Дверь

фантазия в одном действии

лица:
Н. – 24 года
Курьер –  22 года

темная квадратная комната. слева: большое зелёное кресло, круглый стол, деверь, включенный напольный торшер. на столе пепельница, в ней дымящаяся сигарета (продолжает дымиться в течении всего действия). Справа: деревянный стул со спинкой, такая же дверь. Н. сидит глубоко в кресле, подложив руку под висок. за сценой редко слышен глухой городской шум.

Н: "и каждый свой поступок нужно совершать, как в первый раз, несмотря на заслуги и неудачи прошлого..." цитаты, имена, страницы, годы. всё это понадобиться только для будущего. как же поступать прямо сейчас. всегда найдётся кто-то, кто упрекнёт, посмеётся и не заметит - это можно сказать точно. но никто не уверен в появлении человека, который выслушает и поймёт. одна модель событий для всего на свете - в балансе сил всегда перевешивает черная сторона, но белая движется впереди и на финиш, я уверен, придёт первой. сколько бы ни было преимуществ у минусов, нельзя полностью подчинятся той стороне - проиграешь...

(за сценой сигнал сирены)

Н: чёрт, я всё чаще стал заговариваться. ни за что не повторю, то, что нагородил сейчас. даже часть. 

выстукивает по столу мелодию "Freddie Freeloader"

Н:  когда я был курьером, меня интересовала и музыка.  я, как сумасшедший бегал по городу выискивая редкие записи. приходя домой, с нетерпением срывал упаковку, церемонно читал название и слушал на полной громкости. потом хозяйка начинала недовольно стучать в стену. однажды она пару нот попала в унисон с музыкой. я долго смеялся. смеялся... сейчас это почти невероятно. я убавлял звук, открывал окно и комната наполнялась приятным прохладным воздухом, нужно было успеть надышаться им, пока не начали чувствоваться выхлопы, которые непрерывно поднимались от дороги... 

(за сценой лай собак)

Н: вот опять. неужели мне только и остаётся, что перетекать из воспоминаний в форму с запутанными, бессмысленными мыслями, которых даже не могу потом вспомнить. (обводит взглядом комнату). всё что у меня осталось: стена, стена, стена...

(стук в правую дверь)

Н: (не замечая звука) стена. лампа скоро перегорит.

(стук повторяется)

Н: (испуганно) нет, не послышалось. (приподнимается с кресла. в нерешительности ищет слова) да, войдите.

дверь со скрипом открывается. входит человек одетый так же как Н., с бумажным пакетом в руках и останавливается у двери.

Н: (встаёт и подходит к вошедшему. растерянно) слушаю вас.

Курьер: я из курьерской службы. два года назад вы сделали  у нас заказ на доставку этой вещи (протягивает ему свёрток) и распорядились доставить вам его по этому адресу в этот день и время.

Н: (в задумчивости) неужели? Подождите, вы ошиблись. (Вскрикивая с воодушевлением). ах, да. да! (выхватывает свёрток)

Курьер: вам нужно расписаться. здесь и здесь. спасибо, всего доброго.

Н: останьтесь, прошу вас. Если вы останетесь, хоть на минуту – это может мне помочь.

Курьер: Помочь? Вы больны?

Н: (задумчиво) нет, вовсе нет. Впрочем, я постараюсь объяснить, (указывая рукой на стул) присядьте (проходит и садиться в кресло).
(молчание)

Курьер: (садится на стул и осматривается вокруг) Как у вас пусто! Точно шкатулка, в которой лежит всего пара мелких вещей. (смущённо) Извините, я не хотел вас обидеть. Просто… Вот у меня дома был целый склад вещей. Сёстры вечно что-то мастерили, вырезали, клеили, а мать всё хранила, да ещё на самых видных местах. Однако, что это я. Вам не по себе? Извините мне привычку заговариваться.

Н: Продолжайте. Мне становиться легче, когда я вас слушаю. Я очень давно ни с кем не виделся.

Курьер: Как скажите. О чём я? Да, у нас было всего полно и в моей нынешней комнате тоже ужасный беспорядок. Вот я с непривычки и сказал. (Опять осматривается). Пусто, даже музыки нет.

