А это - мой Пушкин! Гл. 46. Женись. На ком?

Он стоял около зеркала и разглядывал свое увядшее лицо: истощенное, резкое,  с морщинами. «Да-а-а... Я далеко уже не юноша… Это, наверное, дают знать о себе бурные годы первой молодости и - тяжкие болезни…"

 «Ужель мне точно тридцать лет?» - все чаще  ловил он себя на том, что серьезно задумывается о женитьбе.

Его метания вылились в шуточное стихотворение:

– «Женись!» – На ком?  –  «На Вере Чацкой!» –  Стара.
–  «На Родиной». –  Проста.
– «На Хальской». – Смех у ней дурацкой.
– «На Шиповой». – Бедна, толста.
– «На Минской». – Слишком томно дышет.
– «На Турбиной». – Романсы пишет.
– «На Маше Липской». – Что за тон!
Гримас, ужимок миллион.
– «На Лидиной». – Что за семейство!
Шалунья* - мать, отец - дурак.
– «Ну, так на Ленской».
–  Как не так!
Приму в родство себе лакейство:
У них орехи подают,
Они в театре пиво пьют…

И  дальнейшая его жизнь превращается в неизменные поиски той, которая  станет ему  достойной  спутницей. Но все же он не хочет писать в Москву ни  Ушаковой Катерине,ни Урусовой Софье,ни Римской-Корсаковой Александре… Он живет здесь и сейчас…

Именно грусть и меланхолия, охватившая  по приезде в Петербург, привели его в дом Елизаветы Михайловны Хитрово, любимой дочери фельдмаршала Кутузова.

 Елизавета Михайловна с дочерьми только что вернулась в Петербург из почти десятилетнего пребывания в Италии и ее салон стал одним из самых модных в Петербурге. Он видел, что здесь политическая, литературная и общественная жизнь имели отголоски всей животрепещущей европейской и русской жизни...

Елизавете Михайловне шел пятый десяток лет. Похожая лицом и сложением на  своего отца-фельдмаршала, была толстой и некрасивой. Но была так наивна, так  глубоко уверена в неотразимости своих плеч и спины, что она обнажала плечи до последних пределов приличия... В результате,  получила от Саши прозвище - "Лиза голенькая".

Такую эпиграмму он втихомолку сочинил  и пустил в общество, высмеивая эту привычку стареющей женщины:

Лиза в городе жила
С дочкой Долинькой.
Лиза в городе слыла
Лизой голенькой,

  Елизавета Михайловна воспылала к нему  возвышенной любовью и начала преследовать  его своей нежностью. Он с нею сблизился, но однажды, не выдержав такого напора от влюбленной женщины, преподнес ей свою философию отношения к женщине: «Боже мой, сударыня, бросая слова на ветер, я был далек от мысли вкладывать в них какие-нибудь неподобающие намеки. Но все вы таковы, и вот почему больше всего на свете боюсь порядочных женщин и возвышенных чувств. Да здравствуют гризетки! С ними гораздо удобнее. Я не прихожу к вам, потому что  занят, могу выходить из дому только вечером, и мне надо повидать тысячу людей, которых я все же не вижу. Хотите, я буду совершенно откровенен. Может быть, я и изящен и благовоспитан в моих писаниях, но сердце мое самое обычное и наклонности отменно мещанские. Вы не будете на меня сердиться за откровенность? Не правда ли? Простите же мне мои слова, лишенные смысла, а главное — не имеющие к вам никакого отношения…"

В другом резком письме к ней он откровенно написал о Закревской: «Я имею несчастье состоять в связи с остроумной, болезненной и страстной особой, которая доводит меня до бешенства, хоть я и люблю ее всем сердцем. Всего этого слишком достаточно для моих забот, а главное - для моего темперамента».

 Все это было потом. А сейчас, именно у неё, у Елизаветы Михайловны в доме,  Саша познакомился с Александрой  Россет - фрейлиной императрицы Александры Федоровны, жены Николая I...

У барышни невысокого роста с красивой внешностью были строгие правильные черты смугло-румяного лица. Очень образованная и умная, с острым язычком, она никому не давала пощады. Унаследовав от французского отца живость и восприимчивость ко всему, да веселое остроумие, а от матери  Н.И. Лорер – полунемки, полугрузинки -   изящность, любовь к порядку и музыке, а также  лень, пламенное воображение, глубокое религиозное чувство, Сашенька  блистала восточной красотой и непринужденностью в обращении.

