Конструкция

К
ОН
СТР
У
К
ЦИЯ.  И никак иначе?
Помоги мне, господи...
                Все начиналось в ресторане, куда
                мы с моим  братом зашли                пообедать. Выпить супа.  В ожидании заказа, развлекаясь более или                менее литературным разговором, и в какой-то момент я, это была чистая импровизация, сказал, что хотел бы написать книгу, где не было бы ни одного моего слова, а только определенным образом подобранные цитаты из нескольких, не большое число, книг. Тут же я изложил и примерную структуру рожденной  воображением книги. Например: посылка из книги Маккиавелли "Государь" и подтверждение, того или иного положения, из книг о великих правителях.
           Глубокомысленно задумавшись, он (брат) изрек: -Это не будет собственно литературой, это будет какая-то конструкция. -
Само слово мне понравилось.
Шло время и я все серьезней задумывался о
                о   ц
                Кнсуки
                т   и...
                р
          Пришлось отказаться от положения, что в конструкции не будет моих  (авторских) слов, мыслей.
           Подумалось о необычном расположении строк, цитат, о зрительном образе, о конструктивизме печатного словa.
           Хотелось создать конструкцию нужную сейчас, сегодня, приспособленную в наше время.

           … что бы конструкция обладала строгими чертами готики, она мне более по душе, чем пышное барокко, отсюда скупость – необходимость книг, взятых для цитирования.



            ИТАК:

1. Н. Маккиавелли "Государь" в издании М., Художественная литература, 1982 г.
2. Стендаль "Жизнь Наполеона", "Воспоминания о Наполеоне", соб. соч. в 15-ти томах, т.11,М., 1959 г.
З. Е. В. Тарле "Наполеон" издательство академии наук СССР, М, 1957 г.
4. А. З. Манфред "Наполеон Бонапарт" издательство "Мысль", М., 1971 г. основные книги для конструкции,
                остальные источники смотрите в тексте.
             Если конечно захотите. Увы!




             КОТЛОВАН ПОД ФУНДАМЕНТ.
Все государства, Все державы,   обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовласно. (Тут жe); государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Я не стану касаться республик, ибо подробно говорю о них в другом месте. Здесь я прямо перейду к единовласному правлению и, ... , разберу, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть.
                М-лли стр. 303
                Что бы ни говорили об этом Монтескье и все прочие, существуют только два вида правительств: правительства народные и правительства ПОКОЯЩИЕСЯ НА ОСОБЫХ ОСНОВАНИЯХ. К первому разряду относятся все правительства, в основе которых лежит принцип, что ВСЕ ПРАВА И ВСЯ ВЛАСТЬ ВСЕГДА ПРИНАДЛЕЖИТ
НАЦИИ В ЦЕЛОМ
СОСРЕДОТОЧЕНЫ В НЕЙ
ВЕДУТ  НАЧАЛО ОТ  НЕЕ  И  СУЩЕСТВУЮТ  ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ЕЙ И ДЛЯ НЕЕ.
                Ко второму разряду мы относим те правительства, каковы бы они не были, которые зиждутся на признании законными иных источников прав и власти, нежели воля народа, как-то: божественного права, право рождения, общественного договора, Формально заключенного
или подразумевающегося при котором обе стороны вырабатывают условия, подобно двум чуждым друг другу державам.
                С.  стр. 164
           люди, веря, что   правитель окажется лучшие, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
                М-лли  стр. 304



             Чем роют котлован? Лопатой,  экскаватором,  руками? Стало быть ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЫТЬЯ.
        ...если новые  подданные и раньше не знали свободы. Чтобы упорядочить  над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя,...
                М-лли   стр. 305
        ... жителей,  которые, оказавшись в бедности и рассеянии, не смогут повредить государю. По какому поводу уместно заметить, что людей  следует либо ласкать, либо изничтожать , ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
                М-лли стр. 306
        ...в республиках больше жизни,  больше ненависти, больше жажды мести; в них никогда не умирает и не может умереть память былой свободе. Поэтому самое верное средство удержать ах в своей власти - разрушить их  ... .
                М-лли стр. 315
      Ктo управляется с инструментом? Работник,  работники? Стало быть:
                ОНИ,
      Нет ничего удивительного в том, что, говоря о завоевании власти, о государе и государстве, я буду ссылаться на примеры величайших мужей.
                М-лли стр. 315
      Для Наполеона власть была то же самое, что музыкальный инструмент для великого артиста. Он немедленно пустил в ход этот инструмент, едва только успел завладеть им.
                Т. стр. 92-93
Материал для Фундамента: КАМНИ - ГЛЫБЫ, КИРПИЧИ, ЦЕМЕНТ, ПЕСОК, СТАЛЬ, КРОВЬ...
Только тот,                А в памяти человечества
кто обладает истиной доблестью,    навсегда остался образ,
пpи внезапном возвышении сумеет не упустить       который в
того, что сама фортуна сама вложила ему          психологии одних
в руки, то есть сумеет стать государем,           перекликается с
заложить те основания, которые                образами Атиллы,
другие закладывали до того,            Тамерлана и Чингис-Хана,               
как достигнуть власти.             Ал.Македонского и Юлия Цезаря
          М-лли стр. 319                Т. стр. 458 
          Но есть еще два способа сделаться государем - несводимые ни к милости судьбы, ни к доблести; и опускать их, как я полагаю, не стоит, хотя об одном из них уместнее рассуждать там, где речь идет о республиках. Я разумею случаи, когда частный человек достигает верховной власти: путем преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан.
                М-лли стр. 326
          Однако же  нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство,   жестокость и нечестивость.Всем этим можно стяжать власть, но не славу. Так что если судить О  НЕМ по той  доблести,  с какой он шел навстречу
опасности,  по той силе духа, с какой он переносил
невзгоды, то едва ли Он уступит любому прославленному
военоначальнику, но, памятуя его  жестокость и бесчеловечность
и все совершенные им преступления, мы не можем приравнять
ЕГО к величайшим людям.
                М-лли стр. 326

               Интересно, что в оценке величия личности
             Маккиавелли прибегает к нравственным,
                человеческим критериям.       

