Прохожий

Семь часов вечера. Проливной дождь барабанил по крышам, отчетливо
давая знать, что еще не скоро закончится. Осенние листья, подхватываемые ветром, в последний раз пролетают над городом, словно глубоко вздыхая перед смертью, поднимаются высоко-высоко, чтобы увидеть то, что никогда не видели всю свою короткую жизнь. И, смирившись, опускаются на землю, безжизненно подавляемые чьими-то сапогами в самую грязь.
Из окон отчетливо виднелись недовольные лица. Многие уже представляли утренний поход на работу и заготовляли в домах обувь и зонтики. Продавцы с недоумением то и дело выглядывали из-за прилавков магазинов, искренне мечтая, что дождь вскоре закончится. Даже собаки во дворах, звонким лаем провожавшие каждого проходящего мимо них человека, с грустью из подъездов, будок, смиренно ждали окончания дождя. Загорелись фонари. Они рисовали смутные силуэты тротуара, бликами выдавая глубокие лужи. Желтые автомобили с шашечками то и дело пролетали по дорогам, раз за разом расширяя эти и без того широкие границы. Одинокие прохожие бежали под укрытия, спрятав голову за высокими ворониками.
Город был взволнован. Давно не было такого ливня. Хоть и октябрь, в сердцах жителей все еще оставалась малая надежда на солнышко и потепления. Находясь под впечатлениями лета так грустно признавать, что серые тучи на несколько месяцев закроют этот источник тепла, света и настроения – солнце.
Неожиданно в конце улицы появился человек. Он не спешил укрыться от проливного дождя. Большой черный зонт хоть и спасал его голову от дождевых капель, но ветер настойчиво, раз за разом кидал их на длинный плащ и брюки. Высокая шляпа то и дело норовила сорваться с его головы, и поэтому одной рукой проходилось то и дело поправлять ее, как и поправлять воротник, развеваемый короткими порывами ветра. Он не торопился, медленно проходя каждую лужу на красивых, лакированных туфлях, словно не замечал погоды и то и дело попадал ими в грязь.
Недовольные в окнах лица на минуту с удивлением провожали этого человека взглядом. «Такая непогода, а он и не торопится, и не спрячется» Кто-то даже поежился, представляя себя на его месте. И вот он прошел, и все снова стали ругать погоду, забыв о нем.
Никто этого человека не замечал, разве что продавец газет. Этот человек каждый день ровно в 19-00 подходил к киоску и просил свежий номер Times. На несколько секунд, пока продавец отсчитывал сдачу, он оглядывал вокруг и произносил- «А погода то. Как же она постарела, как я. Вот только волосы мои седы и серебристы, а осень вся в золоте. А люди говорят мы выше природы». На что продавец с улыбкой отвечал «Ваши шиллинги ярче всякого золота, сэр» На что прохожий заливался смехом. Он не хотел обидеть этого человека. Просто возвышенные мысли прерывались вполне житейской, обыденной проблемой. О разном беседовали они. И вот прохожий из под плаща вытаскивает часы. Пора идти. Берет газету и душевно прощается с продавцом до завтра.
Но вчера все было совершенно иначе. Продавец привычным движением протянул газету и поздоровался с прохожим. В ответ он получил пару монет и несколько листков бумаги.
-Что это сэр?
-Это Джимми мое творчество. Я никогда не говорил тебе. Но я писатель. Будь добр прочти это. И завтра расскажешь, что ты думаешь. Хорошо?
-Конечно! Ваши мысли были всегда интересны, хоть были и непонятные для меня. Я прочту, обязательно.
-Буду премного благодарен, друг мой. Всего доброго.
Он удалился.
Продавец часто задавался вопросом. Куда этот почтенный человек идет каждый день. Ровно в 19 часов 5 минут он отдалялся от киоска и скрывался в подворотне, оставляя задумчивого Джимми осмыслять брошенные прохожим фразы. Порой они были настолько интересны, что Джимми хотел уточнить и переспросить у него точный смысл, или интерпретацию. Но прохожий пропускал вопросы мимо, и озадаченный продавец оставался наедине с новой мыслью. Позже он перестал переспрашивать, только иногда оставлял в старом блокнотике пометки. Чтобы на досуге разобрать.