Н: А вы любитель?
Курьер: (Усмехнувшись). Да. Можно так сказать. (Оживляясь). А недавно, представьте, купил новую запись Бенни Гудмэна, (сам удивляюсь, как смог её найти) вернулся к себе, включил погромче, а моя хозяйка этого не любит и в таких случаях она недовольно стучит в стену.  И вот, ей удалось несколько раз подряд стукнуть прямо в ритм музыке. (Смеётся). Но слушать громко я позволяю себе только редкие записи и только в первый раз. А это случается нечасто.

Н: Забавная история. У вас, наверное, интересная жизнь?

Курьер: (Отмахиваясь рукой). Что вы, тоска сплошная. Истории звучат хорошо, когда их рассказывают, а не когда они происходят. Но я жду. Постоянно жду – вот-вот случится нечто, изменит меня, мою жизнь, увлечёт в бурю событий или подарит спокойствие и лёгкость. Но поиски этого «нечто», знаете, очень трудная вещь. Кажется, ничего не делаешь, но про себя постоянно ставишь заметки, проговариваешь наблюдения. Это незаметно, но выматывает.

(Молчание)

Я почему-то верю, что года через два всё изменится к лучшему. Нет никаких оснований, но это будет и, возможно начинается уже сейчас. Постепенно шаг за шагом, а потом я оглянусь и увижу разницу. Странная уверенность. Словно кто-то из будущего сказал мне это, словно (улыбается) я из будущего написал письмо себе настоящему.

Н: Ничего странного. Я даже завидую вам. Мне никто не писал таких писем.

Курьер: (Встаёт). Я уверен, у вас всё наладиться не сегодня-завтра. Всё дело в нас самих. Мы можем это исправить, как никто другой. Только не упускайте случая, не отворачивайтесь, когда на вас посмотрят приятным взглядом. Из малейшей возможности может вырасти большее, то, что вы даже не представляете…
Н: Когда-то и я так думал.
Курьер: Значит, вы что-то упустили. (Подходит к креслу и протягивает руку). Мне пора. Был рад встрече.

Н: (Вставая, прощается с ним за руку). Сделайте одолжение, не забывайте и не отказывайтесь от слов, которые только что говорили. Что бы ни случилось.

Курьер: (Улыбаясь, идёт к правой двери). Не беспокойтесь, они всегда со мной.
(Пока курьер идёт к двери через сцену, Н. быстро распечатывает свёрток, вынимает ключ, открывает им левую дверь и тихо выходит).
Извините, но здесь нет ручки, могли бы вы открыть мне дверь? (Оборачивается). Мсье? (Идёт к креслу).
Наверное, он сейчас вернётся. Но мне уже пора. Давно пора. На площадь Шатле, в бюро, в контору. Когда же он успел уйти? Так незаметно, внезапно. (Смотрит на свои часы). Остановились. (Постукивает по циферблату). Вот, опять пошли, но какое время правильное?
(В беспокойстве ходит перед креслом, осматриваясь).
Странное место, жуткое. Когда мы были здесь вдвоём, комната казалась светлее. К тому же я не собирался здесь задерживаться. Ещё на пороге,  перед тем, как войти сюда, я уже представлял сырую улицу, на которую вернусь через минуту. Как я подниму воротник и быстро зашагаю на остановку, как ветер будет задувать холод под свитер. А теперь приходится сидеть в этом саркофаге. (Снова смотрит на часы). Ну, сколько можно?! (Громко). Мсье, где вы? Я не могу выйти, а у меня ещё куча заказов. Да, куда вы подевались? (С беспокойством подходит к левой двери и с силой толкает). И тут без ручки, что же это… Обе двери заперты, без ручек, окон нет. (Испугавшись). Мне становится не по себе.
(В продолжении нескольких минут бегает по сцене. Пытается выломать двери. Стучит кулаком по стенам).
(Кричит). Эй! Кто-нибудь. Откройте. Слышите?
(Свет на сцене на минуту гаснет и зажигается вновь. Прежняя обстановка. Курьер сидит, растянувшись в кресле, с опущенной головой).

Курьер: Ключ… (Оживляется). Ведь в свёртке, который я принёс, был ключ и… какое же совпадение. На прошлой неделе Карл, так же дал мне ключ и записку – «доставить через два года и одну неделю по адресу…». Я принёс это в нашу контору и расписался своим именем. Адрес… какой же был адрес. (С ужасом). Нет, этого не может быть. Он – это…  Два года!

Занавес.


Рецензии