Сказочка 4. сапожник номер один

… «Я накупал в пражских магазинах «Левна обув – Обувь со скидкой» свыше 10 пар обувки для домочадцев по смешным ценам (по-настоящему – смешным, а не для рекламы)»…


Когда-то вся страна Советов обувалась чешской фабрикой Цебо-Свит. Трудно было «достать» и не всегда денег хватало на обновку (20-30 сов. рублей при зарплате 100-150), но не было у нас лучшего обувного стандарта.

Когда я собирался домой в отпуск, то накупал в пражских магазинах «Левна обув – Обувь со скидкой» свыше 10 пар обувки для домочадцев по смешным ценам (по-настоящему – смешным, а не для рекламы). И какую тогда, в 80-х годах прошлого столетия, рекламу мы видели  в Москве, или в Праге?...

Моих суточных, которые мне платил Карлов университет в Праге, хватало вполне, а качество – шик-модерн…. Сносить Цебо было практически невозможно, не рвались ботиночки и подошвы не отрывались.

Был у меня друг, сотрудник по кафедре Карлового университета. Он, как мог, просвещал меня о Йижних и Северних Чехах, Моравах, Богемиях и ВАЩЕ, был «лидовцем», то есть членом Странки лидовой (народной партии), которая всегда была оппозиционной коммунистам разных мастей. Я не очень всем этим интересовался, хотя партбилет мой дома (в сейфе парткома) хранился и ждал моего возвращения из заграницы.  Помимо того, что он был замечательный практический врач, с которым на улице здоровалось почти всё население Праги-города, был он ещё и известным в Европе собаководом, членом Европейской лиги судей по декоративным породам собак. Одна из Европейских выставок состоялась во время моего пребывания, и он взял меня с собой в город Готтвальдов в качестве «опекуна» его собственной миниатюрной пуделицы Ирмы. Эта редчайшая собачка так меня почему-то любила, что и дня не могла без меня прожить, что очень нервировало её хозяина - выдающегося собаковода всех времен и народов….

Вот тогда я и узнал, что такое для Чехии значит Злин (а не переименованный по имени коммуниста Клемента Готтвальда город) и как один маленький завод, построенный в начале 20 века, может обуть весь Советский Союз и некоторые другие недоразвитые страны народной демократии, вроде Монголии и тогдашней Румынии.

Чехов в их маленькой стране немного. Они гордятся своими выдающимися людьми и из года в год пополняют список «Известных на весь мир чехов». Список этот составляется не путем теледебатов и ток-шоу, а как-то по-иному. Я не могу сказать, по каким качествам отбирают людей для такого увековечивания, может быть, вы сами поймёте, если привести маленький отрывочек из него:

Список Чехов List of Czechs
.....
Политики
Madeleine Albright
Klement Gottwald
Вацлав Гавел
Vaclav Klaus
Jan Masaryk
Tomas Masaryk

Другие 
Tomas Bata, industrialist
Alfred Brendel, pianist
Casanova (последние годы жизни работал библиотекарем графа Вальдштейна)
Vaclav Prokop Divis, изобретатель громоотвода
Josef Frantisek, pilot, flying ace
Eva Herzigova, model
Jan Hus
Edmund Husserl
Jan Amos Komensky (Comenius)
Karolina Kurkova, model
Petra Nemcova, supermodel
Ferdinand Porsche, изобретатель автомобилей
и многие-многие….

Кого мы знаем из этого кусочка списка? Конечно, бывшего министра иностранных дел США Мадлен Олбрайт, коммуняку Готтвальда, отца и сына Масариков (отец – первый президент первой Чешской республики после 1 мировой войны, сын – президент республики Чехия после 2 мировой войны, убиенный коммунистами), Вацлава Гавела, Казанову (да-да, именно, - героя-любовника), Яна Гуса, Яна Амоса Коменского…. Знаем, учили что-то в простой и высшей школе. ВСЕ они – чехи, даже знаменитый Фердинад Порше (автомобиль Фольсваген-Жук и шикарный Порше для миллионеров, впрочем из того же Жука сделанный). Кафка тоже, между прочим, чех….

