51. Карьера

На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.
Фёдор Достоевский.

51.1 – 51.15: Право на особый статус. – Все пути в город ведут. – Прочь в Париж! Да поскорей! – Карьерой движут связи. – Собственного усилия недостаточно. – Пользуйся грубыми приёмами. – Надо себя рекламировать. – Искусно пользоваться всем. – Положение завоёвывается! – Золя использовал все возможности. – Ключевая (знаковая) фигура. – Откармливаемые свиньи плохо кончают. – Невидимое важнее видимого. – Не печалься, что нет чина. – У поэта нет карьеры.


51.1. Право на особый статус…

Как бесконечно трудно человеку, который не принадлежит ни к какой корпорации, не ищет покровителей и приверженцев, держится особняком и не может представить иных рекомендаций, кроме собственных незаурядных достоинств, как трудно ему выбиться на поверхность и стать вровень с глупцом, который обласкан судьбой! Знатность ставит человека в выгодное положение, она позволяет выиграть тридцать лет. Жан Лабрюйер. // Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в правильной семье. Дональд Трамп. // Давно стихами говорит Нева, страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад – Онегина глава, о Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский. Самуил Маршак. // Должностей много, но таланты весьма редки. Франсуа Вольтер. // Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Антон Чехов. // Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен – один! Людвиг Бетховен. // Отечество моё молчать не будет, что мне беззнатный род препятствием не был. Михаил Ломоносов. // Учёный важнее царя Израиля, потому что, если учёный умрёт, некому будет его заменить, а если умрёт царь, то весь Израиль может его заменить. Талмуд. // Леонардо да Винчи создал немного картин, но именно ему удалось изменить отношение к художнику в обществе. Доказать, что он не убогий, пусть и даровитый ремесленник, а творец, чьё место на вершине социальной иерархии. Он отвоевал право творца на особый статус: по своему социальному положению художник должен быть приравнен к элите общества. Роберт Камминг. // Когда человек владеет тайнами своего искусства и создаёт совершенные творения, он как бы выходит за пределы этого искусства и становится вровень со всеми самыми благородными и возвышенными умами. Жан Лабрюйер. // Всякое правительство должно больше дорожить приобретением известного математика, художника и вообще выдающегося своими достоинствами человека, какой национальности ни будь, чем приобретением самого богатого и цветущего города. Наполеон Бонапарт. // По первому моему зову я могу кликнуть князей, графов и придворных, но создать такого художника, как Тициан, не в моих силах! Карл V.


51.2. Все пути в город ведут…

Заметь, все композиторы-классики в конце концов попадали в Вену. Невозможно преуспеть в мире искусства, оставаясь в деревне. Даже если невероятно талантлив, необходимы связи, общение с собратьями и реклама. Все пути в город ведут. Эмиль Верхарн. // На меня лично в глуши, где нет образованных людей, нападает безнадёжная тоска по умным, по учёным лицам. Голоден отсутствием художественной среды. Нужны близкие по стремлениям и понятиям люди. Илья Репин. // Нет под рукой необходимейших книг и журналов. И вот так-то погибает у меня всё, и литературные идеи, и карьера моя литературная. Фёдор Достоевский, из Семипалатинска. // Литератору нельзя безнаказанно проживать в провинции. Его естественное состояние всегда держаться близко к литературным сферам, жить возле пишущих. Не борись же с естеством, покорись и переезжай в Петербург или в Москву. Бранись с литераторами, не признавай, половину презирай, но живи с ними. Такова уж моя планида, остаться навсегда в Москве. Тут мой дом и карьера, без Москвы себя не представляю. Антон Чехов. // Москва – безусловно, город жестокий, но здесь – средоточие культуры. Это – духовный центр. Русский поэт должен жить в Москве. Вот и всё. Юрий Кузнецов. // Сергей Аксаков приехал в Москву двадцати лет. Владимир Маяковский был неотделим от московского пейзажа. «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва!» Михайло Ломоносов зимой ушёл с обозом, везущим мороженую рыбу в Москву. // За славой я в столицу торопился. Николай Некрасов. // Нет сомнения, не толкни меня судьба в Москву, где я прожил свыше двенадцати лет, я не сделал бы всего, что сделал. Пётр Чайковский. // В Москву ты приедешь, как в родную свою семью. Она предстанет тебе желанной пристанью. Николай Гоголь. // Всё в Москве пропитано стихами, рифмами проколото насквозь. Анна Ахматова. // Когда я приехал в Москву, то ощутил, что приехал домой и дальше ехать уже некуда. Только среди московских исторических памятников, её великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветёт моё дарование, окрепнет умение, разовьётся вдохновение, сбудутся поэтические мечты. Виктор Васнецов. // И самый Питер и Москва много своим величеством способствуют силам человека. Алексей Кольцов. // Журнальный работник, повторяю, должен жить в центре Петербурга, на Невском, работать каждый день и иметь тьму литературных знакомств. Антон Чехов.


51.3. Прочь в Париж! Да поскорей!..

