Из записных книжек 118. Теория вероятностей

     Существует такая математическая дисциплина – теория вероятностей. Предмет ее изучения – случайные процессы.
     Положим, мы стали подбрасывать десятирублевую монету и наблюдать - упадет она на орла, или - на решку. Из двух подбрасываний она может оба раза упасть на орла, а может, наоборот – на решку. Может один раз упасть на орла, другой – на решку. То есть - поровну.
     Но когда она будет подброшена, например, сто тысяч раз, то пятьдесят тысяч раз выпадет орел, и столько же – решка. Конечно, разница в несколько подбрасываний возможна. Но что это в сравнении с общим количеством бросков?  Короче говоря, чем больше подбрасываний, тем ближе  друг к другу цифры по орлу и решке.
     Вот теория и утверждает, что вероятность выпадения орла или  решки  - 0,5, то есть половина.
     Есть ли практическая польза от этой теории?
     Пока весьма приблизительная. Например, мы можем сказать домашним:«Если выпадет орел, то в отпуск летим в Испанию. А если решка – едем в деревню». При этом соображаем - вероятность того и другого – 0.5, т.е. все та же половина.
     Правда, с десятирублевкой есть вероятность, примерно - 0, 000 001,  падения на ребро. Ведь она довольно толстая. Другими словами, если подбросить ее миллион раз, то возможно она однажды упадет  на ребро, и останется на нем стоять.
     Если, паче чаяния, вы ее подбросите всего один раз и она, в самом деле, встанет на ребро, то домашним следует пообещать отпуск, как минимум, ... на Марсе.
     Но все это, действительно, теория вероятностей. А по жизни случаются события просто ... невероятные.
     Пару лет назад, воскресным днем, едем в гости к друзьям. Метро. Сидим в середине поезда. Народу мало, но сидячие места заняты. Мы - у последней двери вагона. Станция «Площадь Восстания». Открывается дверь, входит единственный пассажир - мой знакомый, Григорьев. Пообщались, через три станции он вышел.
     В гостях пробыли весь день. В двенадцатом часу ночи возвращаемся домой. Опять метро. Опять сидим в середине поезда. И места случились опять те же, у четвертой двери. Станция «Площадь Восстания». И снова, именно в эту дверь, входит единственный пассажир. Григорьев. Удивились. Пообщались. И опять через три станции он вышел.
     Несколько дней назад жена пошла к офтальмологу. Проблемы с левым глазом. Врач поставил диагноз и назначил лечение. Прописал три обязательных препарата, и витаминный комплекс.
     Вечером жена решила позвонить подруге юности, с которой не общалась лет десять. Проговорили весь вечер. В конце разговора подруга вдруг сообщает, мол, сегодня была у офтальмолога. По поводу левого глаза. Затем она называет тот же диагноз, и те же препараты.
     Так и хочется спросить по-одесски: «И шо нам с вами, по жизни, с той умной теории вероятностей?»

  - присутствую и на стихи.ру


Рецензии