Проза для хознужд. Часть 4. Рецензия на Редкие зем

Проза для хознужд. Часть 4. Рецензия на Редкие земли

Памяти автора. Преклоняясь пред сединами, талантом. Зацепил. Но важное упущено. Дескать, додумайся сам, как это было, допиши эти главы. Раскрой их характеры-«самые жаркие сцены вырезаны» как будто готовил их торопясь к просмотру, фестивалю, показу. Все красноречие и метафоры  оскопила жестокая цензура  и цензоры, а может, я проморгал, расширив зрачки, в оба глаза. Гляди в оба! Ну что, даже если я напишу про него плохо? Никто же не полезет защищать, закрывать собой. Все отмолчатся в сторонке. А все эти фесты ежегодные-это рисовка на публику, робяты!

Понял, я презираю то ведь не комсомольскую  патетику, (особенно псевдо-комсомольскую), а поверхностность раскрытых образов (да не раскрытых вовсе образов), выраженную в излишней  насыщенности второстепенного описания поглощаемых ими блюд и марочных коллекционных вин. Я бы не с того начал.

При всем уважении к классику- эта книга- это ворох смятых газет и разного тряпья, засунутый в чемодан. Или «гора, родившая мышь»- такое коллосальное титаническое усилие, которое рождает просто «пшик» и ничего более. Много слов с налетом «как они нас». А на самом деле нет ни социального протеста-в тихом поругивании власти- то же самое. «Многа букав», как на падонковском сленге, и ничего по существу. Это не диалог с властью через книги-и это не выражение своего мнения-это постукивание чайной ложечкой по блюдцу на приеме.

«Р.з.» обрывки, отрывчики, изречения, цитаты, словесные микроформы. Неистовство деталей и сюжетных планов, «проза поэта», «поэзия прозаика», искусственность словарных возможностей Аксенова, нарочитая в чем- то заумность, аккумулирующая эрудированность, общую одаренность,  при неумении зрить в корень, а главное- то «а слона -то я и не заметил», «гора родила мышь».

«Если очень захочу и луну я проглочу»-чувствуется размах мэтра. «Много воды». Мы тонем в этом потоке слов. В этом припое, в этом приплясывании вокруг да около. Мы ждем этого экшена, как в фильме. Ну, когда же когда же начнется «расколбас», а он все не начинается. Нет замеса, плавно подходим к концу,  понимаем  что никакой кульминации -эякуляции не наступит, потраченные деньги и время никто не вернет, и придется просто «стянуть с члена, и по -бегбедеровски стыдливо запрятать пустой презерватив», потому что даже  такая манипуляция останется незамеченной. Просто, что может быть оправдано «формулами реванша», экранизации, «с надеждой на экранизацию» «фильм лучше, чем книга» и лучше ведь «книга лучше, чем фильм».

В половине первой главы  «Р.З.» я уснул. Прочитав, составил первое впечатление, что это не Аксенов, а переодетый Хулио Кортасар, который кичится своей энциклопедичностью,  чтобы что-то кому- то «доказать». Ты же старый мэтр, всеми призанный, чего же ты пыжишься с этим знанием улиц в Биарицце, на которые у нас нет денег доехать,  ну ну, кто же будет вычислять по навигатору и «google maps», «google earth» прав ты был или нет, воссоздавать описанные тобой маршруты-стежки.. как в день Блюма в Дублине, воскресив описания Джеймса Джойса, делать реконструкции твоих перемещений в пространстве, тебя, твоего героя. Никто не будет примерять ошеломляемость примененных тобой метафор. И к чему этот сыр -бор словесный, пластилин, от которого неминуемо клонит в сон.

Для понимания –расшифровки написанного «непосвященному» (неэрудированному) читателю нужны бесконечные сноски и гиперссылки: «что, куда, откуда?». Почему Нардин –Нащекин? Только знающий русскую историю вспомнит Ордин -Нащекина и догадается, к чем автор слукавил, насчет Шереметьева и Нарышкина, не указав членов администрации с кем «нужно было перетереть»  на Шувалова с Нарышкиным. Летописец застолий и бытописатель не заботится о персонажах, не удосуживая себя описанием характера, такие все двухмерные, обзначенные ростовые фигуры персонажей, с какими-то притязаниями на покорение мира, захват бизнеса, выпятив их эрудированность и половые преимущества, при этом оставив им их «коцанными», промелькал вниманием, как будто все важные главы скальпировали –сколачивание  «несметных богатств», кто-то украл у нас, как  в «игре в бисер» где нас лишают, собственно, самой игры.

Описывая все вокруг да около, но не давая понять, «в чем прикол», как в нее, толком, в ее самую, играть. Здесь преподносят экшен без заявленного экшена, где нормальные люди так и вовсе не говорят, наделяя их поощрительными статусами и надмирной половой активностью, для того чтобы показать в них новых людей,  а кругом скученные скучные типажи, скурвились, обмельчали. Описание подростка –ну прямо таким персонажам недостает «ефремовского идеализма», в сплаве с великой верой в людей, сообщество людей, любящих поругать власть и побренчать на гитаре, где где-нибудь  вдалеке от страны происхождения, point of origin- не бояться расширения НАТО на своей даче в стране, входящей в НАТО.

Получилось как –то так. Кто читал «Редкие Земли», поймет, к чему это я, пытаясь быть беспристрастным к седине и авторитетам:

В основном я описывал светский прием,
И не редкость земель,
А один чернозем.


Рецензии