БОМЖ

                РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ВРАЧЕЙ И ИХ ПАЦИЕНТОВ...
Если кто-то считает, что работа санитарного врача однообразна и не интересна, то глубоко ошибается, ведь это не только проверки, работа с бумагами, количество которых ежегодно увеличивается, отчеты, но и различные случаи и жизненные ситуации, иногда заставляющие задуматься над тем, чего стоит человеческая жизнь и «другими глазами» взглянуть на мир.
Необычные ситуации случаются обычно тогда, когда их меньше всего ожидаешь и к ним не готов.
Этот случай произошел одним июльским днем, когда до окончания рабочей недели осталось чуть более одного часа. В районную санитарно-эпидемиологическую станцию поступило экстренное сообщение из инфекционного отделения на мужчину тридцати лет, который нигде не работает, с диагнозом: ботулизм под вопросом. Необычным было то, что в графе место жительство стояло четыре буквы БОМЖ (без определенного места жительства). Это сообщение вручили мне, а к тому времени был второй день, как я исполняла обязанности заведующего санитарно-гигиеническим отделом, врач по гигиене питания был в отпуске, а его помощник, на больничном.
Времени на раздумья не было, необходимо как можно быстрее провести расследование. Когда пришла в инфекционное отделение, мне сообщили, что состояние больного ухудшилось, и его перевели в реанимационное отделение. В палату, где поместили больного, едва протиснулась, ведь вокруг больного собрался консилиум врачей (инфекционист, невролог, реаниматолог). Состояние больного было тяжелым, он едва разговаривал. Все, что от него удалось узнать – это то, что он живет и питается на городской свалке твердых бытовых отходов, родных у него здесь нет, ибо родом из другого района.
Выяснилось, что во время завтрака употреблял копченую рыбу, томаты, хлеб и пил спиртное. Как он утверждал, все это было найдено им и его двумя товарищами по прозвищу «Бородатый» и «Лохматый» на свалке твердых бытовых отходов. После завтрака один из товарищей принес бутылку самогонки и предложил выпить еще, однако, потерпевшему стало плохо, и он отказался, тогда как другие распили бутылку и разошлись, больше он их не видел. До вечера ничего не ел. За день до этого употреблял вареную колбасу, которую по его словам тоже нашел на свалке. Ухудшение состояния почувствовал, когда возникла рвота, нарушение зрения и стало трудно двигаться. С того времени и до момента, когда его на свалке нашел водитель мусоровоза, больной плохо помнит события. Этот же водитель мусоровозом и доставил пострадавшего в отделение скорой помощи.
Врачи единогласно поставили диагноз ботулизм, хотя и под вопросом, а все клинические проявления указывали на это заболевание. Промывные воды из желудка и кровь были направлены в областную санитарно-эпидемиологическую станцию для исследования.
Рассказ больного казался мне каким-то неправдоподобным. Можно было бы объяснить это тяжелым состоянием, но что-то подсказывало мне, что картина не полная и требует дополнения, кроме того, существовало еще два действующих лица, а именно: Лохматый и Бородатый, которых необходимо было найти как можно быстрее.
Медики продолжали свою кропотливую работу по спасению жизни больного, а передо мной появилась другая задача искать Лохматого и Бородатого, но где? Конечно же, первое место где можно найти таких людей – это мусорная свалка.
На свалку поехала автомобилем райсанепидемстанции. Работая врачом по коммунальной гигиене, на свалке бывала неоднократно, но та картина, которую увидела в вечернее время, была впечатляющей: около двух десятков человек рылись в кучах мусора, который только что привезли мусоровозы, складывая все то, что понравится по мешкам и сумкам, периодически споря между собой.
Когда мы с водителем подошли ближе, то они стали какие-то настороженные, а один даже воскликнул:
– Убирайтесь прочь, вам нечего здесь делать.
Но когда узнали о цели нашего визита, то, успокоившись, продолжили свою работу. Никакой информации о Бородатом и Лохматом мы не получили, но когда выехали за территорию свалки перед машиной, словно из-под земли, появился старый обшарпанный дедок и шепотом сказал, что Бородатого надо искать где-то в селе Малиновое, что в двух километрах, точного места нахождения он не знал, а Лохматый, вообще, собирался податься в соседнюю область.
Не долго думая мы поехали в Малиновое. Село довольно большое и искать было непросто. Но, опросив около десяти жителей нам указали улицу со старыми заброшенными домами, где возможно мог находиться этот Бородатый. И снова начались поиски.
Проезжая по улице, искали заброшенные дома, дворы которых уже давно заросли двухметровыми сорняками. И вдруг, заметили среди бурьянов протоптанную тропу. Водитель остановил машину, и мы вдвоем решили пройти по той тропе, потому что самой было страшновато. Пройдя метров пятнадцать по тоннелю сорняков, мы оказались у полуразвалившейся избушки, возле которой на пеньке сидел оборванный босой человек с седой бородой и курил сигарету – это был Бородатый.
Выслушав меня, он рассказал нам свою версию тех событий. Бородатый вместе с потерпевшим употреблял рыбу, алкоголь, томаты, однако, сначала употребляли алкоголь, после которого стало плохо и потом вырвало, сразу же начали неметь ноги, и двоилось в глазах. После того уже ели рыбу. Их товарищ Сашка Лохматый алкоголя не употреблял, но рыбу ел, самочувствие у него не ухудшалось.
Алкоголь нашли на свалке (какая-то настойка на спирту). Подобную настойку в такой же емкости находил на свалке через два дня после вышеупомянутого случая. Такую же жидкость находили и раньше, зимой, после того как ее выпивали, было онемение ног и двоение в глазах. В больницу не обращались, так как эти симптомы проходили через три-четыре дня.
После рассказа картина стала проясняться, и было понятно, что причиной отравления, вероятнее всего, является неизвестная настойка на спирту.
Осталось ждать результатов микробиологического исследования крови и промывных вод.
На второй день, когда посетила этого больного, то в больнице увидела, что состояние его значительно улучшилось и как сообщили медицинские работники его из реанимационного отделения планируют перевести в инфекционное.
Прошло несколько дней, и из областной санэпидемстанции сообщили результаты микробиологического исследования крови и промывных вод желудка: биопробы на ботулотоксин отрицательные. А через день из инфекционного отделения поступила отмена предварительного диагноза у потерпевшего и указан заключительный диагноз: отравление суррогатами алкоголя, с которым его и выписали из отделения в удовлетворительном состоянии.
С тех пор прошло пять лет, все почти забылось, и вот очередная проверка городской свалки – и на ней уже не двадцать человек, а гораздо больше...


Рецензии
Походит на фантастику. Неужели так во всех городах, в том числе маленьких? Найдя 1-го инфицированного, ищут всех остальных?

Андрей Браев-Разневский Абр   04.12.2016 09:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.