Иная эпоха. иные проблемы,              …когда  человек делается
Другие герои привлекают ныне внимание. Государем своего отечества      
Жизнь идет вперед и                не
ставит новые задачи                путем злодеяний и беззаконий,
неизмеримо более величественные но в силу благоволения сограждан-
и грандиозные.                Неистовый корсиканец,                - для чего требуется           волновавший когда-то умы и сердца,                собственно доблесть или удача        отодвинут в далекое прошлое.                удача, но скорее удачливая                М. стр. 709                хитрость.                М-лли стр.328

     -Известно как пишутся такие «конструкции», - скажет Некто, -
-Берется несколько известных книг, из них выбирается все мало-мальски подходящее, затем цитаты перемешиваются в окрошку и "конструкция" готова. Эдак ныне и многие диссертации пишутся. Предвосхищаю упрек. Опять же с цитированием, вспоминается что, кто-то когда-то говорил,
      - Дайте мне строчку ... и я докажу… - Когда цитаты вырываются из контекста, дерутся, так сказать с "мясом", трудно говорить о корректности. -Трудно, не говори! И ряд цитат. Ho...(М. стр. 241.) ..нет...(М. стр. 420), Не был...(М. стр. 382)
                НЕ СОСТОЯЛ.  РУССКИЙ. (год  35-й)
                Что это? Безудержная страсть к начетничеству? Неспособность мыслить и писать самостоятельно? Думаю, нет.
                ЛЮБОЙ ИЗ НАС СПОСОБЕН В ПОЛЧАСА НАПИСАТЬ
                ПРЕВОСХОДНЫЙ ДОКУМЕНТ ПОДОБНОГО РОДА.
                ЧТО ВО ВРЕМЕНА МОНТЕСКЬЕ БЫЛО ВЫСШИМ УСИЛИЕМ
                ГЕНИЯ, В НАШИ ДНИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩИМ МЕСТОМ.
                С. стр. 165
         Обращаться к людям, владевшим своим предметом безусловно.
         Вложить их   безупречные   формулировки  В концепцию конструкцию.
         Конструкция-архитектура. Из обожженных кирпичей и каменных глыб, построить дом. И может быть кому-то в этом доме будет уютно. К тому  же ...
           В третьем номере "Старого Кордильера"   Демулен   дал  подборку и перевод ряда отрывков из «Анналов» Тацита. С какой целью? С целью проведения некоторых  исторических параллелей. Ибо   Каждая фраза,  заимствованная у Тацита,  содержала злобный намек на современность.
          «... В тиране все вызывало подозрительность.  Если гражданин пользовался популярностью то считался соперником государя, могущим  вызвать междоусобную войну. Такой человек признавался подозрительным...
          Тиран боялся чужой  славы, чужой репутации, он карал талантливых их за их талант,  знатных- за их имя,   владетельных – за их владения, остальных вообще неизвестно за что.»
                Из книги А. Левандовского «Дантон» ЖЗЛ,
                «Молодая гвардия» М., 1964 г.



          В основание, в Фундамент - подкатим камешек, Дени       Дидро.
                Статья из «Энциклопедии».
                Тиран
                (Политика и мораль)
        Ныне же под словом ТИРАН подразумевается не только захватчик верховной власти, но и законный государь, злоупотребляющий своей властью, попирая законы, угнетая свой народ, делая своих подданных жертвами своих страстей и несправедливых притязаний, которыми он подменяет законы.
        Из всех бичей, терзающих человечество, ТИРАН является самым пагубным. Поглощенный лишь заботами об удовлетворении своих
страстей и отрастет недостойных приспешников своей власти, он
смотрит на своих подданных лишь как на презренных рабов, как на
низшие существа, по отношению к которым он считает для себя
позволенным все. Когда надменность и лесть преисполняют его
подобными понятиями, он признает лишь те законы, которые издает
сам.(?) Эти причудливые законы, продиктованные его собственным
интересом и Фантазиями, бывают несправедливы и изменяются по
прихотям его двора. Не будучи в состоянии один пользоваться своей
тиранической властью и сгибать народ под ярмом своих распущенных
желаний, он вынужден вступать в союз со своими испорченными
министрами. Его выбор непременно падает на людей  развращенных,
знающих справедливость лишь для того, чтобы нарушать ее, добродетель
чтобы унижать ее, законы - чтобы обходить их. .
          .... Объявив, так сказать, воину своим подданным, тиран вынужден постоянно опасаться за свою жизнь; он находит выход в насилии, вверяет ее своим приверженцам, отдает на их произвол своих подданных и имущество последних, чтобы утолять жадность и жестокость чтобы принести в жертву своей безопасности добродетель, которая ее защищает. ...Приспешники его страстей сами внушают ему страх: он понимает, что нельзя полагаться на испорченных людей. Подозрения, угрызения совести, страхи осаждают его со всех сторон. Он не находит никого достойного доверия; у него есть лишь соучастники, но нет друзей. Народ, изнуренный, униженный и опозоренный тираном, равнодушен к переменам в нем; законы, попранные им, уже не могут оказать ему защиту; тщетно взывает он к отечеству, - есть ли закон в стране, где царит ТИРАН?
          Во всем ли был прав великий просветитель? В главном- безусловно. Он не предвидел великих революции и последующих узурпация.
          Революции выявляют массу нового жизнеспособного материала и оперируя этим материалом, в рамках основных завоеваний революции, тиран-узурпатор может и не потерять привлекательности в глазах основной массы народа, особенно если он по-прежнему использует революционные лозунги, если в нем они видят символ произошедшей Революции.

0-ой цикл, отметка и первая + высота.
И так, была революция:
        Официальная  фразеология оставалась почти той же.
Славили "резолюцию 9 термидора", "освобождение от "тирании Робеспьера", мудрость конвента, выражавшего как всегда "волю народа. Но кто слушал эти напыщенные речи «народных представителей»?         
                М. стр. 93               
               
                14 июля 1789 г. –
-Падение Бастилии –
стало великим
днем не только
в истории
французского
народа, но и в
летописях
освободительной
борьбы человечества.
                Наполеон как история – явление, которое уже никогда и нигде повториться не может…
                Т. стр. 9
В Европе гремело его имя.
                Т. стр. 43 

Естественно, что Наполеон совершил
военный переворот.

Народ безмолвствовал – это было верно.
Но известное выражение Редедера:
«Народ подал в отставку» - было по
меньшей мере неточно. Не народ подал
в отставку – народ уволили в отставку.
Пять лет ему зажимали рот, теперь он
молчал.
                М. стр. 242
Народное движение было разгромлено.
Народ подавлен деморализован;
Без сил, без веры в будущее, он …
(обманутый, уставший – вставка моя)
… придавленный голодом, нуждой,
преследуемый и травимый он отступил,
очистил поле боя. Народ сошел со сцены.
                М. стр. 95
Народ на сцене, даже на сцене истории?
И театр ли это…?
……………………………………………………………………………..
                … Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот,ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным.
                М-лли стр. 342
……………………………………………………………………………..      

