Проза для хознужд 5. Бегбедер. Высоцкий. Солженицы

Проза для хознужд. Бегбедер. Высоцкий. Солженицын.

Бегбедер о написании книг: «Если я банален, значит, всечеловечен, надо бежать от оригинальности! Держаться вечных сюжетов.. осточертели интерпретации. Учусь искренности». Сразу беру на вооружение. И сразу сыплет ссылками на другие источники6
Камю: «надо представить Сизифа счастливым». Бегбедер: «любовь живет три года». «Умный учится один раз. Дурак-два раза. Вечный лох учится всю жизнь». «Как проигравшийся, знаю, что говорю». Скотт Фицджеральд.

«Убивает» односложность и простодушность Бегбедера, который поражает своей доступностью и словесной горячкой, дриблинг словами, и тем и цепляет. Он показывает, насколько жалок современный человек, что удобства и реклама его привязывают к Прокрустову ложу потребления сильнее, чем продовольственные карточки в пору нужды и войны.

Саундтрек к книге Бегбедера «Любовь живет три года»- « не обещай, не обещай, это совсем не просто вечно любить». Бегбедер!  В нашей богатой  песенной культуре ты найдешь отголоски всех твоих книг.

«Его» фильм уже выходит в прокат в октябре этого года. Мужик прорвался. Банален- значит правильно «работает» -как по стереотипу, выуживать фразы для дальнейших словесных восхождений. Нагромождая кубики штампов образов массовой культуры. Как рачительный хозяин идет по улице и видит доску, и думает, куда ее пристроит в своем сарае –так и писатель выискивая и черпая что-то из написанного или увиденного, точно знает-куда он приладит этот «кусок».Как чеховский Тригорин в «Чайке»: «утром слышал хорошее выражение: «девичий бор»..пригодится.». Так и я, содавая, навешивал бы куплеты-припевы-абзацы и прологи, навешивал бы их, как удары, как «блины» на штангу, с обеих сторон, как солнечные блики-  звонкие и хлесткие оплеухи, с последующим сотрясанием внутренних органов и рикошетом по всему телу.  Чтобы проза, не чтиво, а именно проза «ныла в печенках».

Всем бы писателям так-не углубляться в дебри, работать, подрядить на «социальных заказах». Писать на заборах прописные истины, благословлять на хозяйственные работы в православные праздники, из-за сиеминутной коньюнктуры. Писать остросоциально не в почете-даже Тополь не хочет писать про коррупцию. Ему это неинтересно. Наивная сказка-фильм «Какраки» про чиновничий аппарат. Даже сценаристам лень (или в лом) писать правду-матку, которая будет драть глаза- нет тебе и не рефлексии, нет раскаяния, есть только привкус от сладкой помадки-вкусных сливочных конфет. В разочаровании ГГ  своей жизнью, поиске в ней чего-то хорошего- «красота по- американски» американцев и «последствия любви» итальянцев куда более убедительней и последовательней-показывают моральное разложение героя и попытка спасти свою душу. Ни книги, ни кино сейчас не пишут и не показывают настолько глубоко- чтобы ЭТО МОГЛО ЧЕМУ- ТО НАУЧИТЬ.
Федеральные ведомства и министерства что-то дают на откуп «популяризировать». Как можно популяризировать структуры-которые каждый день себя дискредитируют?

Писатель- пришелец в мир, глядящий, прежде всего, вглубь себя, сосредоточенный на происходящем, пытающийся анализировать, и находит точки соприкосновения. Рассеянный в уловленных и просыпанных знаках внимания. Как саженец, который втыкали не в ту благодатную почву, не в ту питательную среду, не ту обетованную землю-поэтому и стоял особняком и поэтму в этой отрешенности и стал творцом. Пытаешься словами продлить себе жизнь, оставляя всех тех, кого ты любишь. Оставлять пристегнутыми к тебе, навсегда приписанными, как крепостными крестьянами, без права Юрьева дня и увольнительных записок-даже до вечерней поверки. Все твои опусы. Все замешано, как на крови, на твоем неизлитом- в твоем переживании, чувстве момента.

Наверное, мы ценим в писателях не только масштаб  и творческую плодовитость,  не талант, поскольку   к таланту можно отнести каждого с художественным чутьем и умением воспроизводить увиденное, и ясно и доступно и интересно  излагать свои мысли, и оригинально интерпретировать подмеченное. Величие писателя - в его инфлюенс- influense- влиянии, способности сдвинуть тектонические плиты. Поэтому к «великому писателю 20 века» на ум просится только Солженицын, которого никогда не читал.. «Архипелагом» и «Одним днем Ивана Денисовича» он перевернул массовое сознание, заставил люто возненавидеть всей душой свой строй-строй в понятии размещения людей, и строй в понятии «политический строй» и «общественный строй» как «устройство»), и тем самым запустил в обществе необратимые процессы распада. А мы теперь пожинаем- мы ныне живем в той стране-которую он терпеть не мог. Мы мучаемся теперь, а не он.