Уединение нужно искать в больших городах. Рене Декарт. // Город – это дух, большой город – это «свободный дух». Чем для крестьянина является его дом, тем для культурного человека становится город. Освальд Шпенглер. // Судьба приковала меня к Парижу. Жюль Верн. // Куда ни приедь, всегда узнаешь: здесь или рядом вырос кто-нибудь из прославивших отечество. Рассеянно по стране родятся, только вершин своих потом достигают в столице. Александр Солженицын. // Почти все значительнейшие русские музыканты родились внутри России, в провинциальных городах или в поместьях своих отцов и там провели всю первую молодость (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков). Другие немало годов своей юности прожили в провинции, за городом, в частых и близких соприкосновениях с народной песней и народным пением. Владимир Стасов. // Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже. Тропы славы идут через город. Кто бы говорил о Сенеке, не предпочти он Рим провинциальной Испании? Крылатые фразы. // Столицы всех стран мира, забрав талант из глубинки, никогда его назад не возвращают. У французов есть выражение «подняться в Париж». Родиться в провинции, которая почти вся южнее, а потом перебраться выше по географической карте, социально-творческому статусу. // Главное – завоевать мировую известность и славу, что отчасти сбылось в детстве и юности твоей. Теперь от самого зависит, помереть заурядным музыкантом под гнётом жены или знаменитым капельмейстером, почитаемым всем миром. Прочь в Париж, мой сын! Да поскорей! Бери пример с великих людей – или Цезарь, или ничто! Леопольд Моцарт. // Вялость, женолюбие, болезненность, привязанность к родным местам, довольство жизнью, боязливость – вот шесть преград на пути к величию. Древнеиндийское изречение. // Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым. Конфуций. // Если ты хочешь выдвинуться, ты должен быть на виду. Уильям Фолкнер. // Провинция неплохое место для писательства, но для реализации гиблое. Молодой, ненасытный, талантливый и в Париже есть поистине символ! Хемингуэй, Сикейрос, Пикассо – да что перечислять, завидуй! Несмотря на протесты родных, Модильяни в двадцать два года отправился в Париж, надеясь преуспеть как художник. Жорж Сименон родился в провинциальном бельгийском городе. В девятнадцать лет приехал в Париж, и не только прославился, – разбогател. // Имя мне сделал Париж. Я приехал сюда, будто вытолкнутый самой судьбой. Марк Шагал.


51.4. Карьерой движут связи…

Как больной пёс выискивает целебную траву, так молодой Андерсен находил в Копенгагене людей, которые помогали ему. Одних публикаций для признания мало. Гоголь высматривал нужных для литературной карьеры людей. Напечатав пару глав, он заручился от кого-то рекомендательным письмом Василию Жуковскому. Тот «передал» молодого человека, с просьбой позаботиться о нём, Петру Плетнёву, близкому к Пушкину. Плетнёв выпросил для Гоголя у императрицы(!) место старшего учителя истории Патриотического института. Введя наставником в богатые семейства, поддержал материально. Воистину, поперву связи. // Одна добрая знакомая моей доброй знакомой, бывшая доброй знакомой редактора солдатского журнала «Досуг и дело», передала ему моё стихотворение «Гибель Рюрика», которое и было помещено во втором номере этого журнала под моей фамилией. Игорь Северянин. // Напролом, с бухты-барахты, не следует идти в русскую литературу. Искусную надо вести игру и тончайшую политику. Невредно и дурачком прикинуться, шибко у нас юродивых любят. Сергей Есенин. // В так называемом большом свете талант в грош не ставится. Здесь главную роль играет родословная человека и его связи. Дмитрий Григорович. // Я всегда замечал, что для успеха в свете надо иметь придурковатый вид и быть умным. Шарль Монтескьё. // Есенин был дальновиден и умён. Александр Воронский. // Знаешь, как я на Парнас восходил? Дело повёл хитро. Пусть, думаю, каждый считает, он меня в русскую литературу ввёл. Им удовольствие, а мне наплевать. Городецкий ввёл, Клюев, Сологуб с Чеботаревской, Мережковский с Гиппиус, Блок. Из поэтов к Рюрику Ивневу первому подошёл. Скосил на меня лорнет, и не успел я двенадцати строк прочесть: «Ах, как замечательно, гениально!..» Под ручку и поволок меня к знаменитостям. Я от похвал скромно рдею и от робости корифеям в глаза не гляжу. Ну, потеха!.. Сергей Есенин. // Хорошо в своё время разыграть из себя дурака. Гораций. // Дурацкий колпак мозгов не портит. Уильям Шекспир. // Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми. Теодор Рузвельт. // Не сближаться с ними надо, а обтёсывать как плоскую доску и выводить нужные узоры. Да я никогда такой задрипанной одёжки не носил, в какой предстал перед ними. Еду, мол, бочки в Ригу катать, голодный. Сам за мировой славой в Петербург приехал, за бронзовым монументом. Сергей Есенин. // Литературная летопись не отмечала более быстрого и лёгкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель. Я уже не говорю про литературную молодежь, но даже такие «мэтры», как Вячеслав Иванов и Александр Блок, были очарованы и покорены есенинской музой. Рюрик Ивнев. // Нередко в жизни случаи бывают, когда умно не слишком умным быть. Фридрих Шиллер. // Стихи он принёс завязанными в деревенский платок. С первых строк я понял, какая радость пришла в русскую поэзию. Есенин прожил у меня несколько месяцев. Записками во все знакомые журналы я облегчил ему хождение по мытарствам. Сергей Городецкий. // Карьерой движут связи. Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Безупречность и счастье нашей жизни в значительной степени зависят от разумного выбора нами товарищей и друзей. Если они плохо выбраны, то могут довести нас до падения; если же они хороши, то могут возвысить нас. Джон Леббок. // Беседовать с умными, дружить с разумными, общаться с теми, у кого можно научиться нужному. Важно быть рядом с коллегами-победителями. Будь ближе к хорошим, и ты станешь одним из них. Габриель Маркес. // Дабы преуспеть, общайся с выдающимися; а когда преуспел – со средними. Бальтасар Грасиан.