Саша сразу же обратил на неё внимание. Но при первом знакомстве это она сама сделала первый шаг. Увидев его, уходящего, Александра сказала:
- Пойдемте со мной танцевать, но, так как я не особенно люблю танцы, то в промежутках мы поболтаем.

 Саша с любопытством обежал взглядом её всю. И то, что увидел, пришлось ему по душе. Еще понравилась тем, что среди высшего круга тезка хорошо и выразительно говорила по-русски и они всласть поболтали... С этого дня и началось их сближение.

Потом он узнал: поклонников у неё - несметное количество. И среди них - его же   друзья:  Жуковский и князь  Вяземский,  Туманский и  Хомяков,  и даже Соболевский!  И главное - все  её воспевают... 

До него дошли  слухи, что ею еще увлекаются  и великий князь Михаил Павлович и сам император Николай I, известный своим пристрастием к молоденьким фрейлинам своей супруги.
 
Но... Живость в общении между ними ни к чему не привела. Поняв, что здесь он не добьется успеха, Саша мирно отошел в сторону: пусть её воспевает князь Вяземский…

 Однажды на балу у графини Хитрово он увидел барышню, которая  оказывает ему внимание, стараясь делать это незаметно. Удивился и решил выяснить, кто такая. Оказалось Анна  Оленина, дочь Президента Академии Художеств и директора императорской Публичной библиотеки, знатного вельможи да большого знатока и любителя русской старины и античности, Алексея Николаевича Оленина.

 Быстро вспомнил, что  уже был вхож в его дом еще до своей ссылки, где часто встречался с  Крыловым, Жуковским,  Гнедичем,  Карамзиным, Батюшковым - хорошая компания тогда собиралась!

Но маленькую девочку в его семье так и не припомнил. Тогда он плясал в другом танце -  Оленин был женат на  Полторацкой, родной тетке Анны Керн.

И вот теперь Аннет Оленина, веселая, пылкая, своенравная двадцатилетняя барышня, сама отличила  и выбрала его в одном из танцев!
 
 Саша небрежно спросил:
- А где ваше место?

 Та насупилась и сама решительно начала пробираться к своему месту и уже весь вечер больше не пыталась его выбирать. Только тогда он понял, в чем дело, и, в свою очередь, подошел и пригласил ее на фигуру.

 Она подала ему руку и, чуть отвернувшись, улыбнулась: ведь такой чести все другие женщины весь вечер добивались!А он её выбрал сам!

 Он начал болтать и веселиться вовсю, признаваясь, что питает страсть к маленьким ножкам:
-Я  в одной из своих поэм признавался, что предпочитаю их даже красоте, – лукаво улыбнулся, сияя прекрасными глазами - уже приметил крохотные ножки.

 Она рассмеялась,обнажив ровные беленькие зубки:
- А я соединяю в своей внешности две вещи:  у меня  глаза бывают  порой  хороши, порой глупы, -  она незаметно глянула вниз и продолжила, -  но моя нога очень мала. Почти  никто из моих  подруг не может надеть  моих туфель!

- Ну все, теперь мои глаза не оторвутся от  того, как ваши маленькие ножки будут скользить по паркету, – расхохотался  и он игриво.

 Хоть Аннет Оленина в этот вечер и торжествовала  над всеми женщинами, которые  пытались наперебой оказать ему внимание потому, что она их всех победила, в тиши ночи, поразмыслив, решила, что  одни делали это, следуя моде; другие -  чтобы получить от него красивые стихи и этим поднять свою репутацию; а третьи - из подлинного уважения к гению. Но большинство из них - только потому, что поэт пользовался милостивым расположением императора: говорят, что он сам вызвался быть его цензором...

Хорошо, что эти её мысли Саша никогда не услышал! Он теперь с радостью посещал Оленинский дом, а в особенности - дачу Елизаветы Марковны, матери Аннет.

