Воспоминания в алфавитном порядке хх век - Ж

Долго не приходило ничего в голову, о чем бы я хотела написать на 7-ю букву русского алфавита «Ж». Почему-то придумалось только «Журналы» - те, что выписывались с детства и по сей день – что о них и из них запомнилось, произвело впечатление. Но это слишком большая тема, и я к ней не готова. Спросила внука – что бы он посоветовал, и он очень быстро предложил – «Женщины в геологии». Тема занятная, но останавливает то, что я сама и женщина и геолог, но я в себе не вижу и не хочу видеть чего-либо специфического ни как у женщины, ни как у геолога. Видеть себя со стороны трудно, да и целью этой «алфавиты» ни в коем случае не является исповедь. Сама же профессия «геология» - довольно специфическая и поэтому в геологии чаще, чем в других отраслях можно встретить людей вообще и женщин в частности с необычными чертами характера.
Вспомню о некоторых  из них.
Начну, наверное, со студенческих лет. Училась я в столице автономной республики Северная Осетия. Город этот несколько раз переименовывался. До революции он был Владикавказом, потом Орджоникидзе, потом Дзауджикау и теперь вновь стал Владикавказом (см. «А» - «Армяне» и «В» - «Воронцовка – время послевоенное»). Училась в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте (СКГМИ).
1950-й год. Первый курс. Общежитие. В нашей комнате 4 человека. Две из них – студентки геологического факультета – Геля Крикало и я. Обе мы из группы РМ-50-1, в которой 25 человек, из которых девушек – 3. Постепенно узнаем друг друга. Геля – Гелена – имя мне более, чем знакомо, т.к. Гелей зовут и маму. Имя это польское. Геля Крикало приехала из западной Белоруссии, кажется, из Барановичской области.
До 1939 года Западная Украина и Западная Белоруссия входили в состав Польши. Польское государство возникло в 10 веке. В 16 веке (1569 год) образовало с Великим Княжеством Литовским государство Речь Посполиту. Последняя вместе со Швецией предприняла интервенцию в Россию, которая закончилась провалом. После этого территория Польши была неоднократно разделена между Пруссией, Австрией и Россией. После революции 1917 года Польша получила независимость. Но уже в 1939 году Германия захватила часть территории Польши. Западная Украина и Западная Белоруссия были присоединены к Советскому Союзу.
Из такой проблемной территории приехала Геля Крикало в Северную Осетию и поступила в наш институт. Она была 1933 года рождения  - т.е. в Советский Союз попала уже в 6 лет. Вероятно, она помнила кое-что из жизни под властью Польши. Помнила приход советских войск и реакцию на этот приход своих односельчан. Об этом она никогда не рассказывала.
Говорила Геля на русском правильно, но с акцентом. Характерными были глаза Гели – внимательные, пытливые, иногда, казалось, несколько болезненные. Приехала Геля с громадным деревянным чемоданом с висячим дверным замком. В чемодане кроме скудн
ых дешевых тряпочек (мы все в те годы были полураздеты) у Гели был еще чугунный казан, в котором она варила гречневую кашу. Мы – остальные жители комнаты – были любители поспать, Геля же вставала еще затемно. Она двигала и гремела своим шкафообразным чемоданом и при этом заучивала произношение букв английского языка. Звучала это как-то вроде «дыд - тыд». Мы сквозь утренний сон бурчали – просили прекратить этот шум.
Приехала  Геля  из  глухой  деревни  из  бедной  многодетной  семьи. Школу  она  закончила  с  золотой  медалью  .Тогда  медалисты  могли  поступать  без  экзаменов в любой вуз страны . были вузы в Минске и в других крупных городах Белоуссии , куда она могла поступить. Наконец ,она  могла поехать в Москву – такой максимализм был бы понятен но она приехала в провинциальный вуз  на Кавказ в столицу Северной Осетии… Денег на дорогу в семье не было. Тогда она написала письмо Белорусскому писателю Янке Купале и он выслал ей 300 рублей…
Однажды я пришла в комнату общежития ,когда Геля там была одна .Я застала её горько рыдающей1 .Бросилась к ней в испуге – «что с тобой? !»В ответ услышала что – то мне не понятное. Смысл сводился к тому что ей стало горько  и страшно от того что она подумала как велика Вселенная и как ничтожно мал человек  В её ответе не было рисовки .