51.5. Собственного усилия недостаточно…

Человек, ни разу ещё не думавший о деньгах, чести, приобретении влиятельных связей, должности, – да разве может он знать людей? Фридрих Ницше. // В своей корысти люди непреклонны, они друг друга жрут, как скорпионы. Юсуф Баласагуни. // «Что важнее, музыка или стихи?» – спросили знаменитого поэта-песенника. «На первом месте – телефонный звонок». Сидни Шелдон. // Одни периодически отсекают своё прошлое, другие им себя окутывают и максимально используют. Как правило, преуспевают люди владеющие информацией. Бенджамин Дизраэли. // Связи иной раз важнее денег. Участвуй в писательских конференциях. Это шанс встретиться с редакторами и литературными агентами. Многие сделки заключены именно при мимолётных встречах. Поддержание контактов с полезными людьми – необходимая часть работы на писательскую карьеру. Признанием своего таланта Александр Куприн во многом обязан жене-издательнице и её высокопоставленным связям. // Для человека нет ничего полезнее человека. Бенедикт Спиноза. // Относительно многих самое умное будет думать: «Изменить я его не изменю, постараюсь использовать». Артур Шопенгауэр. // Даже отказ следует рассматривать как возможность завязать контакт, который может быть более продуктивным в следующий раз. Отказ – это всего лишь чьё-то мнение. Юрген Вольф. // Есть люди, назначение которых служить посредниками. Через них как по мосткам переходят, идут дальше. Гюстав Флобер. // Одного собственного усилия никогда недостаточно. Мартин Хайдеггер. // Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческая солидарность есть необходимое условие для развития любого индивидуума. Эрих Фромм. // Моцарт чересчур простодушен, не сведущ в средствах, ведущих к успеху. Здесь преуспевают проныры, а его легко обмануть. Будь у него таланта наполовину меньше, а ловкачества вдвое больше, я бы за него не беспокоился. Фридрих Гримм. // Никто не достиг успеха без помощи других. Мудрый и уверенный в себе человек признает эту помощь с благодарностью. Альфред Уайтхед. // Алексей Толстой и Наташа Крандиевская ввели меня в тогдашние литературные салоны. Там я впервые увидела Марину Цветаеву, Маяковского, Рахманинова, Прокофьева, захаживали сюда Эренбург и Пастернак. Вера Инбер. // Успешность жизни и карьеры в значительной степени зависит от разумного выбора компании. Плохая низведёт, хорошая поможет возвыситься. Будь осмотрительней в связях, не доверяй людям, в чьих принципах не уверен. Джон Леббок. // Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы, и те, что ещё вчера были наверху, сегодня повержены во прах. Мигель Сервантес. // Если хочешь преуспеть, не имей никаких серьёзных отношений с неудачниками. Не хватайся за колесо, когда оно катится вниз: шею сломишь понапрасну. Вот когда оно едет вверх, держись за него: сам наверху будешь. Уильям Шекспир. // Советую занимать место в центре колеса Фортуны: если и не сможешь подняться достаточно высоко, по крайней мере, не опустишься слишком низко. Клод Гельвеций.


51.6. Пользуйся грубыми приёмами…

«Желающих развелось, в одиночку не пробиться. Слушай, что я придумал? – он обнял меня и предложил союз. Головато продвигают себя московские поэты! А я, дурень, засел в деревне и скис. – Стану везде говорить, что ты написал замечательную повесть. Ты веди такие же разговоры обо мне. Будешь у Свирского, подсунь мою книжку на письменный стол. Я незаметно подкину твою Асееву или Сельвинскому. Прочитают, и знаешь, как начнут издавать? Ого-го!..» Виктор Авдеев. // Где причина возвышения людей? В глубоком уме, выдающихся талантах или в удачном стечении обстоятельств? Жан Лабрюйер. // Если ты хочешь достичь цели, не старайся быть деликатным или умным. Пользуйся грубыми приёмами, бей по цели сразу. Вернись и ударь снова. Затем ударь ещё, сильнейшим ударом сплеча. Уинстон Черчилль. // Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех или ничего. Это мне мало. И я вижу путеводную звезду в тумане. Будущее будет принадлежать декадентству, когда оно найдёт достойного вождя. Этим вождём буду Я! Да, Я! Валерий Брюсов. // Твёрдый характер должен сочетаться с гибкостью разума. Люк Вовенарг. // Сочетание силы с умом образует наилучшее в мире созвучие. Елизавета I. // Для того, кто чего-либо хочет, способы получения отходят на второй план. Джордж Херберт. // На фунт помола нужен пуд навоза. Иначе так всю жизнь Пастернаком и проживёшь. Сергей Есенин. // Я не могу похвалить слабую и робкую добродетель, непроворную и замкнувшуюся, которая не делает вылазок и не имеет своих врагов, а крадётся по жизненному пути вместо того, чтобы по жаре и пыли бежать за венком бессмертия. Джон Мильтон. // Дух умеренности и определённого рода мудрость в поведении оставляют людей в неизвестности. Чтобы заслужить удивление, нужны великие добродетели или, пожалуй, великие пороки. Сколько одарённых людей умерло, не сумев обратить на себя внимание. Много таких среди нас, а мир молчит о них, и никогда не заговорит. Жан Лабрюйер. // Талант может пробиться на тех же условиях, что и посредственность, если ему повезёт. Более того, вздумай он отказаться от низменных средств, которыми добивается успеха пресмыкающаяся бездарность, ему никогда не достичь цели. Талант лишь одно из условий успеха, и нередко даже вредит, если не сопутствует ему известная склонность к интриганству. Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию. Оноре Бальзак. // Продвигаются, крутясь. Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее чем знание. Пьер Бомарше. // Я не исключаю, что даже «безумная» для 1922 года идея выдвинуть «Улисса» на соискание Нобелевской премии была внушена одному из ирландских министров самим автором. Малколм Каули. // Как в спорте и политике, в литературе надо иногда уметь быть агрессивным. Виктор Конецкий. // Приходится грызть или загрызут тебя. Чарльз Диккенс. // Кто чувствует в себе волю к борьбе, тот не теряет даром времени и сразу отвечает судьбе ударом на удар. Александр Дюма.


