моя мама самая хорошая, самая добрая, самая красив

          Шел мне отроду шестой годок. Сильно заболела я, теперь думаю это  ангина. А тогда в 1942               
году  , да в маленькой деревушке и не знали  этого.
    Болело горло  , дышать я уже не могла, вода лилась обратно изо рта. Вынесла меня тетя на крыльцо:
 - Пусть ветерком обдует. А дальше  , если – что тут и обмоем.
  Не собиралась я умирать , мне это не нравилось.
 -Фиг вам , нет!
Я ждала свою маму. Они жили в деревне Соузга , километрах в дватцати пяти от меня .Ходили только пешком  , коней было мало.
 Я все время вспоминала сказку , почти о моей маме. Ее мне рассказала моя бабушка. И потом все смеялись ,когда я заступалась за свою маму .Вот она сказка-то.

  Потеряла девочка свою маму , горько плакала , искала ее , спрашивала_, не видел ли кто ?

  А у меня на этот случай тоже не было мамы , жила у тети , почти как сирота .
Когда отец , мать - вся семья уехали на новое место в Соузгу придорожную,я долго плакала . Утром , днем и вечером ревела , ревела , обида душила сердечко малое.
 - Почему оставили меня .Собаку... ,кошку..,забрали… Развезь можно ?

  Вот и дальше слушайте .

Нашла девчонка свою маму, помогли ей уж не помню кто.

Привели к ней первую женщину , да из царской семьи . Одета она в золотую парчу , серьги золотом , корона из самоцветов . Лицо строгое , белое , на пальцах изумрудные кольца .
    Посмотрела на нее девочка , да отопрянула . Запах неведомый испугал  милую . Не моя это матушка.
    Подвели вторую женщину , дворянских кровей . Во шелка одета ,.бусы  серьги – жемчуга переливные . Сама лицом белая , телом пышная , сапожки сафьяновые .
    Посмотрела на нее девица , через слезы горючие .
 - Нет , не моя это матушка , люди добрые …
  Пришла третья женщина – крестьянка бедная , ноги босые . Руки истрескались ,жала хлеб серпом острым для барыни .На голове простой платок , солнцем изжаренный . Юбка изо льна грубого , с заплатами . Лицо загорелое ,ветром поветренно, глаза большие зеленые , добром исполнены . Щеки местами оспой потрачены а по ним катились слезы горькие .
   Подбежала доченька , обняла за колени острые , закричала голосом сдавленным :
 - Здравствуй родная матушка , самая  хорошая , самая добрая , самая красивая .
 - Я узнала тебя по запаху .Юбка пахнет землей родимою тропок утренних, полевой травой свежескошенной , молоком парным  от коровушки . Руки твои самые мягкие ,самые нежные, на лице твоем Солнышко славится .
-
  Так случилось и  у меня . Рядом была тетя ,бабушка ,но ждала я только свою маму. И она пришла , прошла пешком все километры . Села рядом с моей лежанкой и тихо заплакала .

  Как ей тяжело было я сейчас знаю .Сама мама -  бабушка , прабабушка .

 Я была радеханька , мама рядом со мной сидит и ничего не страшно , даже умереть .

   Принесли керосин ,вспомнили люди старые , промазали мне горло.
Ох ,рвало меня светы светыньки .Все на землю с крыльца по горлу вынуло.
   Полегчало к вечеру , поотдыбалась.
Мама моя опять пошла к себе домой пешком ,ничего не поела . Может не могла , может не предложили , я и так здесь жила из милости .   
    Отпустили ее не с пустыми руками ,дали немного свеклы ,картохи урожая прошлого . Повязала мама на тележку мешочек , к шестерым  деткам двинулась .
  Прошла полпути .  Упала в дороге ,на краю деревни от голода и бессилия .
   Пообветрилась ,зашла к дальней родственнице .Исспросила хлебушка , да его не было .Пошла тетушка в огород ,сорвала несколько бутунинок лука-зеленого , ладошку листьев свеклы и воды подала маме . Все чем могла поделилась . Огород был только - только на завязи.
 Съела это мама и ожила.

 Деревня  , война ,дети да бабы голодные.

Прожила моя мама ровно сто лет. Любила по гостям , к детям на машине ездить , так и ушла по светлому. Открыла дверцу,ступила на земь….



Республика Алтай .Горно-Алтайский край . Деревни  Соузга  Ая  Айченок   Дубровка.
 События истинные
 Род Пупышевых -  Петеневых- Белоцветовых.
 Октябрь 2011
Я ,Петенева Нина Федосеевна 1936г.р.
Мама моя Петенева(Пупышева во девичестве) Мария Ивановна 1901-2001г.
Записал сын Константин.


Рецензии