Теософия Г. Авшаряна

Природа косвенно указывает на своего автора.
Логика в этом здравая: картина указывает на наличие художника, постройки - на архитекторов и строителей, какое-либо произведение - на сочинителя (причинно-следственная связь).

Другой вопрос: кто же автор?

В пантеистической теории просматривается логическая брешь: как природа могла создать сама себя, если до создания ее не было вообще?

Брешь отсутствует в логике иного рода: окружающая нас природа могла быть задумана кем-то, кто - вне ее (то есть тем, кто "сам по себе"). А поскольку все вокруг упорядоченно и многообразно, то Создатель подобного - должен обладать качеством придумывать и реализовывать сложные проекты.

Создатель всего - должен обладать как минимум качествами наивысшего из своих творений (творение не может быть выше творца). Если одним из таковых является человек (а он есть личность), то и Творец - как минимум личность (то есть умеющий думать, чувствовать, творить, планировать и т.п.). И если творение живет, то и творец должен как минимум жить (причем жить не в своем творении, а вне и независимо от него.

Что касается вечности, то она более логична, чем "временность" (так же как бесконечность более естественна чем конечность), ибо если со временем полностью прекращается существование, то е`сть ли в этом здравый смысл? И если есть Создатель, обладающий качествами личности, то мог ли он задумать подобный проект: высокоразвитых существ, которые однако же в скором времени канут в небытие?

Бесконечность не укладывается в голове, но она более логична, так как нельзя представить, что всё заканчивается, то есть имеет границу, за которой ничего нет. Речь не идет о вселенной, но о реальности вообще. Если вселенная и конечна, то за ней должно что-то последовать, так как "ничего" быть не может.

Возможно, что вселенная, хоть и конечна, но растет, причем со скоростью не меньшей, чем имеющаяся в ней наивысшая скорость (скорость света). В противном случае свет "догонит" "убегающую" границу вселенной и перейдет ее, а это был бы конфликт мироздания, так как за границей - инородный мир (ибо "ничего" быть не может) , с которым материальный свет несовместим.

Существование Создателя с качествами личности - также не укладывается в голове, но представление обратного (его отсутствия) приводит к тому что пропадает всякий смысл и всякая логика. А для принятия последнего нужна гораздо более сильная вера по сравнению с верой в существование автора вселенной с качествами личности. Таким образом атеизм как мировоззрение требует еще большей веры. Атеизм собственно и есть не что иное как вера в отсутствие создателя с качествами личности.

Говорить о "научных доказательствах" в этой области нет смысла, так как наука - сравнительно молодой и пока еще недостаточно развитый продукт человеческой деятельности. В наличии остаются иные виды "доказательств": логика, опыт, источники.


Рецензии