После Маренго.
Несметная толпа людей весь день простояла вокруг Тюильрийского дворца, приветственными криками вызывая Бонапарта. Но он не вышел на балкон.
                Т. стр. 109


Преследования якобинцев, в сущности как началось после 18 брюмера, так и не прекращалось до конца Империи, временами лишь ослабевая.
            Аресты якобинцев или лиц, подозреваемых в близости к ним, происходили и в столице и в провинции, и притом в провинции еще больше, чем в столице.
                Т. стр. 110-111

Задушив французскую революцию Наполеон гнал всякие воспоминания о ней … .
Деспот, он изгнал всякое, даже отдаленное, представление о свободе из всего государственного и общественного быта своей империи, - полнейшее безмолвие царило в течении всего его царствования в его необъятной империи.
                1933 г. Т. стр. 6

Деспот по натуре, прирожденный самодержец, считаясь с условиями, он еще мог терпеть первое время по нужде существование некоторых чисто внешних пережитков буржуазной республики. Но как только стало возможным, он вымел прочь все, что оставалось от республики, и круто повернул к окончательному обращению Франции в военную деспотию.
                Т. стр. 112

   Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях – если позволительно дурное назвать хорошим, - когда ее применяют сразу и по соображениям безопасности, … ; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже.
                М-лли стр. 418

                … Понтекулан был одним из первых, кто
                точно определил происшедшие перемены:
                «Настало царство деспота».
                В императоре Наполеоне было уже
                Нелегко узнать не только генерала
                Итальянской армии 1796 года, но и первого
                Консула после брюмера. Со времени
                Торжественной церемонии коронации
                2 декабря 1804 г, ослепившей своей
                помпезностью Наполеона, он продолжал жить
                в странном ослеплении, мешавшем ему,
                человеку сильного и трезвого ума, видеть и
                оценивать многие явления в их истинном
                значении.
                М. стр. 542         





1-ый навесной элемент конструкции: К
                ОНС
                Т
                И
                Т
                У
                Ц
                И
                Я

                … один из абзацев 39-й статьи  сообщал, что "Конституция назначает первым консулом гражданина Бонапарта…» и вторым и третьим консулами – граждан Камбасероса и Лебрена
                М. стр. 303
Создание неограниченной власти с сосредоточением ее в руках первого консула – вот что было основной целью новой «конституции». Бонапарт как-то сказал: «Да, да, пишите так, чтобы было кратко и неясно».
                Т. стр. 99-100
Конституция 22 фримера 8 года (13 декабря 1799 года) полностью отвечала этой директиве.
                М. стр. 303
Нарушая установившуюся традиции конституционных актов 1791, 1793 и 1795 годов . . . (Похоже в 90-х годах восемнадцатого века  во Франции, каждый нечетный год принималась новая конституция Республики, выпал лишь 97-о-й, и не боялись же люди. В.В.) ... содержащих прежде всего Декларацию прав человека и гражданина, конституции 8-го года не одела ни Декларации, ни какого-либо упоминания о правах вообще. Собственно единственным принципиальным положением общего характера была вводная формула к статье 1-ой, «Французская республика  - едина и неразделима.»
Ко времени когда писалась Наполеоновская конституция:
"…, а Сиейес  был все еще не в состоянии представать ничего связного. Он сумел лишь выдвинуть формулу "власть должна исходить сверху, а доверие снизу" которая, несмотря на все придаваемое ей значение, в сущности оставалась пустой фразой.
                М. стр. 301
Уничтожались все выборные должности в городах и деревнях, даже выборные собрания.
                Т. стр. 97
Эта конституция могла бы оказаться весьма удачной, если б для счастья Франции, судьбе было угодно, чтобы пушечное ядро сразило первого консула после двухлетнего правления. Это подобие монархии окончательно отвратило бы французов от последней. Легко убедится, что основной недостаток конституции 8-го года заключался в том, что Законодательный корпус назначался Сенатом. Законодательный корпус должен непосредственно  избираться народом, а Сенат - иметь право каждый год назначать нового консула.
Правление десятка трусливых казнокрадов а предателей сменилось военным деспотизмом; но не будь этого деспотизма, Франции в 1800 году пришлось бы пережить события 1814 года или же террор.
                С.  стр.  36
Ущемляя и фактически,  сводя на нет, власть представительных учреждений и резко усиливая власть первого консула, Бонапарт понимал необходимость прикрыть - эту крутую ломку сложившихся конституционных традиций покрывалом показного демократизма.
                (ниже)
 В этом проявились уже те особые черты,  которые В. И. Ленин определил как стремление к лавированию между классами в условиях демократических преобразований и демократической революции.  (В. И. Ленин Полн. Соб. соч. т. 34 стр. 48-62, 66-69, 75-89 и др.)
                М. стр. 303
Все попытки создать конституцию, основанную на свободе, потерпели неудачу. Якобинцев презирали и ненавидели за их жестокость и за дерзкий замысел установить республику по образцу древности. Умеренных презирали за их бездарность и продажность.
                С. стр. 37
Законодательная машина:
                "...законодательную власть: это 1 - Трибунат и 2 –3аконодательный корпус. Члены того и      другого учреждения  назначались сенатом (т.е. другими словами, тем же первым консулом) по собственному усмотрению из нескольких тысяч кандидатов, которых в результате сложнейшей процедуры «избирали» избиратели.  Ясно, что если бы даже из нескольких тысяч кандидатов намеченных населением, всего 400 человек оказалась бы на стороне правительства, то именно эти
400 и были бы отобраны для замещения вакансии в Трибунате и Законодательном корпусе."    
                Т. стр. 101
 Из проекта Сиейса Бонапарт - взял то, что на первый взгляд казалось самым слабым: его странные проекты расщепления законодательной власти.
                М. стр. 303         
Законодательная машина должна была действовать так: правительство
вносит законопроект в Государственный Совет, который его обрабатывает и вносит в Трибунат. Трибунат имеет право высказываться в речах по поводу этого проекта, но не имеет право выносить никаких решений. Поговорив о законопроекте, Трибунат этим и выполняет свою функцию и передает законопроект в Законодательный корпус, который, напротив, не имеет права говорить о ней, но зато имеет право постановлять решения, посла чего законопроект утверждается первым консулом и становится законом.
                Т. стр. 101
 ...кое-кто в Трибунате вздумал робко возражать, но ровно ничего из этой слабой оппозиции не вышло. Эти возражения были разрешены  крайне легко: Бонапарт исключил из Трибуната всех членов, кроме 50 самых молчаливых, и кстати уж постановил, что отныне в Трибунате не будет никогда больше 50 человек.
                Т. стр. 134 
Эта нарочито нелепая "законодательная" машина была, конечно, во все царствование Наполеона безгласной исполнительницей его велений. Впрочем, впоследствии (в 1807 г.) он и вообще уничтожил Трибунат за полной ненадобностью. Нечего и прибавлять, что глубокая канцелярская тайна должна была окружать (и окружала) действия этих учреждений.
                Т. стр. 101 
 В
Ы
 Б
  О
   РЫ. Свободные. УРА! "Голосовала и армия, причем это голосование происходило кое-где по полкам, и солдаты отвечали на вопрос командиров хором. Голосование в деревнях и городах происходило под бдительным надзором властей."
                Т. стр. 92-93
Признаюсь, что книга академика Е.З. Тарле «Наполеон», является для меня образцом научной беллетристики; в отрочестве и юности я зачитывался книгами о героях великой Французской Революции, Дантоне, Робеспьере, Марате и др., но первой и любимой была для меня книга Тарле. Это вовсе не значит, что я бредил героем: "мы все глядим в Наполеоны", нет, свой путь я видел отчетливо, уже тогда, ну да не об этом речь. Просто, когда знаешь книгу, почти наизусть, поиск цитат и монтаж их в конструкцию доставляет как большое удовольствие, так и большие трудности. Хочется все взять. Читайте Тарле.
По-моему, совершенно не случайно обращение  Тарле к личности Наполеона Бонапарта именно в 30-е годы, как и А.3. Манфреда в 70-е, причем не Форме строго научного исследования, в форме научной беллетристики, адресованной: широкому читателю, все это впрямую связано с общественными процессами проходившими в нашей собственной стране. Здесь и желание показать, что многое повторяется и желание предупредить, подсказать в конечном итоге.
"История повторяется." - гласит расхожая истина. Увы. И все-таки необходимо, что бы какие-то истории не повторялись. "История - учитель жизни" - Геродот. История ничему не учит, говорит наш сегодняшний опыт. Так зачем жe я пишу все это, конструирую?  "Нет мне ответа."