51.7. Надо себя рекламировать…

Написать картину может последний дурак, продать только умный сумеет. Самуэль Батлер. // Господь каждой птице даёт корм, но не кидает в гнёзда. Надо себя рекламировать. Гоголь приехал в Россию не пустой. Неизменно носил в кармане начало «Мёртвых душ» и читал у Прокоповича, Аксаковых, Карамзиных всегда первую главу. Брал загадочностью, даже название не сообщал. Публика заговорила о великом произведении, не зная предмета оного. Деловые люди не ждут удачи, а торопят события. Глупец случайно натыкается на возможность, мудрец сам её создаёт. // Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься – они делали всё, чтобы обеспечить их. Наполеон Бонапарт. // Жизнь – это глагол, а не существительное. Действуй! Не сорвать плод, стоя спиной к дереву. Анатоль Франс. // Кольцов считал долгом делать визиты ко всем литераторам, из которых многие посматривали на него с высоты своего величия, как на талантливого мужичка. Иван Панаев. // Я собирал информацию два года. Мне хотелось знать всю правду. Покончить с иллюзиями. Действовать разумно, трезво и практично. Сергей Довлатов. // Удачи иметь мало, надо иметь талант ловить удачу. Гектор Берлиоз. // Случай – великое дело: держи наготове приманку, и на незримый крючок клюнет, где вовсе не ждёшь. Овидий. // Благоприятную возможность следует хватать на лету, ибо удача – это женщина, и если ты разочаровал её сегодня, то не надейся снова встретить её завтра. Наполеон Бонапарт. // Таких художников, как я, тьма тьмущая. Но я смог изучить всё, что наработали в искусстве до меня. Самое главное, научился пиарить, продавать произведения своего труда. Михаил Шемякин. // Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были прекрасными ораторами. Красноречием выстлана каждая карьера. Дурно говорить также не пристало, как не уметь читать и писать. Антон Чехов. // Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Наполеон Бонапарт. // Великое искусство подчинять людей заключается в умении брать их с хорошей стороны. Оноре Мирабо. // В тот год вышли первые книги молодых поэтов, и Женя Евтушенко сказал мне: «Прочитал все, твоя самая лучшая!» Такая фраза запоминается. Тогда я не знал, что он всем говорил это. Когда вышла его первая книга, мы благодарно нахваливали: «Какой способный парень!» Книжка была проходной, трескучей, но о нём заговорили как о перспективном поэте. Пошли стихи в газеты, журналы, афиши выступлений. Началось восхождение Евтушенко к популярности. Николай Старшинов. // Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили. Жан Мольер. // Талант житейский быть господином своей судьбы, предупредительным и учтивым с любым, самым отпетым идиотом. Рюноскэ Акутагава. // Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своём пути. Китайская мудрость. // В серьёзных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько их не упускать. Франсуа Ларошфуко. // Кто упускает возможность, теряет себя. Джордж Мур. // Жизнь – это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, чтобы всюду оставаться в выгодном положении. Оноре Бальзак. // Не в силах мы судьбой повелевать, но есть один закон, который вечен: умей следить, рассчитывать и ждать – и твой успех навеки обеспечен! Джордж Байрон. // Жизнь – капитал, и человек должен помещать его самым выгодным образом. Александр Дюма.


51.8. Искусно пользоваться всем…

Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что он неразумно живёт. Виссарион Белинский. // Обычно счастливая случайность выпадает тому, кто может её распознать. Большинство людей упускают благоприятную возможность оттого, что она одета в спецовку и похожа на работу. Томас Эдисон. // Что значит удобный случай для человека, не умеющего им воспользоваться? Бесплодное яйцо, которое волна времени смоет в бездну небытия. Джордж Элиот. // Что бы ни говорили философы, но существуют везение и удача. Надо быть готовым воспользоваться благоприятным случаем, когда он придёт. Бенджамин Дизраэли. // Удача – это постоянная готовность использовать шанс. Фрэнк Доуби. // Не теряй момента, его величество Случай очень редко мелькает нам в жизни. Надо прыгнуть на него вовремя и точно на середину спины. Александр Солженицын. // Трудно дождаться удобного случая, но очень легко упустить его. Публий Сир. // Счастливый случай недолго ждёт. Пиндар. // В жизни каждого человека наступает особый момент, для которого он рождён. Сумеет схватить, то и будет его звёздный час. Уинстон Черчилль. // По-настоящему важные моменты своей жизни замечаешь всегда слишком поздно. Агата Кристи. // Нужно держать глаза открытыми. Дина Верни. // Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба. Франсуа Ларошфуко. // Получил большой гонорар и организовал по дружбе несколько рецензий на свою книгу в местной прессе. Борис Рыжий. // Мораль: не следует пренебрегать ничем из того, что можно обрести в жизни, не совершая ничего недостойного. Андре Моруа. // Лови же день – красотку – и фортуну, – коль скоро боги тебе удачу ниспошлют. Гораций. // Дальше всех будет тот, кто сперва и не знает, куда дойдёт, но следуя правилу, использует всякое преимущество, которое дарует ему время. Иоганн Гердер. // Жизнь – это искусство извлекать значительные выгоды из незначительных обстоятельств. Самуэль Батлер. // Применяйся к обстоятельствам. Не пренебрегай ничем из всего, что может тебя сделать великим. Фредерик Стендаль. // Умный человек использует больше возможностей, чем может найти; и собственный ум вращает вместе с колесом Фортуны. Френсис Бэкон. // Булгаков очень рвался к славе, он всё просчитывал. Развёлся со мной и женился на Белозерской, с ней было удобнее делать писательскую карьеру. Татьяна Лаппа. // Если можешь, получи место и состояние, соблюдая приличия; если не можешь, получи их любой ценой. Александр Поп. // Любые амбиции законны – кроме устремляющихся вверх по лестнице, ступеньками которой служат страдания и легковерие других людей. Джозеф Конрад. // Надувай сам свои паруса. Станислав Лец.


