Слово Патриарха и симулякр
Обозначенная пресса смогла или ещё сможет возвысить в глазах телезрителей маргинальный протест молодых людей и подложенные к нему вырванные из контекста слова до выдуманного глубокого конфликта, который должен служить отражением или даже метафорой пребывания в Молдове предстоятеля Русской православной церкви. Мысли Патриарха о том, что политические деятели не должны бояться конкуренции и проигрыша в электоральных состязаниях, было переведены прессой как нападки на наших правых лидеров и на право суверенности Молдовы. Чтобы сопротивление действиям и словам Патриарха стало правдоподобным, а его «само собой подразумевающаяся» кремлёвская политическая миссия неоспоримой, некоторые газеты решились вынести на суд общественности то, что якобы не домыслил или не досказал Кирилл, а именно: о необходимости ухода российского военного контингента из Приднестровья и о вековой захватнической сущности российской внешней политики, или Российской империи, если угодно.
На самом деле, проповедь Кирилла содержала, как мне кажется, конфликт, но конфликт не мелкополитический, а мажорный, имеющий отношение к столкновению на нашей молдавской земле православной, западной и (в меньшей степени) исламской цивилизаций. Патриарх отозвался в своей речи даже об этом конфликте, но мягко, по-христиански, называя это сосуществованием разных традиций, культур. По мнению некоторых современных политологов, любая культура или цивилизация стремится к универсализации, иными словами – к завоеванию новых пространств, что может привести, если правителям и духовным лицам не хватит мудрости, к острым конфликтам по линиям разлома чуждым друг другу культур. Именно от имени мудрецов выступал по отношению к этим возможным коллизиям Патриарх, но никак ни от имени воинствующих лагерей. Главная мысль его проповеди состояла в осознании страшного недуга современного человечества – страха и самого эффективного лекарства против него – веры в бога, бога как понимание всеобъемлющей человеческой любви.
Хотелось бы, но неуместно, назвать святотатством, то, что отразили в своих газетных колонках и теленовостях наши фокусники от политики и масс-медиа. Если это и был заказ сподвижников прозападных политических кругов, то выполнен он был на недопустимо низком профессиональном уровне. Святотатство – это осквернение святыни, тогда как газетный политический трюк с выдуманным протестом молдаван против своего духовного предводителя говорит, скорее, о деградации того, что мы раньше называли интеллектуальным мышлением, способностью противопоставить официальной пропаганде и идеологическим штампам живую мысль, народные и христианские ценности. Как в наших политических элитах, так и в медиа-структурах тон сегодня задают так называемые «культуралы» (румыны называют их «lepre cultivate» т.е. люди образованные, но бессовестные), работающие прежде всего на свой рейтинг и благосостояние, которые генерируют пустословие, ложные знаки, подменивающие истинные ценности, создают мнимую реальность, посредством которой и манипулируют нами. Мы становимся жертвами вымышленных глянцевых образов, медийной культуры, которая анестезирует нашу волю и чувство личной ответственности за происходящее.
Отношение некоторых наших политических кругов и обслуживающих их «культуралов» к пребыванию Патриарха Кирилла на молдавской земле содержит знак и предостережение нашему ближайшему будущему. Противостояние прозападных политических элит своему православному народу, противопоставление необдуманных реформ и новшеств её духовной вере и традиции может привести к серьёзным социальным последствиям, к разрыву необходимых связей между власть имущими и гражданами, к медленным, но разрушительным процессам для и так ослабевшей Молдовы. Такие процессы мы можем в качестве примера наблюдать воочию в соседней Румынии, и о них давно серьёзно задумываются и говорят мыслители и духовники соседней страны. И недавние протесты и погромы в Лондоне свидетельствуют о том же: о пренебрежительном отношении господствующих классов к чаяниям простых людей, о моральной деградации богатых и состоятельных людей во всей Европе.
* Симулякр (фр. simulacres, от simulation – симуляция) – термин философии постмодернизма для обозначения внепонятийного средства фиксации переживаемого состояния.
Свидетельство о публикации №211101101033
Юрий Сарычев 31.10.2011 09:11 Заявить о нарушении
Валериу Реницэ 31.10.2011 17:43 Заявить о нарушении