Каждому была ясна необходимость твердой власти, такая твердая власть была создана, Все возмущались продажностью и произволом последних правительств.
                С.  стр.  39   
Ошибки его политики могут быть объяснены в двух словах: он всегда боялся HAPOДA и никогда не имел определенного плана.   
                С. стр. 41

Наполеон никогда не стеснял себя никакими соображениями о независимости судебной власти и соблюдением законной процедуры, когда речь шла об уничтожении политических противников.   
                Т. стр. 98   
               
Бонапарт приказал  из 73 существовавших до поры газет закрыть 60, а остальные 13, до поры до времени уцелевшие, (спустя некоторое время из них было закрыто еще девять и осталось четыре), были отданы под суровый надзор министра полиции.
                Т. стр. 92
… остался в полной силе закон Ле Шапелье (1791 г.), приравнивающий даже самые простые мирные стачки, даже простой уход с работы по сговору с товарищами к преступлениям, наказуемым в порядке уголовного преследования, но были еще, кроме того, созданы «рабочие книжки», которые хранились у хозяина и без которых рабочего нигде не принимали на новое место.
                Т. стр. 134


                Правил тиран, но произвола было мало.
                А ведь истинный лозунг цивилизации –
                «Долой произвол!»
                С. стр. 42

Наполеон ускорил судопроизводство и сделал его справедливым.  Он работал  над самым благородным творением кодексом Наполеона.
                С. стр. 41

Резкой реформе подверглось и судебное дело...  . Преобразуя суды, он покончил впоследствии с присяжными заседателями:    его самодержавие не могло по существу своей природы мириться с участием независимого от его воли голоса общества при решении судебных дел.
                Т. стр. 98


Печать, дерзавшая нежелательным для него образом освещать события, подвергалась  преследованиям и была порабщена. Лица, чем-либо навлекшие на себя его недовольство, подвергались угрозам, аресту,  высылке без суда.
                С. стр. 41
,27  нивоза (17 января  1800 года) последовал декрет, разрешавший из 173 газет,  выходивших в Париже, продолжать издание13 газет, 160 запрещалось.
                М. стр. 312


Уже в  первую зиму своего правления Бонапарт организовал продуманную во всех частях машину  централизованного государства,  управляемого бюрократической верхушкой из Парижа.
                Т. стр. 99

Организуя новую подсказанную требованиям классовой борьбы систему государственной  власти, Бонапарт ощупью пришел к созданию той военно-бюрократической государственной машины, которая оказалась самой долговечной и устойчивой из всего созданного в эпоху консульства  и  империи.
                (Тут же)
... практические заботы повседневной борьбы толкали его и дальше по пути укрепления государственного аппарата.      
                М. стр. 310-311
Генерал Бонопарт был чрезвычайно невежествен в искусстве управления. Проникнутый военным духом, он обсуждение   всегда принимал за неповиновение.  Опыт изо  дня в день вновь доказывал огромное  его превосходство,  и он слишком презирал людей,   чтобы позволить им, обсуждать меры,   признанные им благотворными.
                С. стр. 47

У императора былo  двенадцать министров и свыше сорока членов Государственного совета,  представлявших ему  доклады о делах, которые он поручал их рассмотрению. Министрам и начальникам особых ведомств были подчинены сто двадцать префектов. Каждый  министр четыре или пять раз в неделю представлял Наполеону от шестидесяти до восьмидесяти проектов декретов; каждый из этих проектов подробно излагался в докладе,  который министр читал императору. По менее важным делам    давал свое одобрение пометкою на полях докладов.
                С. стр. 96
При всем их безумии (вернувшихся во Никто не мог повлиять на
Францию Бурбонов В.В.) они скоро          Наполеона в тех делах               
убедились, что абсолютно невозможно которые ему были понятны.               
ломать учреждения,  основанные         Поэтому его декреты орг.          
Наполеоном, все эти учреждения     порядка, все то,  что,  если
остались в неприкосновенности: и  можно так выразится, относилось
префекты в провинции, и организация     к области чистого разума,
министерств, и                свидетельствовало о его
полиция,  и основы Финансового     выдающемся даровании. Но в
обложения,  и кодекс   Наполеона, и   тех случаях,когда надо было
суд – словом решительно все         обладать точными сведениями,
создания Наполеона  и даже орден    Наполеона - если министр того
Почетного легиона остался, и весь ведомства,  к которому данный
уклад бюрократического  аппарата,    вопрос относился, действовал
и устройство армии, устройство      в согласии с государственным
университетов высшей и средней школы, секретарем - обманывали при
и конкордат с папой  -                первом же докладе по этому
-словом,  остался наполеоновский     вопросу,  а он из гордости и
государственный   аппарат, но только    лени потом не менял
вместо самодержавного императора      своего решения.
наверху сидел «конституционный» король.                С. стр. 97
                Т. стр. 382

                Вся полнота власти сосредоточилась в его руках. Все остальные учреждения существовали в виде
                каких-то бледных теней, никогда не имевших и не пытавшихся иметь ни малейшего влияния.
                Т. стр. 93


В чем же заключались достоинства императорской  системы управления … .?
Они заключались в общих положениях и основных декретах, продиктованных необычно трезвым и ясным умом, в том, что в управлении … были уничтожены все злоупотребления, укоренившиеся за два три столетия господства аристократии и власти, приверженной беззаконию. Общие правила, которыми руководствовалась французская администрация, охраняли лишь две вещи: труд и собственность. Это было достаточно, чтобы внушить населению пылкую любовь к новому строю.
(Тут  же)
Каждый кто хотел  работать, мог быть уверен, что достигнет Благосостояния.
                С. стр. 101

Бюрократическая служба при нем была делом очень тяжелым. Ложиться спать приходилось поздно, вставать – рано, вспоминали потом служившие при нем старые чиновники.