А вот Томаш Батя у нас мимо сознания пролетает. Кто это или, грубо говоря, Who is Mr Bata and which Empire is his own property? Батя – это всемирная империя обуви…. Но начнем сначала.

В республике Чехии есть область Злин, а её административный центр – город с аналогичным названием – расположен на реке Држевнице. Координаты города 49°13;59;N 17°40;01;E, население 79538, город основан в 1332 году, почтовый индекс 76001, в 2006 году мэром  избрана Ирена Ондрова. Раньше (с 1949 по 1990 г.г.) этот юго-восточный моравский город имел название, как мы помним, Готтвальдов.

Город Злин -  это отправная точка экспансии империи Батя по миру, это также такая точка на планете Земля, где задолго до Маяковского, чех по имени Батя сказал «Я знаю, этот город будет городом-садом, и не надо никаких особых людей-гвоздей, мы, обычные чехи здесь себе создадим рай, не улетая ни на какие небеса».… И сказал Бог «Это хорошо».
Посмотрите на здание в городе Злин. Оно воздвигнуто в 1938 году и с тех пор называется «Батин небоскрёб».

В 1894 году, когда основатель империи Томаш Батя начал строительство своей обувной фабрики, в Злине было не более 3 тыс. жителей. Фабрика наращивала свои мощности, росло население города и в 1932 году (дата смерти Томаша Бати) уже превышало 35 тысяч. Разбогател Батя на поставках обуви для солдат Австро-Венгерской армии в 1-ую мировую войну. После её окончания он огромные средства вложил в строительство домов для рабочих своего производства. В 1923 году его избирают мэром города и для сотрудников завода начинают возводятся аккуратные двухэтажные домики. Не было никогда на заводах Бати каких-либо волнений или забастовок, как ни старались коммунистические лидеры.

В 1931 году весь свой бизнес по законам Чехии Томаш Батя продаёт своему сводному брату Яну-Антонину. Несмотря на рост производства и увеличение персонала до 50 тысяч, экономический кризис поражает и чешских обувщиков. Коммунист К. Готтвальд печатает в газете заметку о закате могущества империализма на примере Бати.
Выступая в парламенте, К. Готтвальд называет Батю капиталистическим спрутом, который вот-вот задушит Чехию. «Мы должны окончательно решить, что мы больше любим - Москву или Злин», - так пугал чехов злино-батиевской угрозой интернационалист-зазывала. История ещё предоставит Готвальду право «поразрушать» Злин, хорошо, что «до основания» не удалось….

В ответ на «коммунистическую угрозу» в Злине возникают первые в мире «спальные районы» и больницы для рабочих - Батов (1934), Батовани (1938), СВИТ (1939), а в Индии – первый за пределами Чехии завод и городок Бати Батанагар (1934-1937).
Банкротсва Бати не наступило. Его империя в виде «спутников Злина "Zl;n satellites" расширялась:

город M;hlin (в Швейцарии, 1932)
город Hellocourt (во Франции, 1932)
г. Еast Tilbury (в Англии, 1933)
г. Best (Нидерлады, 1933)
г. Belcamp (США, 1936).
г. Batanagar (India) .

Во время Великой Депрессии вместо предрекаемого скорого конца империя Бати процветает. Злин становится стратегическим штабом быстро растущей международной индустрии обуви Бати. Все рабочие и служащие в ней (мировой империи)– люди Бати (The Batamen), к европейским и индийским заводам добавляются производства в Малайзии, Аргентине, Южной Африке, Зимбабве, Нигерии.
 
Днем рождения империи Батей является 24 августа 1894 года – дата организации братьями и сестрами Батя своей «республики Злин», однако восемь поколений Бать до этого были потомственными сапожниками.