И вот сегодня, приободренный Джимми ждал этого человека. Стрелки часов неугомонно приближались к семи часам. Весь вчерашний вечер он читал и обдумывал строки, по нескольку раз перечитывая их вновь и вновь. Разбирал и размышлял над теми или иными словами. И вот сегодня, с готовым отчетом в своем стареньком блокноте, он ждал, чтобы не только рассказать, но расспросить прохожего.
И вот сквозь пролетающих мимо листьев, веток, дождя в дверях появился силуэт. Дождался. Человек зашел в магазин и, закрыв черный зонт, подошел к продавцу. Лицо его было задумчиво. Он словно был не здесь, витая в своих безграничных фантазиях он даже забыл поздороваться с Джимми, несмотря на то, что продавец успел его поприветствовать и начать беседу.
-Сэр. Это все из-за погоды?- взглянув на лицо прохожего спросил старый продавец.
-Погода?- задумчиво переспросил он и повернулся к окну.- Ах да, сегодня же дождь. И ветер смотрю сильный.
-Я прочитал ваше произведении сэр.
-Что ты можешь о нем сказать друг мой?
-Всей моей семье очень понравилось! Мы с удовольствием прочитали. Особенно мне понравилось, что маленькая девочка таки нашла своего папу. Ведь долго же искала. У меня даже дочка прослезилась!
-Хм. Скажи, Джимми, насколько ты оценишь мое произведение?
-Сэр, ваше произведение бесценно! Его должны печатать в журналах, а может его уже и печатают?
-Нет, это единственный экземпляр. И все же Джимми, насколько бы ты оценил мое произведение в деньгах?
-Сэр! Я уверен, что за него я готов отдать свою недельную выручку!
-Спасибо, друг мой, очень приятно. Думаю оно действительно хорошее. А знаешь, насколько оцениваю я это произведение?
-Нет, насколько же?
Писатель, который держал свой взгляд на одной из полок книг, перевел взгляд на свою работу. Взял ее в руки, потеребил, аккуратно сложил вдвое. Затем, сжав в руках он повернулся и пошел к выходу. Открыв дверь, которую ветер едва не сорвал с петель, он швырнул листки далеко к дороге. Продавец с ужасом наблюдал эту картину. Произведение, которое он искренне считал великолепным, и весьма достойным, чтобы храниться рядом с книгами известных писателей сейчас уничтожено. Дождем, проезжающими машинами, грязью. Он хотел было побежать за ней, но прохожий резко закрыл дверь, улыбнулся и вновь подошел к продавцу.
-Оно бездушно Джимми. Я его не люблю. Знаешь, я уверен ты задавался себе вопросом – куда я каждый день хожу ровно в 19-00, попутно подходя к твоему киоску? Я хожу в одно заведение. В этом клубе можно заказать чашку кофе и сесть за отдельный столик для размышлений или чтобы Times почитать, подумать над будущими произведениями. Или наоборот побеседовать с людьми, с разными людьми. Умными, веселыми, грустными, забавными. Эти люди нравятся мне. Они рассказывают много дивных историй, много спорят. Я всегда их с интересом слушаю, что-то отмечаю в свой блокнот. И некоторое, да что там некоторое – большинство из этого я вкладываю в свои произведения. Они наполнены грустью, радостью, печалью, любовью, смертью. Я сопереживаю героям – становлюсь ими, словно актер театра. Остается только описать то что я вижу и чувствую. Малая толика моей руки. Не правда ли? Ты говорил, что тебе понравилось. Девочка нашла своего отца спустя много лет. У меня никогда не было семьи, Джимми. Не было дочки, не было жены, не было близких братьев и сестер. Это мистер Уилтон рассказал. Его дочь пропала вместе с женой во время путешествия. Жена погибла, ее нашли. Угнетенный, он предполагал, что девочка тоже погибла, хотя всегда продолжал поиски. Пока в один прекрасный момент девочка сама не нашла его, спустя десять лет! Представляешь, Джимми! Сколько он пережил. Сколько чувств, сколько эмоций, сколько боли, радости, страдания!!! А я всего лишь переписал. Я не был там, я не чувствовал, я не знаю что это потерять дочь, жену. Я никого не любил! Не поверишь, никогда и никого. К сожалению, с ранних лет стал сиротой, воспитанный злой тетей. Постоянно просил милостыню у прохожих. А в свободное время я читал. Я любил читать, пока другие спали, я мог прочитать пару книг. Конечно, вначале было тяжело, пока я не познакомился с одним мальчиком. С ним мы подружились, и я стал много-много читать. Я знаю многое. Но я не могу знать, что такое любовь, горе. Я зритель, Джимми! Поэтому я считаю свои произведения бездушными. Меня знают многие в Лондоне и за пределами города, страны. Считают, что я выдающийся писатель. Может так оно и есть. Но я несчастен.
