Maman a tort
Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти.
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию.
Мы все в глубине души считаем, что у нас есть основания быть в обиде на судьбу и природу за ущерб, как врожденный, так и нанесенный нам в детстве; все мы требуем компенсаций за оскорбления, нанесенные в наши юные годы нашему самолюбию. Отсюда проистекает претензия на исключение, на право не считаться с теми сомнениями и опасениями, которые останавливают остальных людей
Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь..
Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие.
Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
То, от чего инфантильное Эго в испуге спасалось бегством, взрослому и окрепшему Эго часто кажется лишь детской игрой.
Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.
Зигмунд Фрейд
Клип начинается с портрета великого Зигмунда Фрейда, далее камера «надвигается» на его «суровый взгляд», акцентируя на этом внимание. Именно строгий взгляд дедушки Зигмунда, великого Зигмунда Фрейда! Это не зря. Словно пауза застывает на его глазах, которые так и хотят сказать: «Будьте бдительны, мальчики и девочки, взрослые и дети!» Он наверное, был строгим учителем, оставляя своему поколению, и всем нам, целую «эпоху» учений о подсознательном, снах, детской психике, бессознательном, сексуальности как основы психологии человека. Я когда-то изучал Зигмунда, давно, правда, но его философия «засела» на всю жизнь, эти основы неврозов и «дефектов» в детстве. Зигмунд был великим, гениальны его труды!
В клипе Милен Фармер роль Зигмунда Фрейда - ключевая роль.
Для тех, кто не знает: тесно связана с Зигмундом одна женщина - это Лу АНДРЕАС-САЛОМЕ, ведь именно её портрет мы видим как бы «выплывающим» из «глаз» Фрейда. В клипе нам показали так, что лицо Фрейда «увеличивается», и на «вершине» этого «увеличения» показано именно лицо Лу Андреас-Саломе, которое «уменьшается». В этом деянии, лично я увидел некую смысловую завязку.
Милен говорила о Лу Андреас Саломе : «Ницше, Фрейд, Рильке...Она была другом таких выдающихся людей. Что меня интересует в этой женщине, которая мало известна широкой публике, так это её жизнь, её постоянный поиск абсолюта». Это я нашёл в одном из давних интервью. Милен даже где то восхищалась этой женщиной, не зря начальный клип «Maman A Tort» начинается именно с её портрета. Прочитав интереснейшие факты из трагичной истории жизни Саломе, Вы поймёте, почему Милен полюбила именно эту героиню, великую женщину, на начальном этапе своего творческого пути в начале 80-х.
Итак, вернёмся к клипу. После показа портретов мы видим из тени Милен в полумраке, белое платье как бы на ней и независимо «висит». Далее мы видим Милен - ребёнка и разные физиономии, эмоции, «показывание рожиц». И субтитры считалочки на протяжении всего клипа, словно Милен хочет донести всё своё произведение даже до «глухонемых». Хороший жест! Всё же что то есть в субтитрах! Как бы команды. Потом нам показано ночное звёздное небо и луна, и из темноты этого неба выходит Милен к детям. Луна там изображена как то «неправильно», не знаю, неправильно и всё, то ли не в ту сторону, то ли что то ещё...
Не только Милен протестует, но и дети идут с транспарантами «Maman A Tort» В дальнейшем показана голова Милен, лежащая на тарелке, а тело стоит отдельно всё в том же белом платье - «разрыв разума и телесных действий и желаний». И эту голову «живьём» хотят съесть дети. Следующая сцена - мама бьёт Милен пощёчины, Милен плачет. Рука просматривается в клипе явно немолодой женщины. И снова это белое платье, колыхающееся на ветру, как душа Милен. Окончание видеоряда – снова портрет и строгий взгляд Фрейда, просверливающий наше нутро...