51.9. Положение завоёвывается!..

Три главные трудности литературной карьеры: написать книгу, стоящую напечатания, найти честного человека для издания, а затем – смыслящих  людей для чтения её. Чарльз Колтон. // Чтобы выработать себе язык, надо больше писать и чаще печататься. Где, это уж твоё дело. Ты должен сам пробить себе дорогу. Положение в литературе, даже скромное, не даётся, не берётся, а завоёвывается в борьбе за печатное пространство. Антон Чехов. // Конечно, огорчён, что Москва положила рукопись под сукно. Но я уже не наивный мальчик и знаю: где нет борьбы, там нет победы. Николай Островский. // Чтобы доказать свою талантливость, надо быть очень способным. Неудача не убавила уверенности Франсиско Гойя в своей гениальности. Мадридский провал сделал из него одержимого карьериста, каким он пребывал всю жизнь, твёрдо решив стать первым королевским художником. // Человек должен сам творить свою славу, а не ждать, когда она упадёт ему в ладони. Конан Дойл. // Иосиф Бродский знал и умел многое. Где вспылить, когда смолчать, с кем подружиться и не ссориться. Закулисную окололитературную игру вёл умно, и лавры увенчали чело. // Хотеть недостаточно, надо действовать. Иоганн Гёте. // Причиной успеха талантливого человека очень редко бывает его талант. Жозеф Ру. // Умение ловко пользоваться посредственными способностями не внушает уважения – и всё же нередко приносит людям больше славы, чем истинные достоинства. Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими воспользоваться. Франсуа Ларошфуко. // В редакциях любят модные темы, не раз откажут в публикации. Будь вынослив, выработай хватку литературного альпиниста. На эту поднебесную кручу Парнас надо взобраться. Алексей Свирский. // Не теряйся в пучинах времени, лови своё мгновение. Фридрих Шиллер. // Бернарду Шоу было уже за тридцать, когда после десяти лет упорной работы он добился признания в литературной сфере. Наряду с творческими способностями наиболее известные художники наделены тонким деловым чутьём и агрессивным настойчивым характером. В жёсткой конкурентной схватке выигрывает тот, кто верит в себя и целиком отдан искусству и собственной карьере. // Действуй, лови момент. Участь устрицы никогда не была предназначением человека. Теодор Рузвельт. // Небеса никогда не помогают тому, кто бездействует. Сидней Смит. // Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, так я медленно и тяжело завоёвывал своё место в литературе. Ханс Андерсен.


51.10. Золя использовал все возможности…

За возможностями обычно стоит тяжёлая работа, оттого большинство людей их не видит. Возможности не предлагают, их нужно упорно и решительно добиваться и зарабатывать. Индира Ганди. // Ахматова была нарочита в демонстрации своей житейской беспомощности. Большой поэт не может быть бестолковым ни в чём. Ярослав Голованов. // Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении жить. Ральф Эмерсон. // Пушкин столь же умён, сколь практичен; он практик, и большой практик. Соболевский – Шевырёву, 1832. // Работая упаковщиком в солидном издательстве, Эмиль Золя использовал любую возможность завести полезные знакомства в писательской и журналисткой среде. Писал хлёсткие очерки в ежедневные газеты и вскоре добился такого успеха, что сам назначал цену за публикации. Чтобы умножить гонорар, свои романы печатал сперва отрывками с продолжением в газете. Он хорошо усвоил механику литературного успеха и несокрушимую силу рекламы. Выходу каждого нового романа предшествовали интригующие читателей статьи в центральных парижских изданиях, написанные обычно самим господином Золя. «Шум в печати, который я сам поднимаю вокруг своих произведений». // В парижских газетах эпизодически появлялись восторженные похвалы величайшему маэстро немецкому композитору Веберу. Хвалебные статьи анонима были написаны со знанием всех тонкостей его музыки. Не удивительно! Ведь дифирамбы Веберу пел сам Вебер. Из мемуаров. // Высокое служение требует хорошо устроенной жизни, без материальных тревог и забот. Оноре Бальзак. // Приспосабливайся к тому окружению, в котором тебе предназначено жить. Марк Аврелий. // Иосиф Бродский считал себя вправе использовать в своих целях крупных американцев, как творцов, так и чиновников. То есть относился к ним чисто потребительски. Эрнст Неизвестный. // Не борись с силами, а используй их. Бакминстер Фуллер. // Выживают не самые сильные виды, а которые лучше других приспосабливаются к переменам. Чарльз Дарвин. // Для достижения известности одного таланта мало, нужны средства. Строй отношения с литературой на любви по расчёту. Некоторым артистам дарят на сцене цветы, которые они сами загодя купили. Отчего и тебе не написать рецензию на собственную книжку, подписавшись псевдонимом Виссарион Белинский. Очевидный факт: лавочная меркантильность Золя при продаже своих произведений и несомненная гениальность их выгодно совместимы. Готовые творения сбывай как можно дороже. // Литератор сам по себе скучен, коммерсант – себялюбив. Хочешь заставить себя уважать, совмещай литературу с коммерцией. Самуэль Джонсон. // Лопе де Вега прославлял свои поэтические дарования под псевдонимом мнимого издателя. Подпись под портретом Буало, в которой французскому сатирику отдаётся преимущество перед Ювеналом и Горацием, была, как известно, составлена им самим. Исаак Дизраэли.