Вяземский, друг, который всегда в курсе всех дел Саши, сообщил княгине Вере - жене: «Ездил с Мицкевичем вечером к Олениным в деревню Приютино, верст за семнадцать... Там нашли мы и Пушкина со своими любовными гримасами». - Князь всегда издевался над влюбчивостью друга, хотя сам не отставал от него, несмотря на многочисленных своих детей.

Дача Олениных - в Приютине, около Петербурга, за Охтой. Сюда всех манили великолепные живописные места: дача отличалась прекрасным местоположением. Барский дом стоял над самой рекой и прудом, окаймленным дремучими лесами…

Постепенно  Саша  стал серьезно думать о женитьбе на Олениной. И в ответ на хвалебную оду Вяземского по поводу прекрасных глаз Александры Россет, он, смеясь, прочитал стихи, посвященные Аннет, предварив вступление строчками в адрес своего недавнего увлечения - Россет :

Она мила, скажу меж нами,
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза...
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!

У  Аннет не только красивые глаза, она хорошо образованна, музыкальна, обладает игривостью, и особенно – любовью ко всему изящному. Ее балуют все, ею восхищаются - все, ей поклоняются - все… Аннет  - фрейлина  императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны. И при дворе она считается одной из выдающихся красавиц, выделяясь, кроме того, блестящим острым умом... Все это льстило его самолюбию немало и теперь они встречались постоянно – то на балах, то у неё дома или на даче, то  в Летнем саду, куда они ходили гулять с Вяземским и Плетневым.
 
"Девица Оленина, - писал в это время князь Вяземский жене, - довольно бойкая штучка… - День кончил я у наших Мещерских.  Вечер очень удался, и плясали мы до утра, так что ни одной свечи не было.  С девицей Олениной танцевал я и хвалил ее кокетство: она просила меня написать ей что-нибудь на опахале; у вас в Пензе еще не знают этого рода альбомов. И вот что я написал:
 
Любви я рад  всегда кокетство предпочесть:
Любовь — обязанность и  может надоесть;
Любовь как раз старье: она  всегда новинка.
Кокетство — чувства блеск и опыт  поединка,
Где вызов — нежный  взор, оружие — слова,
Где сердце — секундант, а в деле голова.

Знаешь,Пушкин называет ее "драгунчиком" и за этим "драгунчиком" ухаживает».

На самом деле, чрезвычайно подвижная, бойкая, светская, с поразительно миниатюрными ножками и прелестными глазами, Анна Оленина теперь казалась Саше  той самой, которая могла бы составить "счастье его жизни", стать ему верной подругой, женой.

И «заветный вензель «О» у него стал встречаться  кругом: в его  рукописях, на полях страниц книг, на окне…   Фамилию « Оленина» он полюбил писать по всякому поводу и без повода:  то - так, то - этак. Даже один раз он непроизвольно вывел: Annette Pouchkine.

Но:
Каков я ране был, таков и ныне я;
Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности, без тайного волненья.
Уж мало ли любовь играла в жизни мной?
Уж мало ль бился я, как ястреб молодой
В обманчивых сетях, раскинутых Кипридой.
А не исправленный стократною обидой
Я новым идолам несу свои мольбы…

Не мог сам себе не признаться - все эти "идолы", все эти невесты, которых  он  намечал себе, относятся к одному и тому же типу молоденьких барышень из хорошего московского или петербургского общества... И они - только для женитьбы.
 
Он знал, что сексуального влечения к барышне, вызывающей нежные чувства, не может быть. Оно должно возникнуть лишь в браке: «Только брак, как законом освященное действо, может разрушить  эту раздвоенность  моей интимной жизни… - размышлял Саша. – Свое сексуальное влечение, требующее все новых и новых объектов, я должен направить в одно русло, соединить чувствительную и чувственную  любовь, что обычно и происходит у нормальных людей…»

Но - это у обычных людей. А у него ведь все по-другому! Возвышенная  любовь к  Аннет Олениной почему-то не мешала  ему проводить время со свободными и доступными женщинами… Он метался между Малинниками – имением  Осиповых от первого брака Прасковьи Александровны, и  петербургскими дешевыми девками, с трудом потом вписываясь в изысканное петербургское общество.
 
