ДАР. гл. 7

              7.ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ
              Открыв дверь, Мария вошла в крошечную прихожую, из которой можно было попасть в комнату матери. Здесь ничего не изменилось с тех пор, как она переехала на другое местожительство. На стене висели корыто и тазы, моток веревки для белья и связка прищепок. Вешалку с одеждой закрывала фанерная перегородка и новая цветастая занавеска.  Под ней аккуратно сбитая полочка для обуви. Если одежду было не видно, то по обуви можно было определить, что здесь живут молодые супруги и ребенок. Тетя Надя в своих старомодных туфлях, наверное, ушла в магазин. Вход в комнату перекрыт обеденным столиком. Под него засунуты две табуретки.
              На стуле со спинкой и подлокотниками сидела большая кукла в белом кружевном платье и шляпке. «Наверное, со свадьбы осталось», - подумала Maрия.
              — Привет, хозяйка! Старших никого нет?... Нет, - ответила она сама себе. -Ты извини, но я тебя потревожу. Мне просто необходимо пройти в свою комнату.

              Мария отодвинула мебель, аккуратно переставила стол с куклой. Машинально достала из кармана ключи. Щелчок замка эхом отозвался в голове и заставил замереть.
              — Как же ключи попали в карман? - Она точно знала, что они висели на гвоздике в определенном месте. Мама приучила. Где бы они не жили, ключи висели возле входной двери.

              — Странно. Как они попали в карман этого  костюма, - прошептала она.
              Молодая женщина остановилась на пороге, оглядывая комнату: железная панцирная кровать матери, ее диванчик, небольшой самодельный стол, такие же табуретки и два венских стула, двустворчатый шкаф. И все... Да, большего в этой комнатенке не уместилось бы. Мария устало опустилась на диван.

              — Как мы жили? Как обходились без всего того, что стало так необходимо мне в повседневной жизни? Как же жила с этим мамочка... Господи, почему же я никогда об этом не задумывалась? - Обычное материнское «Все у меня хорошо!» Марию успокаивало. - Как же я виновата перед тобой, мамочка...Смогу ли я жить в этой комнате?

              Слезы горошинами покатились по лицу и заскользили по кожаному костюму. Тихий, неутешный плач постепенно перешел в всхлипывающие рыдания. В мгновение респектабельная молодая   особа превратилась в зареванную бабу с потеками туши на щеках и воспаленными глазами. Спустя некоторое время Мария усилием силы и воли заставила себя успокоиться: «Слезами горю не  поможешь. Бог дал, бог взял и нечего тут нюни распускать!»

              Перед зеркалом она привела лицо в относительный порядок, чтобы не показаться на общей кухне в непотребном виде. Открыла шкаф, достала халат, посмотрела на него со всех сторон. Чисто выстиран и отглажен. Еще мама позаботилась. Тяжело вздохнув, Мария сняла с себя нарядный костюм и облачилась в сатиновое платье. Посмотрелась в зеркало: слегка тесновато, но носить можно.   Сходила на кухню, умылась и вновь подошла к зеркалу. Прическа никак не гармонировала с простенькой одеждой. Она решительно выдернула шпильки, нарушая великолепную конструкцию модного парикмахера. Взялась за расческу. Через несколько минут заплетенные косы были уложены  веночком, а  в полированном стекле отражалась помолодевшая  Мария. Маруся, как звала ее мама. Она распахнула окно, впуская весенний ветерок, и вновь отправилась на общую кухню. Набрав ведро воды, принялась за уборку.

              За работой незаметно пробежало время, унося вдаль тягостные мысли. Мария пришла к выводу, что сделала правильный выбор.  Что-то подсказывало молодой женщине, она должна укрыться от досужих  глаз именно здесь. Пусть все думают, что она находится на отдыхе в Египте.

              Комната приобрела жилой вид. На окне затрепыхались свежевыстиранные веселенькие занавески. На столе появилась бархатная скатерть. По середине бордового полотна матово тускнела пирамидка. Заглянуло солнце. Оно ласково коснулось грани хрусталя, разбудило его, и фиолетовый луч скользнул по комнате, подбираясь к стоявшей у окна Mарии. Почувствовав укол, она обернулась. Пирамида светилась, притягивая ее к себе.

