184. В. И. Агошков. Встреча с Лениным

184. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)

ВСТРЕЧА С ЛЕНИНЫМ. Рассказ Н. Лежепекова

РАННЯЯ ОСЕНЬ 1917 года. Город Владимир. Идёт кампания по выборам в Учредительное собрание. По городу расклеены плакаты и листовки, призывающие голосовать за кандидатов той или иной партии (кадеты, социал-революционеры, большевики) . В то время я служил в армии, находился в команде фельдшерских учеников при сводном эвакуационном госпитале. Однажды я с товарищами по команде шёл по городу.

Вдруг недалеко от нас появился грузовик, из которого два человека разбрасывали множество листовок. Я поднял несколь-ко штук и быстро прочитал их. В них был призыв к избирателям голосовать за кандидатов партии большевиков — партии трудового народа, возглавляемой В.И. Лениным. Содержание листовок отвечало моим думам и уже осознанным политическим убеждениям.

Возвратившись в казарму, я стал беседовать с курсантами, доказывая необходимость отдать свои голоса за большевиков. Результат превзошёл ожидания.

Из 72 человек нашей команды 69 проголосовали за кандидатов партии большевиков.
Весной 1918 года я был демобилизован из армии, приехал домой в д.Рассыльную, а в июле добровольно вступил в ряды Красной Армии. Меня направили в Орловское пехотное училище.

В феврале 1919 года окончил училище и попал на фронт, в район реки Донец. Здесь шли бои местного значения. Наш взвод находился в заставе, неоднократно отражал попытки белых переправиться через реку.

В разгар лета я заболел тифом, а когда чуть-чуть выздоровел, получил отпуск по болезни и снова оказался в родной деревне. Время тогда было бурное, напряжённое. Ещё в первый свой приезд домой я был свидетелем двух весьма характерных эпизодов. По Кромскому уезду, как, впрочем, и повсюду, проходила продразвёрстка. Кулаки и подкулачники яростно сопротивлялись этому мероприятию молодой Советской власти.

В село Студенок прибыл продотряд во главе с уполномоченным упродкома Е.А. Гамаюновым. Местное кулачество, вооружившись огнестрельным оружием, внезапно напало на продотряд и арестовало всех его людей.

Уездный исполком и уком партии вынуждены были направить в Студенок вооруженный отряд, чтобы освободить товарищей и помочь выполнить задание по продразвёрстке. В этот отряд записался и я.

Порядок в селе был восстановлен быстро, нужное количество хлеба получено. Тогда же в д.Рассыльной на общем собрании граждан решался вопрос о лицах, имевших излишки хлеба. Собрание было очень бурным. Дело дошло до того, что кулаки и их прихлебатели намеревались физически расправиться с проводившими собрание коммунистами П.М. Щёголевым и Н.Е. Лежепёковым. Я стоял около П.М. Щёголева, готовый защитить его. Но в этот момент появился мой отец — Егор Афанасьевич, работавший заместителем председателя уездного исполкома.
Ему удалось утихомирить богатеев.
Излишки хлеба были у них изъяты.

В сентябре девятнадцатого белогвардейские банды приблизились к Кромам. Назревал вопрос об эвакуации семей членов партии, так как белогвардейцы зверски расправлялись не только с самими коммунистами, но и с их родственниками.

Когда белые оказались примерно в восьмидесяти километрах от Кром, отец сказал, что ревком направляет меня с семьями, подлежащими эвакуации. И хотя после перенесённого тифа я ещё, как следует, не окреп, заявил, что в тыл не поеду, и попросил направить меня на фронт.

Захватив карабин, я направился в Кромы и вступил в Коммунистический батальон, уже выступивший на борьбу против белогвардейцев. Меня назначили командиром взвода.
Отряд двигался навстречу врагу. Наступали отборные белогвардейские части. На нашем направлении двигался корнилов-ский полк.

Бой произошёл у села Тросна. Я со взводом находился на левом фланге батальона. Показался вражеский броневик. Мы открыли огонь. Броневик остановился. Но вот двинулись белогвардейские цепи. Мы открыли по ним ружейно-пулемётный огонь. Из своего карабина я стрелял до тех пор, пока он не раскалился до того, что отказал. Но силы были не равны.

Нам пришлось отступить. Я вернулся в Рассыльную. Белые разграбили и разорили отчий дом. Вскоре мы захватили Кромы. Помнится, первым в Кромы вошло подразделение пластунского, затем латышского полка. Население встретило их с ликованием.

Был образован временный Революционный комитет, так как постоянный ревком находился в эвакуации в г.Карачеве.

Вскоре весь Кромской уезд был очищен от белогвардейских банд. В ноябре 1919 года по приказу Кромского уездного военного комиссариата я был назначен командиром Кромской караульной роты.

В начале 1920 года отец в качестве делегата от Орловской губернии был на Всероссийском съезде Советов. По окончании съезда он был принят В.И. Лениным и беседовал с ним о положении в губернии, настроениях крестьянских масс, ликвидации последствий гражданской войны.

В частности, отец попросил Владимира Ильича помочь перевезти семьи партийных и советских работников уезда, находившихся в Самарской губернии. Ленин обещал распорядиться о предоставлении вагонов. И вскоре они были выделены.
 
В середине лета двадцатого года меня перевели на должность уездной комиссии по борьбе с дезертирством. Мой отряд находился в с. Красникове. Пришлось мне участвовать и в подавлении контрреволюционных восстаний в Сибири. (1967).

184. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
Сверено с оригиналом
*


Рецензии