В Малинниках он  расточал комплименты соседке по Михайловскому - Зизи, дочери  Прасковьи Александровны - подросла и расцвела, и не прочь иметь с ним связь. О таких вещах ему не надо прямо говорить -  сам все видит... Эту связь он  делил, по старой памяти, иногда с Анной Керн, которую  теперь видел так часто, что иногда  чувствовал - грубость ему заменяет былую нежность. Что ж, она сама  дает ему  право на это своим поведением - кокетничает со всеми отчаянно.

 Этими «невинными шалостями», как  сам считал, Саша глубоко ранил сердце Анны Вульф, которую от него не отвращали ни бессердечие к ней, ни эти загулы без разбора. Она его любит... Мало того, он еще заигрывает с Нетти, которая зачастила в Малинники - не из-за него ли? Ещё он положил глаз и на скромницу Катю Вельяшеву…

Анна  Вульф  глотает слезы и молчит. Молчит, скрывая, по привычке, свои муки от других… Она знает, что  уезжая из Тригорского последний раз, он дал понять  матери, что та  навсегда останется его другом, но интимные отношения с нею кончились… Даже об этой связи, к несчастью, она знает... Она представляет, как, вернувшись в Петербург, он будет продолжать  расточать комплименты Аннет Олениной. Или другой... Какая разница - кому!..

 И, на самом деле, очень скоро до неё доходят все те прекрасные стихи,которые он посвящает Олениной. Их передают из уст в уста: «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне"...

 Да, теперь  его музой стала эта барышня. Он  вдохновлен и  его перо неустанно выдает: «Вы избалованы природой...», «Увы, язык любви болтливый»...

Говорят, что он вписал в альбом любимой Аннет еще: «Приметы» («Я ехал к вам: живые сны...»), «В альбом» («Что в имени тебе моем?») и «Я вас любил: любовь еще, быть может...». - Вписал в альбом стихи, даже  не посвященные ей! Однако же, она не  препятствует?! У неё гордости нет - лишь бы их писали...

И о себе он не забыл: «Волненьем жизни утомленный...», «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»), «Город пышный, город бедный...»

Анна  гневно поджала губы: «Конечно же, Аннет льстит признание первого поэта, но все же она, избалованная всеобщим вниманием родных и гостей, не сможет никогда достойно оценить проявленную к ней любовь! Я бы оценила..."

Но... Все с Олениной  разрушила  случайность. Однажды Саша в каком-то салоне не сдержался и произнес: «Мне бы только с родными сладить, а с девчонкой я уж слажу сам». Варвара Дмитриевна Полторацкая, тетушка Аннет Олениной, услышала её в передаче своего брата, Николая Дмитриевича Киселева, который тоже претендовал на руку Аннет. И закрутилось!

Неприязнь   тетушки  к Саше была так остра, что она, через своего мужа, Алексея Марковича Полторацкого, распустила сплетню. Теперь Саша с насмешкой писал Вяземскому: «Алексей Маркович сболтнул в Твери, что я шпион, получаю за то 2500 в месяц (которые очень бы мне пригодились, благодаря крепсу (крупный проигрыш в карты) и ко мне уже являются троюродные братцы за местами и за милостями царскими…» - Горечь его не знала границ… А самое страшное, что Варвара Полторацкая  преподнесла его последние речи так, что сама Аннет поддалась на провокацию.

 Все эти новости Анне Вульф принесла Анна Керн, которая с удовольствием теперь точила зубы в сплетнях о своем знаменитом любовнике.
 
Когда Саша все-таки решился и сделал предложение Аннет, то  получил отказ и был страшно уязвлен. Подозревал, что здесь  была не одна причина."Самую главную роль сыграла, конечно, моя  политическая неблагонадежность - ведь идет следствие о "Гавриилиаде", а Алексей Николаевич  -  в числе разбирающих это дело... Еще, что имеет немаловажное значение - я беден. Но хуже всего то, что они считают, что я веду разгульный образ жизни. Но... И с этим тоже я не могу не согласиться..."
 
Он не знал, что Аннет не настолько любила его, чтобы идти наперекор семье. «Он вертопрах, не имеет никакого положения в обществе, и, наконец, не богат.- Так писала она в своем дневнике: - Бог, даровав ему гений дивный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевают  тот ум, который виден в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный из поколения матери, не украшает лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличает своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие — вот все достоинства… Говорят еще, что он дурной сын, но в семейных делах невозможно все знать; что он распутный человек… но, впрочем, вся молодежь почти такова!..»