Геля была совершенно лишена кокетства.казалось .,что романы для неё исключены После окончания института Геля взяла направление  на работу в Магадан .Туда у нас на поток (50 человек) было 10 мест При распределении  на работу студентов обычно при
сутствовали  представители  организаций.в которые  требовались геологи. Магаданские представители  девочек от этого выбора отговаривали. Я тоже было туда сунулась, но быстро одумалась – для меня решающим обстоятельством явилось то, что из Магадана приехать в отпуск можно было только раз в два года. Я не готова была так долго не видеть маму и Валю. Я тогда уже решила их увезти из Воронцовки. А Геля поехала… как говорил, вернее пел Высоцкий, «Мой друг уехал в Магадан… Уехал сам, уехал сам… Не по этапу…»
Под ее влиянием уехала в Магадан еще одна девочка – обычная, с которой она жила в одной комнате (мы с Гелей вместе жили только на первом курсе). Остальные 8 мест в Магадан взяли представители мужского пола. Среди них был наш одногруппник Леша Штоколов. Группы у нас делились еще по подгруппам. Наиболее ответственные специальные практические занятия, требующие контроля и пояснений преподавателя, проводились по подгруппам. Леша был не в нашей подгруппе. Он был местный – т.е., не жил в общежитии. И, наконец, в институте вообще он появлялся редко, а если появлялся, то был крайне небрит. Был интенсивным курильщиком. Благодаря всем этим обстоятельствам он как-то выпал из моего поля зрения.
 Итак в 1955 году мы  закончили институт  и разъехались  по местам своего  назначения на работу. В 1962м году – спустя  7лет после  окончания  по  дороге с Даута (см  « Д»
  «Даут»)   я  встретила2х   своих  однокурсников. Один  из них – Коля  Незнамов (Магадпнец  в отпуске) Он рассказал , что направленная в  Магадан группа  добиралась к   месту назначения  вместе  :сначала  они летели на самолёте  потом  поднималась  по Калыме  на  теплоходе  .Плыли  более   суток ..Всё  это  время..Геля   и  Лёша просидели на палубе  теплохода в сторонке  ,оживлённо  беседуя.  Когда  время   пришло покидать теплоход  они  объявили   своим спутникам  что   решили  пожениться.
Последние сведения о Геле я получила уже в середине 70-х годов ХХ века. Тогда я уже не ездила в поле и работала в Ессентуках. Как это произошло, вспоминать мне немного стыдно…
В рабочее время, в комнату, где я работала, зашел мужчина и серьезно спросил, не подскажу ли я ему, как найти Томара Викторию. Ничего не подозревая, ответила, что это я и спросила, чего он хотел. Ответ и весь дальнейший разговор были бессмысленны и вызвали у меня досаду… Я долго не узнавала, с кем я говорю. И только тогда, когда он передал мне привет от Гели Крикало, я вспомнила рассказ Коли Незнамова и поняла, что это  Леша  Штокалов… После 5 лет совместной учебы я его не узнала… Мне было стыдно. Он рассказал, что они с Гелей уехали из Магадана в Подмосковье. Двое их детей учатся в институтах в Москве, а они в каком-то подмосковном техникуме преподают геологические дисциплины…
Отношения между нами так и не завязались, не продолжились. Я об этом жалею.


Характеризуя  ,встреченных мною ,сотрудниц с не совсем обычными свойствами женщин, безусловно,нужно рссказать  о технике – геологе Гале Чащиной. 1963 – 1964 гг.Высокогорный Дагестан ( см «Б» Бежитинский лист) коллектив из 7 – 8 человек геологов и такое же количество рабочих Коллектив ,преимущественно, мужской .Женщины две – Галя Чащина и я мне 32 года дома  я  о ставила полугодовалого сына с мамой ,отняв,его  от груди. Поехала  зарабатывать на жизнь ,на частную квартиру  - работы без выезда я тогда не нашла  Галя Чащина 1929 года рождения У неё дома  муж – техник –геолог  старше Гали лет на 8-закончил техникум – бывший полевик (Галя-практик в поле ездила с мужем в качестве  рабочей ).У них дочь  лет 10ти.Сейчас она дома с мужем.
Галя молодая,крупная ,цветущая женщина .Ширкоплечая ,но очень пропорцианально сложена.блондинка. черты лица тоже крупные. Белая матовая кожа  и матовый же румянец во всю щёку. Спокойная уравновешенная ,держится. с достоинством. От неё пышет  здоровьем  и силой .Мне  приходилось видеть как она несла тяжёлый  рюкзак по пересечённой  местности .Такие  же  рюкзаки были  у  мужчин .Её походка была на много легче.