Коммерческий и организационный гений Томаша Бати рождался и «закалялся, как сталь» в изучении американского опыта сапогоделания (организация фабричного производства) и маркетинга (long distance retailing – розничная торговля за границей). В 1932 году отец-основатель погиб при крушении своего личного самолета, а его сын Томас до 1938 года успешно продолжал работу в Злине. После «мирной оккупации» Чехии немцами в 1938 году, он эмигрировал в Англию, а затем в Канаду, где в Торонто основал штаб-квартиру империи Батя.

Фабрика в Злине продолжала работать при немцах как национализированное предприятие, а Томас с нетерпением ждал освобождения Европы от фашизма. Когда он в 1945 году вернулся в Чехию, то просоветский режим его немедленно объявил персоной нон грата. «То, что мы считали освобождением, на самом деле является установлением диктатуры коммунистов», - заявлял Бата-младший, а все его предприятия в Чехо-Словакии были национализированы или разрушены.

Во времена холодной войны империя Бати материально поддерживала диссидентское движение в Европе, финансируя радио «Свободная Европа». В 1989 году после падения коммунистического режима в Чехии президент Вацлав Гавел призывал Томаса вернуться в его родные пенаты как можно быстрее. Он был награжден высшим орденом новой республики Чехия.

В 80-х годах я посетил музей обуви в Злине (тогда – Готтвальдов). Казалось бы, что интересного в ботинках как музейных экспонатах? А на всю жизнь запомнились эти впечатления, особенно от элегантных туфель тяжелых военных времен с брезентовым верхом и деревянной подошвой на петлях с шурупами. Если музей в Злине представлял тогда продукцию только этого завода (сейчас – не знаю), то в городе Торонто есть Батин музей «всемирной обувки», которую человечество когда-либо делало и носило.  Это грандиозный памятник Ботинку и Сапожному делу, которые объединяют людей: Батя старший был другом первого президента-освободителя Чехии Яна Масарика, а его сын Батя младший – первого президента новой Чехии Вацлава Гавела.

P.S. На рисунке  вы видите дом, который злинцы и все чехи с улыбкой называют Батюв мракодрап или йеднадвадцатка (небоскрёб Бати или двадцатиодноэтажка).
Брат Томаша Бати Ян составил подробный план строительства, предусматривающий полное завершение работ по одному этажу за месяц небольшой группой рабочих. Он был уверен, что действительно стройка будет проходить такими темпами. В противном случае, заявлял Ян-Антонин Батя, он прекратит дальнейшие работы. Точно в запланированные сроки строительство закончилось – в 1938 году. Воздвигнут ничем не примечательный дом для бюрократов-клерков центральной конторы (можно и громко – офиса) всемирной Батиной империи. Правда, для тогдашней Чехо-Словакии это был, на минуточку, самый высокий дом высотой 77,5 метров (архитектор – Владимир Карфик). Но размеры никогда не были и не будут показателем исключительности и превосходства. А вот придумка Яна-Антонина сделала этот мракодрап единственным в мире и неповторимым до сих пор (если я неправ, пусть старшие товарищи меня поправят).
 
Свой кабинет НАЧАЛЬНИКА Ян-Антонин Батя сотворил внутри лифта, который курсировал между этажами не столько для бдительного контроля за подчиненными (который – контроль – не исключался), а для осуществления принципа «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» - любой сотрудник мог «вызвать» своего шефа… и он практически немедленно подъезжал к нему… на персональном лифте. Само собой разумеется, что лифт-кабинет имел все необходимое для комфортной работы-жизни от душа-туалета-ванной до кондиционера воздуха. Вот так… разлагался капитализм в Чехии с 1938 года!

В настоящее время, конечно, здание реставрировано, и в нём размещается всё правительство региона Злин. Лифт Бати – музей с платным входом….


Рецензии