Казус Ницше деконструкция метафизики

Как и вводная часть религии ислама (1), метафизика Ницше содержит в себе пять положений сугубо фундаментального смысла. Здесь в этой микроскопической по объёму работе, я хочу подвергнуть «пентаграмму Ницше» смысловой деконструкции (2), излишне не утруждаясь ссылками на оригинальный текст. А если у вас возникнет впечатление лакуны от прочитанного, то отсылаю вас к монографии Мартина Хайдеггера “Слова Ницше: «Бог мёртв»”. Поскольку определяющей для меня станет не истина в её последней инстанции, а банальное стремление выяснить, насколько близки метафизические откровения Ницше всему опыту философии? И чего станет ещё важнее: «Философия ли это вообще?».

Не щадя мертвецов пройдёмся молотом по наковальне грома:

1) Вечное возвращение.
Здесь существует объёмный пласт ассоциаций, просто залежи смысла. Это может быть, что угодно? Философия кочевника. Зерванизм. Наитие манкурта более о себе родном, нежели о сумеречном мире. Реминисценция из стоиков. Образ «дурной бесконечности» у Гегеля. Дежавю. Заезженная пластинка мэтра Патэ. Фрактальная версия вселенной. Странно, но здесь Ницше пошел по пути Авеля, а не его брата Каина. Устроитель культуры, каким является земледелец, уже ознакомлен с ростом и уменьшением энтропии, то есть с идеей онтологического калейдоскопа в образе необратимости времени из-за годового смещения календарного цикла. Для продвинутого философа, это непростительный ляп, регресс мировоззрений. Объясню. Всё может быть и повторяется, но всё не так как в первый раз. Давит всё прожитое на психику. А иначе воля, может быть, и хочет обратно (в материнскую утробу!), но не может (поскольку не вмещается там). (+1).
 
2) Переоценка ценностей.
 Опять же очень вредная с точки зрения рачительного взгляда доктрина. Так как постоянная пертурбация ценностей, отучает вообще ценить что либо. Когда весь культурный опыт, вопреки призывам Фридриха Ницше, занимается тем, что учит человека заценить в себе нечто такое, что мыслится помимо внешней ценности прежде ценимого им. Объясню. Наша цивилизация превыше всего ценит деньги, не потому что в них живёт идол денег, который даёт нам удовлетворить все наши прихоти. А потому что деньги добываются тяжелым трудом, драгоценной жертвой своего личного времени, кровавым потом. Сумасшедший философ не завёл детей, у него не было и своего дела. Ницше не был способен отодрать даже какую-то взбалмошную бабу (Лу Саломэ). Он погубил своё профессорское существование. А это также значит, что незавершенная экзистенциальная модель, прежде закамуфлированная под императивом воинствующей рефлексии, просто выпотрошила наизнанку сознание философа. Но тогда здесь нечего будет деконструировать. Демонтаж был уже произведён им. (0).

3) Воля к власти.
Все прежде облеченные в багряницу мудрецы были поразительными ленивцами, они пытались как можно скорее свалить с себя бремя общественного правления, возложить власть на достойного приемника, так как боялись быть свергнутыми толпой. Люди вечно озадаченные, они постоянно тем и занимались, что резервировали своё личное время, отчего буквально отвоёвывали его у многочисленных просителей. Тем чаще они исповедовали «пофигизм», когда упивались идеей освобождения от всех видов духовного порабощения, а к таковым они причисляли и власть. Отсюда «всякое вожделение к власти над человеческим стадом» античные мудрецы окружали презрением, поскольку втайне смеялись над незадачливым «Агамемноном». Они знали, что всякий деспот обречен, страдать от камушка в сандалии. Поэтому они чтили свободолюбивое и капризное божество незримо присутствующее в гневе Ахиллеса. Сенека, Марк Аврелий, Блаженный Августин – достойно выдержали испытание властью, отчего запечатлелись и как оригинальные философы, вопреки третьему искушению Христа в пустыне. Фридриху Ницше – отличием от них, не дано было это познать. Здесь его опыт свободного художника квазиэкзистенционален, когда не является конгениальным, отчего становится предметом шизоанализа.  (+1).

4) Смерть бога.
«Вчера на 7080 году жизни скончался господь бог. Панихида состоится сего числа до обеда в городе Хрюнберге. Дорогие граждане, почтите вечную память усопшего. Попрощайтесь с телом покойника. Для неимущих предполагается бесплатная раздача горячего супа и тёплых вещей. Мир тебе пухом бог!». Почему нельзя хотя бы так озвучить этот некролог? Зачем рвать на себе волосы и посыпаться пеплом, словно профессиональная плакальщица? А, кроме того, кем производилось вскрытие? Куда делось заключение патологоанатома? И наконец, каким недугом перед смертью терзался господь бог? Так процедура погребения «усопшего бога» порождает немало побочного смысла. Когда от этого страдает обстоятельность всегда укорененного в житейском опыте мышления. Так не годится поступать философам! А это значит, что вскоре понадобится независимая медицинская экспертиза. А возможно, ещё потребуется и эксгумация с письменного согласия близких родственников покойного. Много абсурда из-за желания потрясти воображение красочной метафорой. И нет ни одного приемлемого выхода из духовного тупика, в ситуации, когда адресованная богу молитва умыкается или зависает перед внутренним экраном сознания.  (+1).    


5) Сверхчеловек.
 Современникам до ужаса, знакомо, отчего сверхчеловек трансформировался в образ блохи скачущей по небоскрёбам в поисках другой невероятной блохи. Потом обычно происходит «бляхамахия». Где всякое постижение катарсиса исчезает, так как оно вываливается как потроха из рассеченного брюха искусства. Определённо, что конфликт супергероя – есть конфликт между половой некомплиментарностью и подростковой мастурбацией при безусловной фиксации на гиперфаллической фазе развития сексуальности. Этот опошлённый идеал до сих пор продолжает низвергаться на нас потоком с экранов телевизоров. И этим в немалой степени мы обязаны Фридриху Ницше. Хотя он только указал на эскалацию массового террора от лишенного своей пары городского интеллектуала. Понятно, что пятый пункт никаким образом не деконструируется. Следовательно, единица в его пользу. (-1).   

Счет матча: 3:1.      
 
 Примечания:

(1). Это: 1) Признание Единого Бога (Аллах); 2) Признание его пророка (Мухаммад); 3) Пятикратная молитва (азан); 4) Помощь всем нуждающимся; 5) Обязательное паломничество в Мекку (хадж).
(2). Деконструкция – метод работы с текстом, своего рода «литературно-философский фашизм» направленный на осмысленное уничтожение всякого потустороннего смысла граничащего с абсурдом. (Жак Деррида, Батай, Барт и т.д.). В ситуации, когда мыслит только текст, всё человеческое заключенное в нём деструктивно, так оно подпитывает идиосинкразии неправильного понимания (антигерменевтика). Единственный выход в этом случае устранить предпосылки имплицитного мышления, а иначе все компликации homo, до этого хитроумно встроенные в алгебру метафор.         


Рецензии