...Все мы пришли оттуда... и вернёмся туда же своим разумом и мышлением... своей моделью мышления... В детство. В детстве происходит основа закладки личности, стержень человеческого психического статуса, нравственной начинки. Каждый ребёнок - уже личность. Но и пороки идут оттуда же. Мама - первая ассоциация с детством. А у кого не было конфликтов с мамой в детстве? У всех были - наказания, стояния в углу. У кого-то был ремень. У кого то было непонимание под названием «Maman A Tort». И это непонимание особенно обостряется в подростковом возрасте. Я знаю случаи из жизни, и не один, когда мама убивала своё дитя - выбрасывала в окно, в помойные баки, и наоборот, много случаев, когда дети убивали своих родителей. Такое в людском мире встречается, в отличие от животного.
Милен смогла! Она сумела, в далёком 1984 году прокричать на всю Францию и на весь мир - МАМА НЕ ПРАВА! И это у неё получилось, не успев заявить о себе, она эпатировала публику. Она смогла подвергнуть в шок столетние укоренившиеся приоритеты и мнения той среды, в которой живут люди. И сразу, с первого клипа - шок, бунт, однополая любовь. Хоть и не совсем видеоряд совпадает со словами, но все мы знаем, что изначально клип должен быть снят Лораном и Жеромом в замке - больнице, где Милен в инвалидной коляске и медсестра. Предполагалось, что и мама, и Милен падают с обрыва. Финансовые трудности молодого Лорана не позволили снять первичный вариант, но клип получился! Таким, какой есть! Заложено в нём многое! Милен привлекла многих правдой. А что она заложила? А то, что мир часто несправедлив и жесток, что детство и вся жизнь трудна, особенно у людей, любящих медсестру. И мама и весь мир не прав. Её слёзы и боль мы видим на экране.
Сочетание детской считалочки с шокирующими словами, становление во взрослую жизнь. Милен хочет свободы и любви, не важно как эта любовь проявляется. Милен прокричит так громко, чтобы все слышали и все знали, что существует любовь к медсестре, и это прекрасно. Любовь - чувство восхитительное.
Помимо спора с мамой, Милен смогла говорить об однополой любви именно в детстве. Безусловно, однополая любовь встречалась и встречается во все времена и народы, но только в конце 80-х, пережитки мнений рухнули, и стали говорить об этом более открыто. Милен - одна из первопроходцев в этой теме. Это явление повсеместно, Милен как-то говорила в своём интервью, что её творчество - отчасти и для таких людей. На мой взгляд, гнобить их не нужно. Милен это чётко подметила в целом в творчестве, и конкретно в «Maman A Tort». Молодец Милен, что освещает многие аспекты человеческой натуры, анализируя разные грани психики, подчеркивая свои знания психоанализа по Фрейду, и доказывая всем, что, в принципе, жизнь трудна в целом, независимо, натурал ли, гей ли или лесби. Жизнь трудна, говорит Милен, и эти редкие моменты счастья…нужно пользоваться этими редкими моментами…Связь опять же с Зигмундом Фрейдом. Его портрет, сущность - как бы в начале всей карьеры Милен, пути Милен, пути всего человечества, пути познания психоанализа, анализа человеческих душ… «Я люблю всё загадочное и мрачное»… «Жизнь-это склеп, главный герой - могильный червь»… Тема смерти также поднята в клипе - мы видим много намёков о смерти… Милен права – тело - это первая клетка, детство и окружающие неприязни и внешняя среда - вторая клетка. Она говорит, что хочет высвободить и разблокировать душу, из заточения вытащить свободу, свободу говорить, свободу самовыражаться, свободу любить, не важно, что и к медсестре. Любовь - это свято. Рука мамы, бьющая по лицу, выражает своё несогласие и «штампованный» общественный взгляд, что девочка должна любить мальчика, а не медсестру, а в ответ Милен поёт - Мама не права, и это её девиз в начале творчества, её карьеры. Дети, люди должны быть свободными, и должны самовыражаться в выборе кого-либо. В лице матери явно в клипе просматривается всё окружающее, которое против данного выбора. Любовь - не порок, Милен не поёт, например про наркотики, а поёт о любви, и как ей тяжело быть в клетке, прутья которой с деланы из человеческих усмешек, общественных плебейских мнений о «норме». Никто не знает, где «норма», а где «патология». Зигмунд Фрейд говорит, что всё идёт из подсознания, всё заложено в нашей сексуальности, снах, на этом построена теория психоанализа, видимо Лоран и Милен хорошо знали и знают, проявление этих знаний - клип «Maman A Tort». Покопайтесь в своём подсознании, и вы можете найти некоторые ответы, в своих оговорках, описках, снах и инстинктах.