                В 1811 году одна маленькая сельская община задумала использовать некоторое количество булыжника, стоимостью в шестьдесят франков, забракованного
     инженером руководившим постройкой шоссейной дороги. Понадобилось
            четырнадцать заключений префекта, суперпрефекта, инженера и министра. В результате величайших усилий и самых настойчивых
            хлопот требуемое разрешение было получено через одиннадцать месяцев после того, как ходатайство было подано. Но к этому времени рабочие строившие дорогу, уже использовали этот
            булыжник для засыпки каких-то ям. Мелкий чиновник,
            неизбежно невежественный, получающий от правительства
          жалование и корпящий над бумагами в уголке министерской
                канцелярии, разрешает в Париже, за двести лье от
                сельской общины, дело, которое трое деревенских
                выборных за два часа уладили бы лучшим образом.
                Факты столь очевидные и повторявшиеся по пятьсот
                раз в день, не могли оставаться незамеченными.
                Но главной задачей  было принизить гражданина,
                в особенности не давать французам, что-либо
                обсуждать сообща, по гнусному обычаю,
                усвоенному ими во времена якобинства. Не будь
                этих предосторожностей, пожалуй снова бы
                появилось то чудище, к которому все правительства
                последовательно сменявшие друг друга и
                эксплуатировавшие Францию, питали одинаковую
               ненависть и о котором, я уже говорил: я имею ввиду
                ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.
                Легко представить причину той огромной работы, от
             которой погибали министры Наполеона. Париж
                притязал на то, чтобы распоряжаться всем без
                исключения во Франции. Все дела вершившиеся в
                стране, приходилось поручать людям, которые,
                будь они даже орлами, неизбежно были бы в них
                несведущи.
                С. стр. 99-100
… в следующих откровенных словах: «Не давать людям состарится – в этом состоит искусство управления».
                Т. стр. 124
               
 
Ему представлялось (и это легко прослеживается по его письмам, по его разговорам), что он продолжал подниматься все выше и выше по ступеням славы и могущества, что он достиг уже таких вершин, какие не достигались никем из великих людей прошлого, что его звезда ведет его от удачи к удаче и что для него нет ничего невозможного.
                М. стр. 542

  Состоящий при императоре Государственный совет отлично понимал,
     что единственно разумной была бы система, при которой каждый
      департамент сам бы своего префекта, свое духовенство, своих
       судей, содержание своих шоссейных и проселочных дорог, а в
      Париж поступали бы только суммы, необходимые для содержания
         Императора, войска, министров и общих расходов. Мысль об
       этой системе, столь несложной, приводила министров в ужас.
            император не смог бы тогда обирать общины, а ведь  во
              Франции монархи  чрезвычайно любят этим заниматься.
            Когда народ перестанет себя дурачить громкими фразами
             (иными словами когда народ получит свободу печати),
                эта система будет введена …
                (ниже)
                Но все идет вразрез с управлением построенным на   
           громких фразах, и с интересами людей, сидящих в
                канцеляриях, - иными словами, с роковым
                влиянием эгоистичного Парижа.
                С. стр. 101-102
Метод его работы над теми государственными
проблемами, которых он не знал, был таков.
Бонапарт председательствовал на заседаниях
созданного им Государственного совета, выслушивал
доклады министров, приказывал, чтобы являлись те, кто
непосредственно работал над этими докладами, и выспрашивал
подробно обо всем, что казалось неясным.
                Т. стр. 123
Император дошел до того, что считал себя способным в течении
двадцати минут разобраться в любом, самом сложном вопросе.
путем невероятного, непосильного для всякого другого человека
напряжения внимания, он старался понять сущность доклада, донельзя
многословного и беспорядочного – словом, доклада составленного глупцом,
не имевшим представления о данном предмете.
                С. стр. 103 
Большинство основных декретов, не касавшихся назначений,  направлялись в Государственный совет. Пройдет еще много времени, прежде чем кто-нибудь из монархов сможет завести у себя нечто подобное наполеоновскому совету.
                С. стр. 108    
Вот замечательное  усовершенствование,  которое Наполеон внес в деспотию!   Вот   достойная власть,  которую знающий свое дело министр неизбежно  приобретает при государе слабом или, по крайней мере, таком, который лишь наполовину разбирается в делах!               
                С. стр.112


               
                Р  К               
                А      А               

       изменял государственные учреждения,
 создавал,                но их смысл и их цель
Он уничтожал,                оставались совершенно
                неизменными:
               государственный аппарат
     превратить                в орудие,
  они должны были                осуществлявшее единую
                верховную ВОЛЮ.
                Т. стр. 89


2-ой навесной элемент конструкции:
                «что
                все единовластно
                управляемые государства, сколько их
             было на памяти людей, разделяются на те, где
       государь правит в окружении слуг, которые милостью и
   соизволением его поставлены на высшие должности и помогают
ему управлять государством, и те, где государь правит в окружении баронов,властвующих не милостью государя, но в силу древности рода. Там где государь  правит посредством слуг, он обладает большей властью, так как по всей стране подданые знают одного лишь властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой особой привязанности.
                М-лли стр. 312

              Никогда ни у одного деспота не будет таких слуг … .
                С. стр. 111

Когда говорят о гениальности            Наполеон выслушивал всех, Наполеона, о его поразительном          от кого надеялся получить чудодейственном даре, нередко      дельное указание, но решал он забывают, что Бонапарт был не      сам. «Выиграл сражение не тот, один, он был лишь первым среди       кто дал хороший совет, а тот множества ярких талантов, что он кто взял на себя ответственность шел вместе с могучей, почти          за его выполнение и приказал  неодолимой когортой людей                выполнить.»
выдающегося ума, таланта, силы.                Т. стр. 124
Если угодно гениальность Наполеона        Наполеон унаследовал от Бонапарта прежде всего проявилась в    революции всех талантливых отчетливом понимании того, что          людей, сложившихся под ее истинно великое может быть совершено                воздействием.
усилиями не одного человека, а                С. стр. 108
всех разбуженных талантов страны,
раскрывшихся и приумноживших
свои дарования в осуществлении
большой идеи.
                М. стр. 400   

(Наполеоновский маршал Бернадотт стая наследником шведского престола, впоследствии королем Швеции.)
В окружении шведского наследного принца было замечено, что он упорно сопротивляется всякому осмотру его врачами, Причина была вскоре разгадана и стала  - широко известна, нa груди будущего короля была татуировка. "Смерть королям и Тиранам!" - гласила не стираемая надпись, сохранившаяся от дней якобинской молодости
                М. стр. 627-623
Он Наполеон дошел до такой  степени безумия, что забил свое первоначальное звание - сына революции.
                С. стр. 119

           СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ.
                ДЕСПОТ.
                КОЛОННАДА.

… умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум – выдающийся, второй – значительный,  третий – негодный.
                М-лли стр. 369

Мир лейтенанта Буонопарте – это был мир Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Руссо, Рейналя, Мабли, Вольнея, мир свободолюбивой, мятежной литературы 18 века.
                М. стр. 33

Известно свидетельство его старшего брата Жозефа относящееся к 1786 году: «Он был страстным поклонником Жан-Жака и, что называется, обитателем идеального мира.
                М. стр. 38
На строгом, чинном обеде на шестнадцать персон – только для государей – он (Бонапарт) озадачил монархов, собравшихся за столом, удивительными познаниями в области германской истории. Когда один из собеседников, говоря о «золотой булле», датировал ее 1409 годом, Наполеон его исправил: «Она была обнародована в 1356 году, в царствование императора Карла Четвертого». На почтительный вопрос, как и где его императорское величество могло изучить столь сложные и специальные предметы, Наполеон чуть задумавшись, ответил: «Когда я был младшим лейтенантом артиллерии …», он на мгновение остановился, еще раз оглядел, важно восседающих за столом, уставленный серебряной посудой, хрусталем, яствами, монархов и поправился: «Когда я имел честь быть младшим лейтенантом артиллерии в Валансе … я много читал».
… это небрежно-горделивое «Когда я имел честь …» было как грозное сверкание молнии. На время все замолчали.
                М. стр. 564
  Он пересматривал свое отношение к учителям. В 1792 году он еще раз перечитал и сделал пространные выписки из трактата о неравенстве Жан-Жака Руссо, сопровождая их почти повсеместно короткой ремаркой: «Я в это не верю», «Я так не думаю».
                М. стр. 73

Несчастьем для Европы явилось то обстоятельство, что Наполеон был воспитан в королевском колледже, иными словами в школе, где духовные лица обычно дают молодежи образование в софистическом духе, причем всегда на пятьдесят лет отстающее от века. Если бы он воспитывался в учебном заведении, не состоящим в ведении правительства, он бы может, изучил бы Юма и Монтескье; быть может, понял бы, какую силу дает правительству общественное мнение.
                С. стр. 9
0 своей гениальности он (Наполеон) упоминал часто с каким-то легким налетом иронии или насмешливостью,  а своей работе - всегда с большой серьезностью и с большой  настойчивостью. Он гордился своей колоссальной работоспособностью большей, чем какими бы то ни было другими дарами, какими наделила его столь щедрая природа.
                Т. стр. 16-16
Больше всего он любил говорить со специалистами и у них учиться. Когда попадете в незнакомый город, -  поучая он своего пасынка, Евгения Богарнэ, впоследствии вице-короля Италии,  - то вы не скучайте, а изучаете город: «откуда вы знаете, не придется ли вам его когда-нибудь брать?»  Весь Наполеон в этих словах: накоплять знания для реального их использования. Он удивлял английских капитанов, говоря с ними о подробностях оснастки не только французских, но и английских кораблей и о разнице в канатах английских и французских.       
                Т.  стр. 123
Впрочем, - рассказывает г-н фон Мерфельд, - невозможно было побеседовав с ним десять минут, не признать в нем человека с широким кругозором и с исключительными способностями".
(Тут же)
Из всех его способностей, - говорит Мельци, - самая выдающаяся - это поразительная способность, с какой он по собственной воле сосредотачивая свое внимание на том или ином предмете и по нескольку часов держал  свою мысль как бы прикованную к нему, в беспрерывном напряжении, пока не находил решения, в данных обстоятельствах являвшегося наилучшим. Его замыслы были обширны, но необычайно, гениально задуманы, но иной раз неосуществимы; нередко он из-за мимолетного раздражения отказывался от них или из-за своей поспешностью делал выполнение их невозможным. От природы вспыльчивый, решительный, порывистый, резкий, он в совершенстве умел быть обворожительным посредством и посредством искусно  рассчитанной почтительности и лестной для людей  фамильярности очаровывать тех, кого он хотел привлечь к себе. Обычно замкнутый одержанный, он иной раз, во время вспышек гнева, побуждаемый к тому гордостью, раскрывал замыслы, которые ему особенно важно было бы хранить в тайне. 
                С. стр. 20               
"Я хочу укрепить Республику, без нее я знаю для меня нет ни спасения, ни славы», -говорил он (Бонапарт).
                М. стр. 308               
2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона
                Т. стр. 153         
В центральный акт коронации Наполеон внес совершенно  неожиданно для папы и вопреки предварительному постановлению церемониала характернейшее изменения: когда торжественный момент Пий Седьмой стал поднимать большую императорскую корону, чтобы надеть ее на голову императора, ... - Наполеон внезапно выхватил корону из рук паны и сам надел ее на голову, ... 
                Т. стр. 154   
Бонапарт опросил Ожеро, понравилась ли ему вчерашняя торжественная церемония в соборе? Очень понравилась, - ответил не задумываясь Ожеро,  - «красивая церемония ... Жаль только, что на ней не присутствовали сто тысяч убитых ради того, чтобы таких церемоний не было». Что можно было возразить против этого?
                М. стр. 417

Если бы он обладал умом более просвещенным, если бы ему была известна непобедимая сила общественного мнения, - я  уверен, что природа взяла бы в нем верх, и деспот не проявился бы.
                С. стр. 38
 
Дать Французскому  народу столько свободы,  сколько он мог усвоить, и затем постепенно, по мере того,  как партии утрачивали бы свой пыл,  а общественное мнение становилось бы все более спокойным и просвещенным, расширять свободу, - этой задачи Наполеон себе отнюдь не ставил. Он не задумывался над тем,  какую долю власти можно, не совершая этим неосторожности, доверить народу,  а старался угадать,  какой крупицей власти народ удовлетвориться.
                С. стр. 38
По-видимому, общее для всех властей и для всех властителей.
Исторические «уроки власти»  воспринимаются новыми хуже всего! Пример,  ...., личности гениальной яркой,  взят лишь как иллюстрация; каков Государь таков и приход.
...   и так ли велико  "разрушающее бремя власти".
..,  но и это не тоже не главное.
                РЕВОЛЮЦИЯ КОНЧИЛАСЬ?
Но тайно Бонапарт приказал Фуше усилить наблюдения за своими бывшими товарищами  по партии.   Надзор усиливался за всеми. "Нужно установить порядок." - говорил Бонапарт,  а там где устанавливается порядок,  там возрастала роль полиции.
                М. стр. 308
Воспрещено было не только писать  о революции, но и даже упоминать о ней или деятелях того времени. Никакого Робеспьера не было, Марата не было, Бабефа не было, даже Мирабо не было никогда на свете.
                Т. стр. 130 

