Tristana

В основе всех коллективных движений лежит одна и та же ситуация с одной стороны - существующая система правил и установлений, с другой - пробивающие себе дорогу преобразования, возникновение новых классов, новой власти, появление новых возможностей. В равной мере это относится и к влюблённости…

Франческо Альберони «Любовь»

«…Тристана…Ты…жива? Ты жива или мертва?…Я не знаю…»

Мне кажется, что существуют некие состояния, так сказать, «между жизнью и смертью». Тристана и умерла по сюжету клипа, но она «жива», потому что «не знает»…Об этом «состоянии» клип. Она жива, потому что любовь не умирает, любовь вечна. Тристана любит искренне. Она любима. Любовь победит смерть - это факт. Это показано в клипе «ТЯISTANA». Как грустно смотреть на неё, эта грусть пронизывает сердце, заселяется стойко, превращается в боль, приравнивается к силе революции и глобальным изменениям эпохи. Лоран соединил сказку с реальностью и подмешал исторические аспекты, реальные кадры событий революции 1917 года в России. И посреди всей этой мировой скорби в центре внимания рыжий ангел.

О чём клип? Темы подняты, как всегда, великие! Любовь. Смерть. Кровь. Жертвоприношение. Самопожертвование. Зло. Бог. Нательный крест. Вера. Война. Революция. Волки. Снег. Сказка с плохим концом. Сказки иногда бывают и с плохим концом. Клип Бутонна мне показался противоречивым и символичным, я постараюсь это доказать.

Но незаметно к ней подкрался Мрак...
...и он так "ласков" был и "нежен",
Что никто никогда не сотрет следы крови

От крови,
Струящейся из
Мертвого тела

Очередной клип-фильм альянса Бутонна-Фармер. Широкоэкранный формат, длительность за 10 минут. Жанр - сказка. Снова видим известную «злодейку» Софии Телье, превосходно сыгравшую царицу. Кто-то сравнивает фильм со «Спящей красавицей», кто-то с «Белоснежкой», но Лоран превзошёл всех! Конечно элементы русской сказки присутствуют, есть метафора «грусти» и «разбитой любви», но не так всё просто у Лорана. Лоран ведь великий художник, он построил цепочку сюжетных линий, которые и сразу-то и не увидишь и не поймёшь. Он всё продумал. Все мы знаем, что Лоран - большой поклонник российского кинематографа, он удачно делает вставки из документальных кадров революции 1917 года великого советского режиссёра Эйзенштейна и это не зря. Там показаны массовые расстрелы людей, дедушка Ленин и Карл Маркс. Это находит свой смысловой ключ, режиссёр «разукрашивает» историю любви Тристаны «политическими» красками, придавая сюжету мощный величественно-глобальный, исторический оттенок. Ведь именно в этот важный в историческом плане, промежуток времени, в истории России происходит «взрыв», бунт, революция. Происходит смена власти, народ, разделённый на «классы», теперь будет жить в «духе» марксизма-ленинизма и в первую очередь «взрыв» произойдёт в человеческом мозге. Не зря Тристана и Разукин так ждут этой революции, они ждут, что война кончится и они, полные надежд и любви, поженятся. Вот тут-то Лоран и ловит нас всех, он берёт за «живое». Это Лоран Бутонна. Ко всей этой суматохе, смене «эпохи» он подмешивает страсть, сильную человеческую любовь и размалёвывает всё это кровью. Милен и Лоран явно изучали и интересовались традициями русской культуры, историей нашей страны, Милен в детстве изучала русский язык, результат неплохого произношения мы видим в начале клипа. Авторам клипа явно «по душе» психология и менталитет нашего советского человека - Разукина. Они превосходно, мастерски это показали. Во все времена, и сейчас, и в 17 году, «наш» человек много страдал. Именно это «уловил» Бутона, он показал Россию начала 20 века «изнутри», «изнутри русского подсознания». Он показал сладостную печаль, которой «упиваются» многие люди, потому что всегда всё «плохо» - война, кризис, забастовка, безденежье, халтура, «цари и подчинённые», убийства. Он показал ВСЁ. Всё то, что у нас заложено «внутри» и иногда «выходит» наружу. Он показал нашу инфернальность, наше моральное дерьмо. Он показал великое создание Бога под названием ЛЮБОВЬ. Милен ЭТО ПОКАЗАЛА. Она показала КАК надо любить! Умереть за любовь! Это настоящая любовь, а не самолюбие, ведь мы часто путаем понятие любви с привязанностью, самолюбием и преобладанием собственного «эго». Вот поэтому Лоран своим дерзким почерком через «кровь» «нарисовал» такую истинную любовь, а не игру в «любовь».

Что касается противоречий, о которых я говорил, в клипе их много, в принципе, как в нашей жизни. Не устаю петь хвалебные оды Милен и Лорану. Они мастера в показе «противоречий». А жизнь разве не противоречива? Противоречивость в том, что монах (монашек), вроде как человек Бога - убивает…Как так? Противоречивость, что Тристана умерла, но она вроде жива и подбрасывает снег, явившись в «физическом» обличие после похорон.

