требующий дополнительной визуальной и текстовой трактовки. Семиотически QR-код имеет свои особенности. С одной стороны, он может рассматриваться как односложный знак, изображаемый в виде целостной картинки, и также воспринимается получателем.  Но в силу того, что QR-код сам по себе матричный код, состоящий из различных знаков, то его стоит относить в группу многосложных знаков и даже миниатюрных знаковых систем. Тем не менее, QR-код имеет все основания рассматриваться в наружной рекламе наряду с другими составляющими ее знаковыми элементами, т.к. он может принимать как графический вид (интерпретироваться наравне с другими изображениями), так и текстовый вид, (интерпретироваться наравне с остальным текстом, к примеру, наравне со слоганом) и добавлять к нему более подробную информацию о товаре. Отсюда вытекают следующие особенности QR-кода: гипертекстуальность и интертекстуальность (невозможность трактовки изображения без текстового контекста). Пространство таких кодов, как и любых других, складывается в специфическую семиосферу. Однако нельзя сказать, что такая семиосфера имеет усложненную структуру по сравнению с остальными: QR-код как вид коммуникации развивается вполне закономерно и довольно прост для понимания в сравнении с другими возможно существующими и существующими языками. В данное время он зависим от технологических возможностей его пользователей и требует наличия специального устройства для его прочтения. Он может быть прочитан и без специального устройства при помощи специального алгоритма, но это займет довольно большое количество времени для тех, кто не занимается деятельностью в области информационных технологий профессионально, и будет представлять для них некоторую сложность.
QR-код в наружной рекламе может решить проблемы экологической чистоты информационного пространства города и устранения «рекламной свалки».
Рекламная деятельность не стоит на месте, используя все возможные инновационные технологии цивилизации. Главной характеристикой воистину успешной креативной рекламной кампании является то, что она не только использует архетипы, стереотипы сознания, культурные концепты, но и создает «новые ключи» понимания уже существующих явлений, а также новые явления и ключи к ним. Она конструирует свое психосемантическое поле и «заражает» им получателей. Многие прекрасные креативные рекламные кампании были построены на логическом подборе уникальных смысловых знаков-ключей, которые отличали данный рекламный продукт от других и присваивали отдельную ячейку в сознании потенциального покупателя. Плюсы этого процесса в том, что креативная реклама не сильно зависит от парадигм мышления и ассоциативных рядов получателя рекламного сообщения. Основной дефицит составляют в создании такого вида рекламной продукции уникальные и неповторимые идеи. 
Некоторые рекламисты считают, что «оригинальная форма при полном отсутствии какой бы то ни было информации – знак креативной рекламы» (2) . Но мы не можем согласиться с данным утверждением, т.к. из вышесказанного ранее следует, что креативная реклама в большей мере, чем другие виды рекламы, наполнена знаковыми единицами, несущими в себе скрытый смысл, иногда приобретая притчевый характер. Каждая креативная реклама – это новый локальный мир, новая рассказанная история.

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Издательство «Рудомино», 2001. – 109с. - С.55.
2. Слоганы. URL: http://slogans.ru/index.php?id=389


Рецензии