              — Что я еще должна сделать? Что? - Мария протянула руки к свету, словно греясь у костра. Она почувствовала мягкое покалывание в кончиках пальцев. Зажмурилась. Перед глазами встало видение, рассказывая о далеком прошлом.

              Небольшое селение. Возле пруда неуклюжее обиталище из плетня, обмазанного глиной. Под навесом из ивняка пучки лекарственных трав, укрытых от прямого попадания солнечных лучей. Внутри - сколоченный из двух досок столик и небольшая лавка. У другой стены - полати с каким-то тряпьем.

              Плотина со старыми вербами, корнями ушедшими глубоко под воду. На поваленном дереве, опустив голые ноги в воду, сидела женщина. Рядом стоял высокий, статный мужчина. Они тихо разговаривали.
              — Ты зачем пришел?
              — Не могу без тебя!
              — Что ты нашел во мне, оборванка, нищая. Не  имеющая ни семьи, ни дома.
              — Мы построим дом. Я сильный.

              — Но у тебя семья... На чужом несчастье свое счастье не построишь. Твоя жена приходила ко мне за помощью. Просила вернуть тебя детям. У тебя же их трое...
              — Да. Сыновья, - гордо произнес мужчина.- Но я люблю тебя. Жена думает, что я путаюсь с училкой из  соседнего села.
              — Конечно. Кто подумает, что ты ко мне ездишь. Я же бабушка, знахарка.

              — Какая же ты бабушка. Тебе всего тридцать три года. Ни одного седого волоса в твоей гриве. Распусти свои косы. Я так люблю гладить их. Они необыкновенно красивы. А какие длинные волосы, ниже пояса. Дай я расплету их.

              — Не нужно. - Протянутая рука остановилась, не коснувшись головы женщины. - Нам не судьба быть вместе, не судьба. Вернись к своей жене. Ты должен ее одну любить. Она мать твоих сыновей, - чеканя каждое слово, говорила женщина.

              — Должен любить жену, - словно заклинание повторил мужчина.
              — Сюда больше не приходи. Забудь меня. Прощай!
              Мужчина послушно пошел по плотине.
              — Будет сын, назову твоим именем - Игнатий. Если будет дочь, то окрещу Анной. Должна  быть дочь, - прошептала женщина, глядя вслед уходящему отцу будущего ребенка...

              Громкие голоса, доносившиеся из прихожей, вывели Марию из транса.
              — Родилась девочка, но почему Анна? Меня же зовут Мария. Боже мой, это же   моя мама. В какой халупе жила бабушка... Как же они там существовали? Мне здесь кажется таким убожеством...- Мария решила показаться соседям. Приоткрыла дверь.
              — Извините, я тут вашу мебель немного сдвинула.
              — Вы кто?- спросил молодой мужчина, не узнавая в деревенской бабе модную соседку матери, иногда приезжавшей на шикарной машине.- Мария Власовна продала квартиру?

              — Неужели я так изменилась, что ты, Петенька, меня не узнал? А мама  твоя где. Я пришла, никого дома не застала, обычно тетя Надя надолго не отлучалась.
              — Померла мама. Два года, как умерла. Теперь мы с Наташей сюда переехали. Она на работе. Неподалеку офис убирает и там же курьером работает. Никому не нужны женщины-инженеры, - высказал я свою боль Петр.

              — А ты работаешь?
              — Да. Машины ремонтирую у одного нового русского
              — Это с твоим блестящим университетским образованием?
              — Денег нет, чтобы свое дело открыть. Специалисты никому не нужны, заводы позакрывали. Ничего, нам хватает. Квартиру побольше купить мы не можем, а так все есть: и телевизор, и видик, и стенка с посудой. Недавно музыкальный центр купили. Одеваемся неплохо, на еде не экономим. Вы надолго к нам, - поинтересовался Петр?
              — Наверное, навсегда.