Противоречивость в том, что большевики-коммунисты должны быть «сильными» во всём, но они «уродцы», как монашки в «Plus Grandir» - с физическими и психическими дефектами (глядя на их лица, это можно прочитать). Противоречивость, что «Ваше Высочество» - не царица, а ведьма, вампирша, кровососка, упырьша. Противоречивость в том, что Разукин целует «спящую красавицу», но в ответ она…

Клип начинается картиной «дали» мрачного простора и тёмным небом, мы эту картинку увидим в клипах ещё не один раз. Идёт мрачная музыка, сменяет эту картинку сцена разговора царицы-ведьмы и монашека-дьяволёнка. Словно само зло, смерть в материальном облике разговаривает и даёт приказ своему подчинённому «содрать» кожу юной красавицы Тристаны. Как же восхитительно играет тут Телье! Браво! Она просто прирождённая «злодейка». Такое впечатление, что она набирает из поильника и пьёт из бокала не что иное, как кровь…И полнолуние не зря показано позже. Не зря. У Телье - царевны тут «чертовская» красота, но потом она выглядит как… Идёт диалог, истерический разговор между тёмными силами, напряжение нарастает, они говорят, что «назревает революция», что народ возмущён, что «тсарь» не может…Но у царевны- смерти другая проблема - она хочет крови, она хочет содранную кожу, она жаждет убить красоту и любовь, ей не до народа и царя, она приказывает монаху сделать это грязное дело. В этом диалоге показано, что в образе ведьмы - «власть», которая хочет «добить» низшие «слои» . Но пусть юная Тристана относится и к «низшему» классу, но она «превыше» своей добротой и любовью. И она победит в этой неравной борьбе, заплатив своей жизнью, но останется светлой и «чистой душой». После адского «смеха» королевы зла, нам показан волк, как олицетворение смерти. Тут Лоран снимал настоящего волка, он взял животное у своего давнего друга, этого и других волков, мы ещё увидим в клипе «Beyond my control».

Далее Тристана бежит по заснеженному лесу, за ней гонится Разукин, они счастливы, но вот война, разлука…Но настоящая любовь всё победит, и разлуку, и время, и расстояние, и даже смерть. Первую символику режиссёр фильма показывает нам в действе со снятием креста, Разукин снимает со своей шеи крест и отдаёт Тристане ради сохранения их любви, как символ «охраны».Тонкий намёк на Бога и религию в целом. Люди, не забывайте о Боге! Именно этот крест героиня снимет в лачуге большевиков, и мы увидим, что из этого получится. Тристана, зачем ты сняла этот крест? Но Лоран знает, что делает. Когда влюблённые бежали по лесу, Лоран делает свой известный трюк - он «вставляет» несколько секунд мрачной, страшной музыки. В это время камера движется как бы «из-за кустов». Вы заметили? Что это за вставка? Я трактую это как приближение зла к добру. Это зло ещё невидимо, его ещё нет, но нам намекнули, что сейчас должно приблизится плохое, что-то должно произойти.

И вот оно приближается - на лошадях вдали завиднелись «белые с оружием, во главе с монахом. Вид склона, на котором они скачут, очень мрачен, художник туда добавляет ещё и вороньё! Чёрные вороны что-то ищут и копошатся на этом склоне, словно за одно со злыми наездниками… «Что это?» «Ты слышишь?». Разукин только и успел сказать: «С БОГОМ!». А следом он получает удар саблей по лицу. Первая кровь пролилась. Но всадникам нужен не он, а юная кожа. И снова символ - убегая, возле Милен (Тристаны) летает белый голубь. Все мы знаем, что обозначает этот символ - добро и мир. Голубь рядом с Тристаной, а это значит, Бог и ангелы спасли её, она выжила и оказалась в лачуге большевиков-карликов. А волк наблюдает за всем этим и не трогает девушку. Заметили? Но милая Тристана, зачем же ты снимешь потом крест?

В следующей сцене мы видим ночь, полнолуние, вдали заснеженный домик. И вставка с так любимым Лораном звуком воя волков. Тристана очнулась в окружении семи гномов со странными, инфантильными, но не злобными лицами, которые её отогрели, накормили похлёбкой и спать уложили. Гномы полюбили девушку за её причудливый взгляд, детскость и доброту. Висящий портрет Маркса говорит нам, что действо происходит в домике «большевиков», «правых». Но зло приближается. Царевна не может терпеть и отправляется сама за кровью Тристаны. Яблоко красного цвета в руках ведьмы - символика русских сказок. Кровь Тристаны на изображении Маркса - символично продемонстрирована смерть многих людей от мечей «белых». Смерть невинных, как Тристана людей. Но волки знают своё, и съёдают злобную царицу и её слугу.

В конце клипа Разукин возвращается с войны и целует мёртвую красавицу, но ничего не происходит, Лоран перемешивает фантастику с реальностью. Тристана не оживает. Она мертва. Мертва?

Последняя сцена, когда светит солнце и Тристана радуется и подбрасывает снег - моя любимая сцена. Она счастлива, она победила зло, она «там». Она познала истинную любовь. Любовь вечна! Храните любовь! Берегите друг друга. Ради любви!

Тристана жива! Она будет жить всегда в наших душах и сердцах!

Adieu Tristana
Ton coeur
A pris froid
Adieu Tristana
Dieu baisse les bras
Laissez-la partir
Laissez-la mourir
Ne le dites pas


Рецензии