51.11. Ключевая (знаковая) фигура…

Раб зависит только от своего господина, честолюбец – от всех, кто способен помочь его возвышению. Жан Лабрюйер. // Раньше думал, что в Екатеринбурге жить страшно, однако в Питере страшнее. Вовлекли в дурные игры. Посвятил стихотворение человеку, к которому отношусь прохладно. Борис Рыжий. // В столицах довлеет свод неписаных правил, к нужным людям необходимо применяться. Жан Мольер. // Гоголь хотел, чтобы его заметили, запомнили, признали, для чего использовал разные способы, от необычной манеры письма до выпендрёжа в гардеробе и поведении. Написал матери весьма циничное письмо, прося прислать антикварные вещи. «Хочу прислужиться этим одному вельможе, страстному любителю отечественных древностей, от которого зависит улучшение моей участи». Подношение окупилось, в февральском номере влиятельнейшего литературного журнала «Отечественные записки» вышел его первый рассказ. Судя по всему, подарки предназначались издателю. В декабре Гоголь был представлен поэту Василию Жуковскому и профессору русской словесности Петербургского университета Петру Плетнёву. Ключевая (знаковая) фигура! Устроил учителем истории в Патриотический институт, познакомил с Пушкиным. // Гоголь смело вступал во все круги, заводил знакомых и зорко открывал нити привязанностей. Искусство подчинять себе чужие воли изощрял наравне с ловкостью обращать преграду в покровителя. Павел Анненков. // Подобно любезности и красоте, уменье держать себя с людьми облегчает доступ в общество и способствует установлению дружеских связей, давая возможность учиться на примере других. Мишель Монтень. // Позже Гоголь шепнул мне, что давно постигает тайные изгибы сердца, желая завоёвывать расположение влиятельных людей. Александр Стороженко. // Вот, Микола, идёшь ты по жизни с гордо поднятой головой и вдруг встречаешь на пути шлагбаум. А ты башку свою несёшь высоко и можешь не заметить его. Всё-таки сумей нагнуться, потом выпрямись и иди с высоко поднятой головой дальше. Сергей Герасимов. // Сначала был Петербург и замечательные учителя – художники Бакст и Добужинский. Известный юрист и депутат Государственной думы Максим Моисеевич Винавер приметил начинающего Шагала. Купил две картины и стал платить ежемесячное пособие, позволившее уехать во Францию. «Отец родил меня на свет, а Винавер сделал из меня художника. Без него я, может быть, никогда не узнал Парижа». // Известно, что в большую журнальную литературу я вошёл при помощи Короленко. Максим Горький. // Я помню, что был я назад два года, как я жил. Я понимаю теперь, мог ли бы я выкарабкаться из сору и грязи без помощи Вашей. Я не стыжусь признаться, что всем обязан Вам. Николай Некрасов – Фёдору Кони. // Как известно, существовать без покровительства искусство не может. Нужная встреча случилась в Риме: мать Валентина Серова познакомилась с известным меценатом Саввой Мамонтовым и получила от него приглашение посетить его подмосковное имение Абрамцево. // Из Австрии скульптор переехал в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил ему казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Эрнста Неизвестного и отдала ему свою студию со всеми инструментами и библиотекой. Из периодики. // Знаковая фигура в моей жизни. Встретиться с Паулем Сахаром, что предстать пред лицом карьерного Господа Бога. Туда приходили на поклон Пикассо и Генри Мур. В земной рай меня ввёл Слава Ростропович, он даже написал книгу «Спасибо, Пауль», как тот вывел в люди многих нынешних великих. Эрнст Неизвестный. // 1894 год знаменует важную встречу в жизни Александра Скрябина. Знакомство с известным меценатом, богатым лесопромышленником Беляевым, поверившим в талант молодого композитора. Сочинения Скрябина начинают публиковаться, звучат в программах Русских симфонических концертов. // В 1903 году Скрябин бросает тяготившую его работу в консерватории. Богатая почитательница его таланта Морозова предложила финансовую поддержку в 2400 рублей. // Вы воскресили меня. Я не только живу, но работаю, без чего для меня жизнь не имеет смысла. Пётр Чайковский – Надежде фон Мекк. // Покровительство, оказанное гению, есть благодеяние для общества. В анналах литературной славы их имена должны стоять рядом. Исаак Дизраэли. // Я не верю в случай, я верю в удачную встречу. Одри Тоту. // Настоящая встреча, решающая, – это то, что и можно назвать судьбой. Тахар Бен Джеллун. // Любое произведение, особенно талантливое, нужно было проталкивать сквозь искусственные препоны. Но если у писателя был покровитель в верхах, его книги выходили одна за другой без проволочек. Благодарю судьбу за то, что она свела меня с Твардовским, в тот период безусловным авторитетом. Многие произведения и авторы известностью обязаны именно ему. Чингиз Айтматов.