По началу, клип кажется простеньким - «раз, два, три - детская считалочка», но Лоран задумал грандиозный ход, продолжение темы детства и бунтарства мы ещё увидим в «Plus Grandir» и «Desenchanthe». Но клип совсем не прост, почему мы видим детей разных национальностей? Мы это чётко видим. Может быть, что все могут быть разных кровей и цвета кожи, но мы все люди, которым дано «свыше» это прекрасное чувство, которого нет в животном мире? И наоборот, только в людском мире мы сталкиваемся с непониманием, злобой, ненавистью, ханжеством, предательством, детоубийством? Человек, рождённый от любви и для любви, сам же втаптывает это чувство «в грязь мира», что-то подобное мы увидим в «Que Mon Coeur Lache»
Отрезанная поющая голова Милен на тарелке - это тоже символика. Лично у меня ассоциируется с отрезанной головой Иисуса в «Giorgino»: некое разъединение разума (мозга), сознания и подсознания с телом, отрыв что ли от действий телесных… И этот отдельный «разум» (голову) ещё и хотят проглотить… Показано так, что идеи, поднятые в клипе, хотят уничтожить.
Мама, Мама, Мама…..Не права….?... Что же так? Почему так? Мама ассоциируется с рождением, «входом» в жизнь. Даже по латыни - молочная железа звучит как «mamma». Мама - это самое, самое святое, что есть у человека. Мама также ассоциируется со словом «любовь»….И тут….грубое…. «не права»…Вот в этом сочетании, в этой детской считалочке, Милен закладывает опять же противоречивость бытности и всех граней жизни. И это снова и снова оказывается правдой. Нет? Разве не так? Мама не права, что когда то умрёт, мама не права что родила такой (таким), а не другой, мама не права, что Милен тяжело жить в сообществе детей и непонимающем окружении, мама не права, что бьёт по лицу, за любовь к медсестре, и не поддержит её за это, в трудном детстве. А Милен хочет любить, Милен хочет тепла и взаимности, чего не даёт ей мир и её «отрезанное» от «центра-разума» тело…
Но в клипе мы видим висящее белое платье, развивающееся на ветру, «без хозяйки». На мой взгляд, этот нюанс, может мелочь, показан не зря. Героиня всегда может «освободиться» от этой «белой оболочки». А куда же делась хозяйка платья? Она освободилась и «сняла» одежду, оставив колыхаться на ветру там, где её не поняли. Тонкий намёк на возможность «спастись» и улететь из своей «оболочки». Значит Милен верит и надеется, и даёт нам понимание, надежду на спасение. Спасение есть! Нужно лишь правильно к нему подойти, подготовиться…к спасению…к смерти..? Фармер, своим первым клипом, сразу заявила, что она против ортодоксальности во всём и вся. Милен как-то говорила: «..я вижу красоту в обгоревшем дереве..» - и правда, а почему только в «цветущем»? «Я люблю сумасшествие и сумасшедших..» - и, действительно, кто создал рамки «нормы»? «Я люблю детей за их жестокость…»
Милен - умница. Даёт много побуждений подумать над нашей «уродливостью». В конечном счёте, этот клип не злобный и не мрачный, а наоборот, просветляет, вызывает «побуждение» к «вышнему». Давайте будем «выше» срамоты и «юродивости» людской. Подобное чувство у меня вызывает «Giorgino». Милен! Милен! Ты всегда выше «говна мира». А как же мама? Каждая мать хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым, умным и гармонично развитым ребёнком. Так пусть воспитание будет таким, и это трудно, чтоб было правильное сочетание доброты и строгости, и чтоб ребёнок пустил свой «кораблик гармонии» в реку трудной жизни.
В конце своего повествования хочу привести фразу Зигмунда Фрейда: « Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета».
Свидетельство о публикации №211100900152