 После отказа Саша  резко порвал с домом Олениных, и, как всегда, когда его болезненное самолюбие было ущемлено, выплеснул обиду в резких стихотворных строчках.

В черновых набросках к восьмой главе "Евгения Онегина" он  изобразил семью Олениных:

Тут... дочь его была
Уж так жеманна, так мала,
Так неопрятна, так писклива,
Что поневоле каждый гость
Предполагал в ней ум и злость.


Тут был отец ее пролаз,
Нулек на ножках.

 В таких случаях он не останавливался перед любым оскорблением, особенно в отношении отказавшей ему женщины. Поэтическое "мщение" немного успокоило.

Но в то же время мнение о  развратном поведении, о "буйной, неудержимой его натуре» ведь было ж правдой! И сам знал об этом – в период сватовства к Олениной у  него были две постоянные любовные связи: с Анной Керн и  Аграфеной Федоровной Закревской - красивой, блестящей, эксцентричной женщиной, презирающей все условности света.

Эта высокая, смуглая красавица имела неисчислимое количество любовников. Обычно она жила  в Финляндии, в Гельсингфорсе, но иногда приезжала в Петербург.

 Увидев её первый раз летом двадцать восьмого года, Саша написал  ее "Портрет":

С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О жены Севера, меж вами
Она является порой.
И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленных светил.

 Он знал, что и Евгения Баратынского Авдотья вдохновила на создание поэмы «Бал», в которой он  вывел её под именем княгини Нины, представив ее дерзко презирающей мнение света, сверхсексуальной  и даже порочной, внушающей  страх заразительной силой сатанинской страстности. Но поэма Саше безумно понравилась .
 
В своей незаконченной повести "Гости съезжались на дачу..."   Саша   описал собственные  чувства, бросившие его в объятия Закревской. Он писал: "Она ему нравилась за то, что осмеливалась явно презирать ненавистные ему светские приличия. Он подстрекал ее ободрением и советами, сделался ее наперсником и вскоре стал ей необходим..."

О цинизме Закревской ему рассказывали чудеса, говоря, что благонравные и моральные люди смотрят на нее с ужасом и отвращением. И он уже знал, что связи для Закревской являются каким-то маниакальным способом удовлетворения своей необыкновенно пылкой души. Весь нравственный облик ее, такой страстный и порывистый, необычайно нравился ему.

 Но признаться, их любовь мучительна. Он влюблен в неё без памяти.
 «Еще недавно в гостях у Соловых, ревнуя ее за то, что она занимается с кем-то больше, чем с ним, разозлился на нее и впустил ей в руку свои длинные ногти так глубоко, что показалась кровь», - рассказывала кому-то племянница Закревской, с которой Аграфена поделилась.

В стихотворении "Наперсник" он отразил свои мучительные чувства:

Твоих признаний, жалоб нежных
Ловлю я жадно каждый крик:
Страстей безумных и мятежных
Так упоителен язык!
Но прекрати свои рассказы,
Таи, таи свои мечты:
Боюсь их пламенной заразы,
Боюсь узнать, что знала ты!

 В этом стихотворении не получилось  выплеснуть до конца своего состояния и написал еще одно, отражающее  страстные и нервные отношения с Аграфеной:

…Но жалок тот, кто молчаливо,
Сгорая пламенем любви,
Потупя голову, ревниво
Признанья слушает твои.

Вскоре Закревская уехала обратно в Финляндию. К счастью или к несчастью?

За всеми  этими страстями мимо него прошла и смерть няни, которая  умерла  в конце июля двадцать восьмого года.  Теперь жалел: не вмешался в ход событий в январе двадцать восьмого года, когда сестра Оля вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым и ей, как молодой хозяйке, родители выделили несколько дворовых, но она решила взять к себе няню Арину. Старушка, вынужденная оторваться от привычной жизни в деревне и отправиться в Петербург, занемогла. Голубушка - только четыре месяца прожила она в доме Павлищевых, и умерла. А было ей всего около семидесяти  лет.