             Гл. 15 О ТОМ, ЗА ЧТО ЛЮДЕЙ, В ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРЕЙ, ВОСХВАЛЯЮТ ИЛИ ПОРИЦАЮТ   
               
… как государь должен вести себя по отношению к поданным и союзникам.
(Tут жe)
... государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умениe отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
(И далее)
Если же говорить не о вымышленных,  а   об истинных свойствах государей,  то надо сказать,  что во всех людях,  а особенно в государях,  стоящих выше  прочих людей,  замечают те или иные качества, заслуживающие или  порицания.  А именно:  говорят что один щедр, другой скуп  - если взять тосканское слово,  ибо жадный на нашем наречии  это еще не тот,  кто хочет отнять чужое,  а скупым мы называем того, кто слишком держится  за свое - один расточителен,  другой алчен;  oдин  жесток,  другой  сострадателен; один – честен, другой  вероломен;  один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел;   - этот снисходителен,  тот надменен;  этот распутен,  тот  целомудрен;   этот лукав, тот прямодушен, этот упрям, тот покладист; этот легкомысленен,  тот степенен;  этот набожен, тот нечестив и так далее. Но в силу свой природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не бояться навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем не мало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.
                М-лли стр. 344-345

Уф, цитатка,   надо сказать,  почти   вся глава,  но, …

               Итак, раз  государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость так,  чтобы ее признали, то не будет ли для него благоразумнее примириться со славой скупого правителя?
                М-лли  стр. 346  Гл. 16

               Глава 17 О ЖЕСТОКОСТИ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ: ВНУШАТЬ ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ.

… каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотреблять милосердием.
(Злоупотреблять милосердием – каково?
И тут же)
Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку.
(И далее)
По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или его боялись. Говорят, что лучше всего когда бояться и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому уж если приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
(И ниже)
Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избегать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти.
                М-лли стр. 348-349
  … еще одна черта Наполеона: полнейшая беспощадность к преступникам. У него всякая вина была виновата, смягчающих обстоятельств он не знал и знать не хотел.
Если можно так выразится, он принципиально отвергал доброту, считал ее качеством, которое для правителя прямо вредно, недопустимо. Когда его младший брат Людовик, назначенный им в 1806 г. в Голландию королем, вздумал как-то похвалиться перед Наполеоном, что его, Людовика, в Голландии очень любят, то старший брат сурово оборвал младшего словами: «Брат мой, когда о каком-нибудь короле говорят, что он добр, значит царствование не удалось».
(Тут же)
Кажется, Наполеон скорее простил бы, если б  о нем распространяли слух, что он зверь, чем возводили напраслину, будто он добр.
                Т. стр. 94
Но что пользы приводить страху разумные доводы? Кто способен его разубедить? Страх – весьма живое чувство.
                С. стр. 203
      

                Глава 18  О ТОМ, КАК ГОСУДАРИ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слова и умел, …
В нем в Наполеоне не было жестокости
как страсти, но было полнейшее
равнодушие к людям, в которых он
видел лишь средства и орудия. И
когда жестокость, коварство, вероломный
обман представлялись ему необходимыми,
он совершал их без малейших колебаний.
                Т. стр. 454
                (Тут же)
Из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, а льву, чтобы отпугивать волков.
(И далее)
                «Я бываю то лисой,  то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать,  когда следует бить тем или другим», - говорил   Наполеон.
                Т. стр. 89

... благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется.
Один из нынешних государей, которого я воздержусь называть, только и делает, что проповедует мир и верность, на дело же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал тому и другому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства
                М-лли стр. 351, 353

ОСОБЫЙ  ВОПРОС или еще одна навесная конструкция:  ЭЛЕМЕНТ.
                В
                один из
                воскресных дней 1801  года 
       над    Парижем  понеслись певучие, мерные звоны
   больших колоколов Собора    Пapижской богоматери. Они
 молчали более десяти лет, как безмолсгвовало и большинство колоколов почти во всех церквях Франции.  Первый консул оживил    церковные колокола, и их звон раздавался над всей страной.  (Тут же) ... он хорошо знал, что зазвонивший над селами и городами Франции  голос колоколов будет встречен радостными улыбками почти всех французских женщин, да многих мужчин - крестьян и горожан. Он знал, что такая простая мера, как восстановление старого привычного дня  воскресенья вместо непонятного и трудно воспринимаемого десятого дня декады, была встречена всеобщим удовлетворением.
                М. стр. 390
Сам Наполеон если и не был убежденным атеистом, то во всяком случае его можно назвать весьма равнодушным и довольно нерешительным деистом.
                Т. стр. 127
… С тех пор как ходом вещей он, Бонопарт, стал главой Французского государства,  было  логично и целесообразно сделать следующий шаг - поставить церковь на  службу  государству, превратить ее из нейтральной или враждебной силы в союзника, oпору режима.
                М. стр. 390
 
             Этот крутой поворот в политике по отношению к церкви  должен был натолкнуться   на возражения, на  оппозицию.  «Идея восстановления  прав папы над  французами находилась в   прямом противоречии с общественным мнением и духом времени», - говорил  Шапталь. Десять лет французский народ воспитывали в убеждении, что церковь - оплот тиранов  и что священнослужители –злейшие  враги революции. То была непререкаемая революционная традиция, и она считалась неоспоримой для всех республиканцев ...
                М. стр. 391   


     Наполеон взял религию под свое покровительство и вернул священников к церковным алтарям
                С. стр. 39
Особенно восхваляли его за то,  что своим конкордатом он вернул мир и спокойствие церкви. Этот конкордат – великая ошибка, которая на целое столетие задержит раскрепощение Франции; …
                С. стр. 40
Из примечаний: Не требовалось конкордата, чтобы властвовать над народом, чрезвычайно равнодушным к религии, и единственным серьезным препятствием ставшим на его пути, был папа в Савоне.   
На самом деле конкордат был сдачей большей части позиций отвоеванных революцией у церкви в пользу свободной мысли. Революция покончила с возможностью официального влияния католического духовенства на Французский народ, а Наполеон вновь открывал эту возможность. Зачем он это сделал? Ответ был ясен и не допускал никаких сомнений.
                Т. стр. 127
Наполеон на церковь в точном смысле этого слова смотрел, как на удобное полицейско-духовное орудие, помогающими управлять народными массами, в частности …
                Т. стр. 45
        Появилось послание ко всем православным христианам от их духовных пастырей, в котором сообщалось, что Наполеон есть предтеча антихриста, что он исконный враг веры христовой, создатель еврейского синедриона, что в свое время он отрекся от христианства и предался Магомету (это был намек на Египет и Сирию), что войну с Россией он затеял и ведет с прямой и главной целью разрушить православную церковь.
                Т. стр. 203
Известна картина «Наполеон (при) посещает(нии) масонскую(ой) ложу(и), не помню какого художника. 
Кстати, не сметь принимать конструкцию за дьявольские пентаграммы или масонские знаки! Не состоял.