Ещё приходилось наблюдать Галю в условиях пьянок ( надо отдать должное нашему  начальнику – пьянки в горах были чрезвычайно  редко  - он обычно не допускал проникновения в лагерь спиртного ) но иногда всё же случались.Начальник всегда
 оставался   трезвый Пили крепкую грузинскую чачу. Галя пила наравне с мужчинами Когда мужчины буквально валились с ног,она совершенно не хмелела – тоько её румянец разгорался  сильнее  и она очень неплохо пела казачьи песни,
Подходил конец второго полевого сезона последнего на Бежитинском листе.Конец сентября.Мы спешно уходили к себе на  базу в Грузию  Здесь на базе в грузинском селе нам предстоит провести около месяца – подготовиться к приёмке полевых материалов ,которая должна состояться  сразу после возвращения в Ессентуки. Во время этой работы в Грузии мы с Галей познакомились  ближе.
Как- то раз Галя заметила ,что ей нужно съездить  в соседний городок – купить «…какой-нибудь»подарок для своей дочери .В тоне, каким она  это сказала мне послышалась какая-то неестественность  как будто  ей нужно сделать реверанс  перед какой - то
чужой посторонней девочкой. Я ,как можно деликатнее,выразила своё удивление.В ответ Галя рассказала о своей жизни.
Жила она в одной из казачьих станиц Ставропольского края.Выдали её замуж сразу после школы( 17ти-18ти лет) муж был значительно старше.Он  закончил геологический техникум и работал  в  Ессентуках  в съёмочной экспедицииСК ГУ Внешность у него  была очень неброская.Галя  стала выезжать с ним в поле .через несколько лет у них родилась дочь .Галю это событие  не  тронуло.Всю ответственность за ребёнка взял на  себя  муж. Он уволился  из съёмочной экспедиции ,перешёл на работу в химлабораторию ,перестал ездить в поле и ухаживал за ребёнком водил девочку в  детский сад, потом в школу ;готовил еду,кормил одевал,заплетал косички…Галя продолжала ездить в поле;сезоны были  длинные места работы.,как правило,далёкие.В течении полевого сезона Галя никогда  домой не приезжала хотя обычно такая возможность  один  раз  по крайней мере предоставлялась…Она экономила деньги – деньги для своего отпуска В семью  денег она не давала.Во  время своих отпусков  ездила  на экскурсии по туристическим путёвкам в этот раз она собиралась ехать в Ленинград
Возвращаясь  из отпуска  она временно( до следующего полевого сезона )становилась как бы  обычным членом семьи – готовила пищу,стирала и даже кое что шила дочери…Но никогда  у неё с  дочкой не бывало близких  доверительных отношений Если  же возникали какие ни будь  проблемы, то девочка обращалась к отцу.И это не  тревожило не задевало Галю –она об этом говорила равнодушно
Если  на  Кавминводы  приезжали какие либо  гастроли.,то Галя и их не пропускалаа…По моему,материнский  инстинкт  был подавлен Работа в  специфических условиях геологической  партии  для неё .,очевидно , органична.
    
В этой главе  о женщинах в  в геологии ещё мне хочется  написать о своей лучшей в экспедиции приятельнице – Вале Смоляковой. Вероятно.,своей лучшей приятельницей считали её многие. Мне трудно подобрать эпитеты к её характеру . Я попробую  сделать несколько зарисовок ,которые помогут понять её  Валя появилась в экспедиции когда я уже в поле не выезжала Она закончила геолфак МГУ. Работала,кажется,в Якутии  Приехала к нам в экспедицию из загран-командировки.,купили коаперативнуюквартиру сравнительно недалеко от нас.На работу её взяли на должность старшего геолога съёмочной партии .Здание  экспедиции располагалось на выезде из Ессентуков Наш
микрайон – также на выезде по другую сторону от города  Если добираться гордским  транспортом ,то его нужно было сменить трижды. Обычно так и  приходилось
,но был период ,когда экспедиция расщедрилась  и выделила автобус .    