 Повесил голову: последний раз няню он видел еще в деревне в сентября двадцать седьмого года.  На её похороны  так и не поехал, на её смерть не удосужился написать ничего... И стихи «На смерть няни» написал не он, а Николай Языков, который переживал потому, что её похоронили безымянной, как крепостную:

               Я отыщу тот крест смиренный,
               Под коим, меж чужих гробов,
               Твой прах улегся, изнуренный
               Трудом и бременем годов.
               Пред ним печальной головою
               Склонюся; много вспомню я -
               И умиленною мечтою
               Душа разнежится моя!

шалунья* - женщина, не соблюдающая верность мужу


Рецензии
Захватило, понравилось, Столько нового, чего я не знал.
Но вопрос. Вы пишите так, как будто вы друг семьи Пушкина.чудом доживший до нашего времени.
Пикуль указывал источники, откуда он брал материал.
Я, когда писал о Древнем Риме повесть Вергилий и Фортуната, в конце указал основные источники /Тацит, Юлий Цезарь/. У меня даже название произведения
"Вергилий и Фортуната. Хроники римской жизни".
А где ваши источники? Письма, воспоминания современников? Хотя написано так, что вам веришь, но всё же.

Андрей Жунин   20.11.2021 22:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей. Это биографический роман, основанный на воспоминаниях тех, кто с ним дружил, находился рядом в то или иное время. У меня 10-томник его произведений, три тома прижизненной критики его произведений, 2 тома его переписки, и очень много комментариев Модзалевского по каждому его движению). Литературы перелопатить пришлось очень много, Вы правы. Я указала их в бумажном издании. Оно называется "Я крови спесь угомонил". Здесь выкладывала сразу, как только заканчивала главу, поэтому они не правились, было совсем некогда - работала еще на очень сложной работе. Приезжала домой, падала и час недвижно лежала. Потом ела и писала до 1-2ч. ночи. Утром в 7 ч. уже стояла на остановке, чтобы на маршрутке ехать за 40 км. Жила в каторжном режиме)). Но написала биографический роман о любимом поэте - с первого дня жизни до самой могилы, чего не было до меня. Кто-то писал лицейский период, Тынянов - о его детстве... А я с ним сжилась и не могла остановиться, пока не поставила точку. Роман "Я крови спесь угомонил" в 2015 году был выдвинут на Госпремию республики, но, при 13 голосах "за" из 15 глава республики сам принял решение отдать премию главреду газеты- за томик стихов. Тот строился)) Но это не важно - важно то, что книга оказалась нарасхват не только в России, но и во многих других государствах. Допечатывалась несколько раз - уже по записи. Всем этим занимались местные пушкинисты.
Спасибо, что читали и откликнулись.
С уважением,

Асна Сатанаева   21.11.2021 18:32   Заявить о нарушении
Признаюсь честно, из-за этой главы я и стал читать ваш роман. Особенно понравилось как Пушкин перебирает невест, одно только слово в их адрес - и пригвоздил,
Прочитал главу второй раз.
Описать отношения Пушкина с женщинами задача не простая, здесь много оттенков, но вы с этим справились чётко и по-мужски, без сюсюканий! К тому же определили градацию: от грубой чувственности до возвышенных порывов души./Я сам делил женщин в молодости для души и для тела/.
А потом все его переживания выплёскивались в стихи. Понятно, почему они такие искренние. Они написаны пылающем сердцем.
А описание внешности Пушкина, данное Олениной! Как точно, хоть и жёстко. Но я так и поедставлял.
Спасибо женщинам, которые любили Сашку. Они тоже внесли свой посильный вклад в нашу литературу.
И под конец, так хочется приголубить бедную Анну Вульф,
её несчастную душу.

Андрей Жунин   23.01.2022 04:52   Заявить о нарушении
Вы видели, как я ее выделила, бедняжку. Каково ей было наблюдать за любовью матери и Пушкина? Ад! Потом он на ее глазах увлекся сначала Анной Керн, потом была череда его связей вплоть до Зизи, ее младшей сестры, ставшей потом баронессой. Не смогла до конца проследить ее судьбу(. Но не каждому выпадает счастье быть любимой)
Спасибо, Андрей. Удачных дней!

Асна Сатанаева   23.01.2022 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.