                ГЛАВА 23   КАК ИЗБЕЖАТЬ ЛЬСТЕЦОВ
...А именно одной слабости, от которой трудно уберечься правителям, если их не отличает особая мудрость и знание людей. Я имею в виду лесть и льстецов, которых во множестве приходится видеть при дворах государей, ибо люди так тщеславны и так обольщаются на свой счет, что с трудом могут уберечься от этой напасти. Но беда еще в том, что когда государь пытается искоренить лесть, он рискует навлечь на себя презрение. Ибо нет другого способа оградить себя от лести, как внушив людям, что они выскажут тебе всю правду, ты не будешь на них в обиде, но когда каждый сможет говорить тебе правду, тебе перестанут оказывать должное почтение. Поэтому благоразумный государь должен избрать третий путь, а именно: отличив несколько мудрых людей, им одним представить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь, и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение жe принимать самому и по своему усмотрению.   Кто действует иначе, тот либо поддается лести, либо выслушивая разноречивые советы, часто меняет свое мнение, чем вызывает неуважение подданных.
(И далее)
... добрые советы,  кто бы их не давал, родятся из мудрости государей,  а мудрость государей родится из добрых советов.
                М-лли стр. 369-371
Он (Бонапарт) отвергал как свидетельствует Редедер предложения о наименовании площадей или улиц его именем. «Эти почести не для живущих людей» - говорил он. 
                М. стр. 408
Испанская война знаменует coбой начало ослабления могущества Наполеона и вместе с ним начало заката его гения.
(И тут же)
Он упивался отравой лести. Он утвердился в мысли, что для него существует непосильных предприятий. Он уже не мог переносить противоречия; вскоре малейшее возражение стало им восприниматься как дерзость и к тому же еще как глупость.
                С. стр. 95-96
Со второй половины 1808 г., после Ваграма и Шенбрунского мира, резко усиливаются в императоре Наполеоне два. убеждения, которые в нем начали складываться после Аустерлица,  вполне отчетливо выявились после Иены и занятия Берлина и стали определять его поведение после Фридланда и Тильзита: первое убеждение заключалось в том,  что Англию можно "поставить на колени", исключительно разоряя ее континентальной блокадой; второе убеждение выражалось словами «я все могу» ...  .
                Т. стр. 254
Caмo мышление Бонапарта менялось;  с некоторых пор он стал признавать лишь количественные измерения.  Все в том же ослеплении он наивно полагал,  что все на свете решается количественным превосходством. Чем больше золота,  чем выше богатство, чем больше дивизий будет вооружено тем выше могущество.
                (Тут же)
Эта метаморфоза стала главной причиной  его личной трагедии; она привела его к гибели.      
              М. стр. 545-546
Лесть на этот раз была такой непомерной,  безудержной, вне всяких масштабов и рамок, что в paзгарe этих дрезденских торжеств кто-то вслух, высказал уже нечто вроде гипотезы о божественной природе всемирного завоевателя.
                Т. стр. 281


Историку не положено гадать: что было бы, если бы. …
Но что бы лучше понять к оценить смысл  происшедших событий, он вправе сопоставить их с прошлым, в особенности с недавним прошлым.
                М. стр. 477
Аналогии в истории, вещь опасная, к тому же они не полны, а наш собственный разум стремится сам аналогично додумать, дорисовать . Свойство мыслительного процесса, или привычка к стереотипам? Однако нам необходимо понять что же ценного дает наша привычка к аналогиям. Во-первых, именно так можно понять тенденцию, особенно если есть длинный ряд наблюдений. Это все из языка естественников. Нo должны же мы когда-нибудь изучать естественную историю. Вo-вторых и это наверное главное, аналогии будят мысль, как логическую так и ассоциативную, а это yжe творчество, таким образов история становится наравне с искусствами. Была же у греков - Клио. Стало быть понимали они это. Честь и хвала им за это и другое, древним грекам!
                БА—АРДАК на стройплощадке.
Встал тихонько и не запалив
свечи, Ощупью напел в углу свою котомку …

Современность вторгается во все. Идеи носятся в воздухе.
«В лице Бонапарта буржуазная революция искала и нашла человека, способного к такому повороту. Совершив поворот в интересах своего класса, Наполеон направил террор против демократических слоев и лишился их поддержки. Когда после Ватерлоо они вновь предложили ему помощь, он отказался: для этого чадо было вооружить народ Парижа. Культ умер, умерла и империя».
Теперь, когда к французским границам приближалось, как и в начале резолюции, вражеское нашествие, … . Образ залитого кровью деспота, ненасытного властолюбца вдруг куда-то отодвинулся.
                Т. стр. 351.
Сталин и начало войны – «Братья и сестры мои …»

Всякой победной революции свойственен левый перехлест в ее поступательном движении. И он не может обойтись без диктатуры. Революция защищаясь обязательно проходит через террор. Можно Сталина  сравнить с Робеспьером,  победившим Робеспьером. Робеспьером на коне.  Его речь от 3-го июня 1941 г. по сути воззвание к народу. Наполеон так не смог. Разная природа. И все это взгляд в прошлое.
Из законов определяющих развитие человеческого общества, мы и вы, люди - человеки, знаем только самые общие. Общественно – экономические  формации, смена иx, производительные силы и производственные отношения, скачек, революция - двигатель истории. Так учили, так живем.
Нельзя, зная только самыe общие законы физики (закон всемирного тяготения, законы электромагнетизма, законы сохранения), дать объяснения всем физическим природным явлениям, происходящим на земном шаре, вернее можно, но объяснения будут слишком общие. Надо знать еще множество мелких закономерностей, распределений, физических констант и … .
Рано пли поздно мы подойдем к истории как к науке, и не как к безбрежному хранилищу фактов, фактиков, догм и заблуждений, а …
И так, КОНСТРУКЦИЯ близка к завершению.

                К
                Р
                Ы
                Ш
                А.     Ф
                И
                Н
                И
                Ш .
Тем кто дошел до конца. Спасибо.
Ужасный ныне закат, кроваво-красный. Не светит боле солнце Не светит боле солнце Аустерлица.  Скользнула по доске истории удивительная радужная капля -судьба. Но сколь не удивителен был человек, место в революционном процессе он занял вполне определенное. Он покончил с революцией.
Но "есть у революции начало ...". И нам тоже предстоит прожить четыре республики, дабы завоевания наших революций увидеть?
Что за пессимизм, телега катит, скрипит,  и скрипеть  ей долго, до поры, пока само человечество не поставит точку. И как далеко это от нас? Многоточие.
                .
                .
                .
                .
                май - октябрь 1988 г.  2003 г.
                г. Иркутск


Рецензии
Владимир, прекрасное исследование. Прочел с неослабным вниманием от корки, так сказать, до корки. Вот только одно маленькое замечание: цитируя Манфреда («Народ безмолвствовал и т.д.»), вы (или Манфред) допустили досадную опечатку: правильно фамилия французского политика времен Директории в русской транскрипции пишется не «Редедер», а Редерер.Хотя вполне возможно, что и я ошибаюсь.
С уважением

Владимир Руссь   10.10.2011 11:30     Заявить о нарушении