51.12. Откармливаемые свиньи плохо кончают…

Урок, полученный другими, должен тебя предостеречь, ибо в дом человека важного войти легко, а выйти непросто. Федр. // Двери дворцов не столь высоки, как полагают. Чтобы вскарабкаться наверх, надо сложить крылья. Станислав Лец. // Вверх лезут в той же позе, что и ползают. Джонатан Свифт. // Убей свою совесть! Она самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни. Оноре Мирабо. // Писатель, беззастенчиво карабкающийся вверх, неудержимо падает вниз. Дмитрий Лихачёв. // Кто хочет остаться честным, тот должен покинуть двор. Лукан. // Нельзя, домогаясь должности лакея, надеяться на славу великого человека. Франсуа Вольтер. // Карьера художника подобна карьере куртизанки: сначала для собственного удовольствия, потом для чужого, и наконец ради денег. Марсель Ашар. // Неспособный обрести судьбу, делает карьеру. Сперва битый, потом именитый, теперь позабытый писатель. // Да, позолота-то сотрётся, свиная кожа остаётся! Ханс Андерсен. // Остерегайся, когда тебе начинает идти в руки всё, чего ты пожелаешь: откармливаемые свиньи плохо кончают. Джоэл Гаррис. // Они пока держат его на выпасе. Потом – зарежут. И съедят. Василий Шукшин. // Люди здесь в Америке, которые раньше работали на мой имидж, теперь начинают работать против моего имиджа. Евгений Евтушенко. // Слава бежит от тех, кто добивается её низкими средствами. Альфонс Доде. // Достойный славы и имени обретает их, не домогаясь ни того ни другого. Хуайнань-Цзы. // Этапы писателя. Вначале горячее поощрение, в тебя не очень верят. Затем ирония, неужели ты всерьёз возомнил о себе? После, мы его вытащили, он бы так и торговал дёгтем. Последнее, обида, учёт каждого шага, подозрения в мнимом богатстве, рьяная зависть. Посылай всех, кто тебя «вытащил», ты сделал себя сам! И напиши такое, что повергнет их в состояние ступора. Вот тогда они, в самом деле, поверят в тебя. Константин Воробьёв. // Конечно, я был обязан Твардовскому – но лично. Как Троя своим существованием всё-таки не обязана Шлиману, так и наша лагерная залегающая культура имеет свои заветы. Александр Солженицын. // Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными. Александр Пушкин. // Нельзя служить одновременно красоте и власти. Власть по сути своей глупа. Сирил Конноли. // Сильные мира кажутся великими только тем людям, которые стоят перед ними на коленях. Лев Толстой. // Эти литераторы-дельцы, делающие карьеру с помощью всемогущего принципа «ты мне – я тебе» вызывают у меня физическое отвращение. Эдмон Гонкур. // Всё, что в действительности требуется для начала успешной карьеры, это здравый ум, здоровое тело и искреннее желание быть наиболее полезным как можно большему количеству людей. Наполеон Хилл. // У поэта перед обществом есть только одна обязанность, а именно – писать хорошо. Иосиф Бродский.


51.13. Невидимое важнее видимого…

Во всяком предстоящем полезном деле главным препятствием всегда соображение о невозможности отказаться от своего положения в свете. Джон Рёскин. // Никогда не надо подчиняться логике карьеры. Невидимое гораздо важнее видимого. Не выдержав жизни в доме богатого человека, я взял и по своим соображениям уехал в Америку. Эрнст Неизвестный. // Высшие должности походят на крутые скалы: одни орлы да пресмыкающиеся взбираются на них. Анна Сталь. // Симонов однодневка, а не художник, карьерист высокого масштаба. Хотя и признаю, что он очень способный человек. Александр Фадеев. // Евтушенко пока всё ещё «делает свою судьбу», а не литературу. Варлам Шаламов. // Может ли автор, активно строящий карьеру, остаться истинным писателем? Никак нет. Карьерный автор необратимо утрачивает свободу независимого творческого высказывания. Нас спас Бог поэзии, который, как известно, не занимается вопросами карьеры или раздачей наград, а требует поэта к «священной жертве». Николай Тихонов. // Будь я проклят, если напишу роман только ради того, чтобы обедать каждый день! Эрнест Хемингуэй. // Я никогда не поставлю своего имени под страницей, написанной за час или два. Ги Мопассан. // Храни меня, моя рука, (перо податливо и хрупко), от легковесного стиха, как от бесчестного поступка!.. Николай Карпов. // Лучше в лишениях окончить, но не изменять своей веры и убеждений. Считаю себя чистым, счастливым человеком, а помирать одинаково на золотом ложе или под забором. Николай Ге. // Ничто не внушает мне такого презрения к успеху, как мысль о том, какой ценой он достигается. Гюстав Флобер. // Не жертвуй лицом ради положения. Борис Пастернак. // Зависимость от тех, которых презираем – самая нестерпимая. Ничто так не позорит человека, как протекция. Александр Пушкин. // Есть два способа подняться: собственным трудолюбием или благодаря глупости других. Благородный человек не заботится о похвалах, почёте и признательности, в которых ему подчас отказывают. Усердное исполнение долга вознаграждается ублаготворением. Жан Лабрюйер. // Я хорошо знаю, что для своего общественного положения следует жертвовать своей внутренней жизнью; но всё-таки я не могу согласиться на это. Иоганн Гёте. // Карьеры, пробитые собственной головою, всегда прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки. Благодаря ему можно попасть в губернские либо столичные тузы, но ни какой протеже не сделался Вашингтоном, Гарибальди или Коперником. Дмитрий Писарев. // Нет покровителей надёжнее, чем наши собственные способности. Люк Вовенарг. // Моя цель литературная слава, моя карьера литература – писать и писать! Лев Толстой. // «Не прислоняться!» Жизненный принцип поэта Михаила Матусовского. // Ничего не проси у сильных мира сего. Всё будет тебе предложено в свой черёд. Михаил Булгаков. // Всё зависит от того, как обернутся события: победитель – всегда прав, побеждённый всегда – прах. Оноре Бальзак.