              — Так уж и навсегда! Вы шутите? - не поверил Петр.- У вас квартира в центре города, дача... Наверное, мать приехали помянуть? Ее здесь все знали и  любили. Многим она помогла.
              «Господи, грех-то какой, - ужаснулась про себя Мария. - Я и забыла, что скоро годовщина памяти матери. Люди помнят, а я забыла».

              — Да. В церковь сходить надо. На могиле побывать, - вслух произнесла женщина. - Я сейчас в отпуске. Поживу здесь. Другого жилья у меня нет. Дача сгорела дотла. О квартире пока ничего не знаю. Но и она вряд ли уцелела, - она покачала головой и снова повторила, - поживу здесь. Ты ведь помнишь, как мы хорошо жили здесь. В школу бегали... ты не знаешь, где сейчас Настя с четвертой квартиры, Лорка Князева?

              — Настя в Саратове живет, в больнице работает. Когда матери звонит, то всегда про вас спрашивает.  Она посылала вам письма, но вы, наверное, не получали. А Лариса здесь, по-прежнему в соседнем доме живет. Марии вдруг стало стыдно. Она забыла свою задушевную подружку.

              — Я ей напишу. Обязательно напишу, - тихо промолвила она, скорее для себя, чем для Петра. Да, опустили меня с небес на землю. Слишком вознеслась. Про всех забыла. Про единственную верную подружку забыла. Настя в день смерти матери  ни на шаг от меня не отходила, а я выбросила ее из своей жизни. Вознеслась, возгордилась. Почувствовала себя выше всех. Богом данные знания за свои посчитала. А Настенька все своим трудом, да настойчивостью взяла. На врача выучилась и не возгордилась. Заслуженная кара настигла. Как вымолить прощение у господа Бога нашего?

              — Я здесь поживу, - вернулась к разговору Maрия. -Но у меня ничего нет. Все   сгорело. Ты не мог бы дать мне в долг немного денег. Нужно купить спортивный костюм, сейчас все в них ходят и еще кое-какую одежду. Не могу же я ходить в старом халате по улицам города.
              — Конечно, дам. Сколько надо? – поинтересовался Мальцев.

              — В общей сложности четыре-пять тысяч. На первое время хватит, а дальше видно будет, - прикинула Мария. - Только я быстро не смогу вернуть. Все документы сгорели. Их нужно восстановить. Потом с книжки сниму, там немного осталось.

              — Мне не нужно отдавать. Вы, пожалуйста, полечите нашу Олечку. Она заикается, и глаза ее дергаются. Врач сказала, что это нервный тик. Девочка видела, как умирала мама, испугалась. Сначала вообще не разговаривала.
              — Нет, - категорически заявила Мария.

              — Полечите, пожалуйста, я же знаю, вы можете, - умоляюще проговорил Петр.- Ваша мама никому не отказывала. Вы тоже умеете лечить, все об этом говорят. Если этих денег мало я еще дам. У меня есть,  только вылечите ее. Мы где только не были с ней, но сдвигов никаких нет.
              — Нет, - снова произнесла Мария отстраненно.            
              — Не-е-ет? - удрученно протянул отец Олечки.
              — О, боже, Петя! Конечно. Я полечу вашу девочку,  только деньги за это не возьму. Не велика проблема  от заикания избавить. И глазоньки наладятся, - успокоила она молодого папашу.

              «Хорошо, что пирамидка не сгорела в этом неистовом пламени. Видимо, дан мне еще один шанс  воспользоваться даром божьим», - подумала целительница.
              Мария ушла в комнату, но сразу  же вернулась.
              — Еще одну просьбу можно? - спросила она у Петра. - Сходи, пожалуйста, в магазин. Купи хлеб, сахар, макароны, рис, овсяные хлопья. Если есть картошка, то ее тоже, хотя бы с килограмм.

              — Сейчас схожу. Заодно Наташу встречу. А картошка у нас своя, с дачи. Выделим вам немножко.
              — Спасибо. Да не «выкай», пожалуйста. Мы с тобой столько лет по соседству жили. Ненамного лет я старше тебя - буркнула Мария, скрываясь за дверью.
                (продолжение следует)


Рецензии