день рождения профессора

заметка (в сокращении), опубликованная в 2002-ом году в газете "Телеграф" (Рига)





Открытие персональной выставки Каспара Зариньша совпала с днем рождения живописца. "Посмотрев на картины, можно узнать о том, как я провожу свое время", - признался автор.

Судя по изображенному, художник проводит время очень тихо и мирно: море, корабли, собаки, башни; румяные невозмутимые благородные люди на полотнах складывают пальчики в мудры, как буддийские монахи. Никакого вам тут пьяного угара, падших голых девок или жестокой поножовщины. Мама художника, присутствовавшая на презентации, может за своего Каспара не тревожиться.

"Мне хотелось создать изображения не только в светлых, но и в темных тонах. Но которые при этом несли бы людям... светлый message. Ибо на самом деле основной мотив этой выставки - детское поэтическое восприятие мира, - говорил новорожденный, эффектно прохаживаясь на фоне своих полотен перед следящей за ним телекамерой. - Мне близка теория квантовой физики. Например, гипотеза о том, что можно якобы находиться здесь и одновременно в каком-нибудь другом месте, отлично иллюстрирует мой творческий метод".

Вот эту, извините, "телегу" я запомнил так хорошо лишь благодаря г-ну Волмарсу, корреспонденту Латвийского ТВ (и тоже в своем роде - большому художнику!), который заставил г-на Зариньша аж несколько раз повторить и монолог, и дефиле вдоль стены.. И сам телекор, кажется, волновался еще сильнее, чем интервьюируемый, приподнимаясь на носочках за спиной у телеоператора и очень при этом выразительно шевеля перстами.

(А уж о его артистичнейшей мимике лучше и вовсе не вспоминать! Чтоб кошмары ночью не снились...)

Когда отсняли последний дубль, Каспар Зариньш, одетый в элегантный черный костюм, с серьгой в ухе и с изысканно повязанным фуляром на шее, довольно ироничным тоном произнес: "Ну, а теперь, наконец, можно обратиться и к публике!"

Публика захихикала, роняя крошки праздничного кренделя на брюки и расплескивая шампанское на манишки.

"Я родился сегодня, в это самое время - ровно в 17. 15", - скромно произнес виновник торжества и потупил взор. Публика зааплодировала.

Затем выступил ректор Латвийской Академии художеств Янис Осис и сказал, что творчество его бывшего студента, а ныне и сотрудника - профессора Академии, "всегда было ярко, но и вместе с тем цельно!"

Познакомившись с коллегами Каспара Зариньша и тут же крепко выпив с ними, я обнаглел и спросил, а нравятся ли им представленные полотна. От прямого ответа художники уклонились, но поведали, что "Все картины деляться на те, которые можно вешать на стену в богатом доме, и на те, которые вешать туда ни в коем случае нельзя", и "Картины Зариньша вешать можно. Впрочем, мы все сейчас работаем не на Вечность, а на Рынок! И Зариньш при всей его яркости и цельности - не исключение..."


Рецензии