51.14. Не печалься, что нет чина…

Молодой человек, у вас, кажется, есть талант, но остерегайтесь салонов. Такой совет услыхал Альфонс Доде на заре карьеры. // Существовали литературные салоны, где молодые щедро обменивались взаимными похвалами. Там собирались известные люди из окружения какой-нибудь знаменитости. Бальзак тоже сплотил вокруг себя группу прозаиков и журналистов, предложив им пробиваться совместно. Хорошо пробился он сам. Жорж Сименон. // Мы тяготеем к гибельной суете, нас не учит горький опыт ушедших. Только в рядовой жизни обретаешь атмосферу для работы. Борис Пастернак. // Не печалься, что у тебя нет чина, а печалься, что нет таланта. Китайская пословица. // Понятие «призвание» и понятие «карьера» не только противоположны, но враждебны друг другу. Константин Паустовский. // Невозможно преуспеть на двух поприщах сразу. Усилия на поддержание полезных связей, на заметную роль в обществе потеряны для искусства. Не растрачивай времени. Умные интриганы достигают почестей и богатства, но их не отнесёшь к истинным творцам. Вознамерься конкурировать с ними, не оставишь себе времени стать художником. Огюст Роден. // Писатель может сделать недурную карьеру, примкнув к политической партии, работая на неё. В случае победы твоя популярность обеспечена. Но всё будет не впрок тебе, как писателю, если не привнесёшь своими книгами нового знания человечеству. Эрнест Хемингуэй. // Делать философию орудием добывания денег и должностей всё равно, что причащаться, с целью утолить голод и жажду. Артур Шопенгауэр. // На самых высоких вершинах ничего не растёт. Писатель, который гонится за дешёвой славой, купленной высоким административным положением, обязательно роняет перо. Вениамин Каверин. // Чем ближе к небесам, тем холоднее. Антон Дельвиг. // Как ни стремился Микеланджело возвысить положение художника, сам неустанно трудился как мастеровой. Немыслимо, чтобы поработав два утренних часа, он шёл любезничать во дворец. Ирвинг Стоун. // Дружбы царей избегай. Ненадёжна дружба с сильными. Федр. // Держись от них на таком же расстоянии, как от костра. Не слишком близко, дабы не обжечься, и не слишком далеко, чтобы не замёрзнуть. Подальше от Юпитера – подальше от молний. Латинское изречение. // Расплата за близость к власти – болезнь и творческий застой. Александр Фадеев рано поседел, страдал от бессонницы. Говорили, что мало пишет по причине пьянства. Однако Уильям Фолкнер злоупотреблял посильней и написал десяток романов. Видимо, были и другие тормоза. Илья Эренбург. // Искусству опасны связи с властью. Инна Гофф. // Близость к Кремлю негативно сказалась на его творчестве. В активе лишь два законченных романа: «Разгром» и «Молодая гвардия»; разрыв между выходом двадцать лет! Эпопею «Последний из удэге» не завершил, роман «Провинция» так и остался намерением. Доступны были все издательства, журналы, театры, но мало что мог туда предложить: небольшие очерки, да никчемные сценарии. Судьба наказала большого писателя лишением способности творить. Фадеев чересчур близко подлетел к кремлёвским огням и как бабочка опалил крылья. Фёдор Раззаков.


51.15. У поэта нет карьеры…

Художник – это человек, карьера которого всегда начинается завтра. Джеймс Уистлер. // Рассказчики не годятся в приказчики. Русская пословица. // Сказать «человек ловкий» – это всё равно, что сказать «человек заурядный». Виктор Гюго. // Посему, если хочешь служить, поступай куда-нибудь и брось стихи. Только что вернулась, и вот великая клятва: никогда не буду служить, хотя бы умерла. Не я ушла из Картотеки, ноги унесли!.. Марина Цветаева. // Когда богатый виноторговец звал его к себе на постоянную службу, Нико Пиросмани гордо ответил: «Кандалов на себя надеть не желаю!» // Служба и чины, кресты – душе надсада. Александр Грибоедов. // Я числюсь по России! Александр Пушкин. // Но в чём же состояла его служба? Единственно в том, что был причислен к иностранной коллегии. Александру не было дела до неё. Его служба была его перо. Василий Жуковский. // Только человек с твёрдым характером и незаурядным умом может обойтись без должности и службы, по доброй воле засев в кабинете. Редкий столь духовно богат, чтобы заполнить досуг занятиями иного рода. Было бы справедливо занятия эти, состоящие из чтения, бесед и раздумий, именовать не праздностью, а трудом мудреца. Жан Лабрюйер. // Поэту чины для чего? И кто с ним сравняется в чине, коль властные строки его владыки на память учили? Мустай Карим. // Я скорее создан для кабинета, чем для жизни, которую вёл в последнее время. Природа не предназначила меня к практической деятельности. Давно знаю, что способней иметь дело с книгой, чем играть роль в администрациях. Френсис Бэкон. // Власть тогда моя высока, коль я власти не ищу. Гавриил Державин. // У поэта нет карьеры, у поэта есть судьба. Александр Блок. // Я делаю себе карьеру тем, что не делаю её. Евгений Евтушенко. // Только тот истинно счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать, чтобы представлять собой что-то. Иоганн Гёте. // Счастливее всех тот, кто зависит только от себя. Цицерон. // Таланту ни к чему чины и пост, его интересуют соль и суть, а те, кто не хватает с неба звёзд, стараются навешать их на грудь. Игорь Губерман. // Слава ума или великого знания заменят голубую ленту или карету. Джонатан Свифт. // Художник не может быть неудачником; быть художником – само по себе удача. Чарльз Кули. // Да! Неистощимый, всё преодолевающий гений, живя где-нибудь в мансарде, всё-таки в состоянии сделать блестящую карьеру. Исаак Дизраэли. ///


Рецензии
"Когда человек владеет тайнами своего искусства и создаёт совершенные творения, он как бы выходит за пределы этого искусства и становится вровень со всеми самыми благородными и возвышенными умами" - Я согласна с этим изречением Жана Лабрюйера.
"Может ли автор, активно строящий карьеру, остаться истинным писателем? Никак нет. Карьерный автор необратимо утрачивает свободу независимого творческого высказывания. Нас спас Бог поэзии, который, как известно, не занимается вопросами карьеры или раздачей наград, а требует поэта к «священной жертве».Николай Тихонов.
И с ним - тоже! Когда читаешь их, кажется, ты зря тщишься сказать то, что уже сказано давно...
Спасибо за прекрасную подборку!
С уважением - Асна.

Асна Сатанаева   31.01.2012 22:17     Заявить о нарушении
Великого человека сам Господь с младенчества куёт.
Неуклонно ведёт начертанным путём, ничуть не щадя и не жалея.
Только тогда и отступится, когда поставит вровень с наилучшими умами.
Признателен, Асна! С искренним уважением,

Анатолий Шуклецов   01.02.2012 01:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.