В этом автобусе  Валю я увидела впервые. Она  выглядела симпатичной очень  благодушно й женщиной .Выражение лица у неё было спокойное я бы сказала ,не озабоченное. В руках у неё был большеформатный глянцевый журнал с яркими иллюстрациями. Журнал  этот издавался в ЮНЕСКО.Я несколько  раз покупала  такие журналы .Каждый журнал обычно  посвящен какой-нибудь актуальной культурной или научной  проблеме. Валя активно пыталась заинтересовать своих соседей этой проблемой .Желающих  заинтересоваться явно не  хватало…
Потом я с ней познакомилась  Как это было я не помню (Обычно инициатором знакомств была она  - ей очень просто было обратиться к незнакомому  человеку,протянуть ему руку.,если он в этом нуждается  а это она видила с первого  взгляда)Познакомившись я узнала,что у неё  двое детей –дочка десятиклссница-Оксанка и сынишка-Илья ,кажется,тогда пятиклассник. Муж её – Юра Смоляков- тоже полевик.  На время полевых работ детей они оставляют одних…
Следующий  год Весна  Время подготовки к очередному полевому сезону. Едем в том же автобусе .Рядом со мной держутся  за  поручни  мама и дочка  Они похожи друг на друга,но впечатление старшей производит дочь Озабоченное лицо, сдвинутые бровки.Она говорит  мне: «…боюсь  уезжать  в институт –мама с Ильёй не справится...»Но они все справились. Оксана  закончилаМГРИ ( Московский Геолого-Разв едочный  Институт)Илья  стал лётчиком;мама, выйдя на пенсию, с увлечением занялась внуками .Когда я уходила на пенсию и уезжала из Ессентуков Валя Юра Смоляковы подарили мне Гелогческую  карту Кавказа м-ба1-500000  карта советского издания

включает все союзные  республики…В обозримом  будущем эта карта переиздана не будет…Она до сих пор висит у меня над кроватью .
Вспомнила ещё одну  «женщину в геологии» тоже мою приятельницу на Дауте.На Дауте  я работала всего один год .там у меня у самой  была напряжённая жизнь: жила я с мамой ко мне приехала и жила со мной чадакская подруга  Варвара, приезжал из итнститута Валя на Дауте я вышла замуж – т.е.заводить  приятелей  было некогда, но здесь я познакомилась  с  красивой молоденькой женщиной – Дашей  Смеян  Я обратила внимание на её бескомпромиссный  независимый характер. Мне эти качества всегда импонировали ..Она мне  рассказывала о своей  жизни.Помнила Даша  её -с 3х -4х лет.Кто были её  родители она не знает ,.помнит что  она с ними ехала   в поезде,уходя от. наступающих немцев  Поезд  разбомбили ещё некоторое  время они  шли.Самолёты . на бреющем  полёте  обстреливали. отступающих .Родители  погибли Это Даша хорошо .помнит.  Она осталась одна.  Потом Даша помнит себя в  детском доме
Из Дашиных рассказов следовало ,что в детском доме  формировались,в основном два человеческих качества – чувство верного товарищества и чувство собственного достоинства, за которое нужно было постоянно бороться
Выйдя из детского дома Даша поступила в геологический техникум  .(кажется в Новочеркасске) В техникуме она вышла замуж за своего  однокурсника, отслужившего армию. Брак  был по любви.Муж привёз её к своим  родителям,в одну из бывших казачьих станиц  Ставропольского края.Там в это время базировалась одна из геологических  партий СКГУ. Вскоре Даша забеременила. В это  время муж изменил  ей .Этой измены  она мужу не простила.После  родов она на виду всех (и у жителей       станицы  и у сотрудников  геологической  партии) завела  демонстративный роман ,кажется  с начальником  партии  который  был на много старше  неё.
Потом она ушла из дома. Ушла в никуда .Дочку  родители мужа ей не отдали, да она  и не  настаивала т.к. у неё тогда не было ни постоянной работы ни  жилья.
Я познакомилась  с ней на следующем этапе её жизни – она судилась с родителями  мужа – отсуживала  свою, уже 3х летнюю  дочь-Лену.К этому  времени она уже имела стаж в Даутской  партии ей выделили комнатку в тех же сборно-щитовых домиках ,в которых жили  и мы. Добившись элементарной защищённости .она подала  в суд…Она говорила: « это –моё! И я добьюсь чтобы мне её отдали !»  Она не любила девочку ,это был чужой для  неё  ребёнок .Даша добилась своего  - ей отдали  ребёнка ..Потом она зорко  следила чтобы её дочь была одета не хуже других, не меньше получала бы удовольствий .Разговаривала Даша  дочерью без ласки ,но по-товарищески на равных .вероятно, характер  их отношений  шёл  из детского  дома.
.В последсвии она  перевелась в Ессентуки и работала в нашей экспедиции .Вышла 
замуж.Ко  второму  ребёнку относилась  более сердечно.
Я не  знаю  как оценить  Дашин  характер .Думаю,  что  в условиях  геологической партии – она – не  случайный  гость.


Рецензии