-Сэр, вы читали сказки Андерсена?
-Конечно, но к чему это?
-Дюймовочка, Принцесса на горошине, Оловянный солдатик, Снежная королева наконец!
-Да, но это было очень давно.
-Эти произведения объединяет доброта и любовь. Детские сказки искренне дарят нам эти чувства. Маленькую дюймовочку и принца, Бесстрашную Герду, которая ради любви прошла весь свет! А ведь самое интересное, что у Андерсена никогда не было любви. Да, он влюблялся. Но никогда не было взаимности. Представляете, каким несчастным был человек. Но он дарил людям веру, чувства и ...любовь.
-Ты прав, Джим. Я должен дарить людям это.
Прохожий встрепенулся. Посмотрел на часы. 19-30.
-Вы опаздываете, сэр!
-Да, мой друг. Опоздал. Лет на двадцать,- сказал прохожий, улыбнулся, и вышел из магазина.
Прошло несколько месяцев. Продавец узнал этого писателя. Высокие критические оценки в газетах и фотографии за последние дни. Отличные произведения, отличные стихи! Браво! И все также каждый день в 7 часов прохожий заходил к нему, и они вновь мило беседовали пару минут, после чего писатель удалялся в клуб, где он обдумывал новые произведения.
Но вот прошел год. И вдруг однажды наступил день, когда в 19-00 писатель не пришел. Не было его ни в восемь, ни в девять. Не было на следующий день, ни через неделю, ни через год, ни через два. Продавец очень заволновался, поскольку ни в газетах, нигде не слышали, что с ним случилось. Потерять такого прекрасного собеседника значит, что-то оторвать личное от души. И Джимми загрустил. Вряд ли в нем можно было узнать того самого веселого и добродушного продавца. Задумчивость и печаль преобразили его не в лучшую сторону.
Наступил январь. Солнечный морозный день. Яркие солнечные лучи превращали этот серый, грустный город в снежный дворец, покрытый тысячами бриллиантов, подаренных природой. Птицы, недовольные морозом, громко чирикали и облепляли памятники, в надежде, что кто-нибудь да покормит их. Дети весело кричали, катаясь на санках, делали горки и лепили снеговиков во дворах. Взрослые то и дело заходили в магазины, чтобы купить своим детям подарки. Праздничное настроение было у всех. Ведь снег в Лондоне большая редкость и радуются такому событию все – и взрослые и дети. Только продавцу было грустно. Он листал очередной журнал, в магазин кто-то зашел. Не поднимая глаз, он продолжал листать статьи.
-Таймс, пожалуйста
-Конечно, вот держите,- сказал продавец, выложив на прилавок популярную газету.
-Спасибо, Джимми.
-Всего добр…,-продавец вдруг резко поднял глаза и увидел того самого прохожего!
-Неправда-Ли отличная погодка а? Природа сильна. У меня волосы седы, а у старушки-природы белые и блестящие. А люди говорят мы выше природы.
-Нам любое серебро или бриллианты греют карманы, сэр.
Глаза Джимми озарились. Взаимные приветствия, объятия со старым другом затянулись минуты на три.
-Куда же вы пропали сэр! Вас не было несколько лет! Какой вы счастливый. Словно на десять лет помолодели. Глаза счастливые. Погода?
-Погода? Конечно погода! Она великолепна! Прости, Джимми, я очень хотел повидаться, но не мог. Я был не в Лондоне и писал новые произведения. Вот кстати! Принес тебе, дарю,- сказал прохожий и вытащил из пальто несколько десятков исписанных страниц.
-Ого, сэр, я все это прочитаю и обязательно вам все расскажу, завтра же!
-Можешь даже не читать мой друг, я знаю, что оно хорошее. Хотя мне очень важно твое мнение и я завтра обязательно загляну!
-Хорошо! Во сколько вы придете, как обычно в 19-00? Перед клубом?
-Не знаю, может в семь, может в шесть. Клуб? Нет, я буду гулять. С Женой и дочкой,- сказал прохожий и, напевая веселую песню, удалился.
-И все-таки влюбился,- улыбнулся продавец и, удобно усевшись в кресле,  окунулся в новый мир писателя на бесценных страницах.


Рецензии