111 градусов. Сорок минут в полёте

38. СОРОК МИНУТ В ПОЛЁТЕ.


- Да запросто отличить! Смотри, гражданский борт (вертолёт) летит так, - плавно ведёт рукой снизу вверх, неторопливо по горизонтали, затем чуть вниз, делает пару-тройку небольших кругов и резко уводит руку в сторону, - и по рации: "Я на такую площадку садиться не буду! Вы с ума сошли! Ветер!"
А теперь смотри, военный, - быстрое волнообразное движение рукой, якобы повторяющее рельеф местности, и звонкий шлепок ладонью по коленке, - всё! На "Графите"!


Как же они летали, военные!
В ветер, в туман, под туманом между сопками, да как угодно!
Асы.
Другого слова у меня нет.


А как мы их ждали?!
Ведь борт - это и событие, и (почти наверняка) почта, курево. Борт - это праздник.
Примерно как в детстве Новый Год.
И, разумеется, то один, то другой ожидающий не выдержит, да в ТЗ позвонит - мол, как там? вылетел? а когда прилетит? а точно прилетит? а...?
Достали всех в ТЗ этими звонками!
И однажды откуда-то родилась фраза: "40 минут в полёте". После которой связисты стали считать свой долг по информированию личного состава выполненным.

Т.е., ты звонишь, спрашиваешь, а тебе в ответ - "борт 40 минут в полёте".
Значит, вылетел - понимаешь ты. Уже хорошо.
Но прилетит ли?
Не факт.
Зависит и от погоды, и от мастерства-настроения пилота, и, вообще, от чего угодно!
А от связистов не зависит.
И нечего больше в ТЗ звонить!
Просто жди.


На фото: Александр Григорьев, лейтенант Филиппов и вертолёт.


Читать дальше:
http://www.proza.ru/2011/10/09/686


Владимир Егоров: По соляропроводу летом в тумане к нам однажды добирался вертолет. Не странно? А что делать, не лететь же назад вхолостую. Сверху в тумане Графит не видно, вот он от реки на предельно низкой высоте и добирался. Видел лично. Думал снесет расходные емкости солярки. Обошлось.
По гражданским у меня отложилось именно три круга. На третьем садился.
А вообще хоть и существовала посадочная площадка - не факт, что вертолет туда сядет. По разным местам садились. Раз принимали бортом новый дизель в упаковке. В Тиксях его как-то, погрузчиком видно, впихнули, а вот как вытащить, никто не подумал (там). Долго мучались, т.к. с боков не подступиться, за перед и зад ящика не ухватиться по той-же причине - места нет встать человеку. Выход один - заякорили ящик к земле, и вертолет аккуратненько своим ходом подался вперед. Когда зад ящика вывесился из вертолета, тогда пошла "ручная работа". Вот вам и новый способ саморазгрузки вертолета. А еще в одну из навигаций по причине полной неисправности автотехники таскали вертолетом с Оленька в часть все грузы (основная часть для новой котельной), т.к. сроки поджимали. Тогда называлась сумма каждого часа работы вертолета. Поставили тогда армию на конкретные бабосы.

Виктор Ковтуненко: Именно так военные везде садились. Особенно те, что после Афгана. По другому им летать было скушно. Мне рассказывали, что один такой пилот на бреющем на ИЛ-76 прошел над оживленной автотрассой, машины по кюветам разбегались.


Рецензии
Представляю, дорогой Павел, как ждали вертолёта (борта). И какими асами должны были быть пилоты. Бесстрашными и ловкими.

Лили Миноу   03.09.2019 14:51     Заявить о нарушении
Ждали, конечно.
Это праздник был.

Павел Лобатовкин   03.09.2019 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.