Насколько нас, авторов и просто думающих, даже нет, просто «однажды подумавших», хватит? Сколько мы в силах выдержать, насколько рассчитан наш организм, со своими показателями  изношенности внутренних органов, сколько есть ли ресурс, или все исчерпано? Или все так условно? Голоса людей, которые были прежде скрыты, начинают слышаться и воспринимаются,  как неумелая игра на музыкальных инструментах. Шаг по лестнице, стук в дверь, грохот посуды на кухне, шум льющейся воды, шепот ночной и звуки будящих мобильников, срабатывающих почти синхронно, хоть и заведены все на разное время, так,  для того чтоб чтобы ты вслепую по ним,  как по дорожной карте,  как по навигатору,  по опознавательным знакам, нашел свое направление, с коряво заправленной одеждой, даже  не по размеру,  с мелочью в карманах, и распечатанными фискальными чеками за все хорошее,  шел себе дальше..

Все продолжится, фонари, маяки, неотремонтированные участки дорог-скользкое покрытие, заставляющее держаться крепче и использовать подручные средства, все вспомощенствование, доставшееся тебе от родных- близких и православных Святых, которые взяли единочас над тобой шефство, чтобы ты мог управляться, и не утонул в этом потоке людей, и разобрался с кашей в своей голове, пока она не осядет от новых слов, людей, впечатлений, обрывков тобой прочитанных блогов, постов и статей, чтобы ты. Чтобы ты. Ты…

И музыка вальска раздается, и ты такой начитанный,  завидный жених, с активной артикуляцией и планами на жизнь. Где -то играть первой скрипкой, где- то первым вырываться при команде «марш» на старте. Умело обходить острые углы, и не заплывать за буйки, слушаться, советуясь у старших, разглядывая их кровавые мозоли, и вглядываясь пристально в морщинки и трещины, и думая, что они пытаются тебя больше предостеречь, чтобы ты не повторял, не смел повторять их глупостей и ошибок. В важную годину проявил себя.
Музыка становится громче. Тебе хочется, чтобы теперь слушали одного тебя, на тебя заглядывались женщины, мужчины провожали тебя взглядом, видя в тебе успешного и грамотного. Чтобы ты один осилил такую важную задачу, и сделал себя сам, тебе никто не помогал, ты не генеральский сынок, и даже не сын всесильного ректора, а все отнюдь и во имя и благодаря только твоим личным качествам. Ты для себя формируешь такое качество жизни, чтобы стал собой довольным, а всему миру за тобой уготовано теперь отнюдь и впредь только поспевать, на щелчки, мановения твоей  руки, и суетиться за тобой с опахалом и велорикшами, подбирая случайно тобой оброненные белые перчатки, с искусной выделкой, отправляя любимой маме розовые кадиллаки на каждый ее день рождения, потому что ты ее любишь больше, чем Элвис свою. И самое главное, что ты ей поможешь уйти раньше на пенсию по педагогическому стажу, как только ты решишь все свои дела, которые у тебя никогда не закончатся. Потому что ты нужен всем и все знакомые молятся, чтобы у тебя все вышло.

Ладони, которые ты просунул сквозь темноту, что лишала тебя возможности видеть, а только нащупывать желание по заполненному тобой маршруту, запомненному при последнем растаявшем блике освещения, и тебе остается только одаривать шепотом внутреннего голоса самого себя, соотнося себя с ним по –свойски, выдержанно, доверяя друг другу,  но при этом непременно взвешивая каждое слово, отмеряя данность, и желаемый эффект, и обоюдную  природную предрасположенность к обману, как неизлечимая болезнь, как наследственный  рецессивный признак, который проявляется в каждом движенни, жесте и произнесенном тобой слове. Проза-это такой же обман, более обман-чем просто произнесенные слова-потому что печатному слову больше верят. Проза-это ложь и обман при отягчающих обстоятельствах, короче квалифицирующий признак, кто юрист-тот поймет, о чем это я. Особенно у кого это «базовое образование».

Вот скоро на экраны выйдет фильм «Высоцкий». Мы уже, как зрители, «перегорели» бесконечно ожидая выхода в прокат «пираМММиду» и «Generation «П»». Так что думаю, что фильм также оценят именно те, которые долго этого ждали, и пойдут на него не как на «Аватар», следуя за изменчивой модой-пытаясь на публику сказать, что ходил на него 2 или даже  3 раза. Высоцкий сегодня- это классика. Доступная к пониманию для не понимающего ничего поколения. Нет, поколения, которое поймет о чем идет речь, но не примет никогда ценностей Высоцкого-не согласится с автором, и никогда не сделает его своим. Не сделает его книги натсольными. Высоцкий слишком популярно пояснил что к чему- поэтому  кумирами 90-х была загадочность образов, приводимых Цоем и романтика ореола недосказанности  Че Гевары. В минуту, когда коммунистические идеалы получали наибольшее количество проклятий-этот «чужеземец», несмотря на политические установки, только прибавил в числе поклонников. Как всевозможные –плакаты  и показы, выставки, музеи, не могут воскресить в тщете инсталляций и римейков  живого героя -поэта -прозаика -писателя- шоу- ежегодные торжество памяти Высоцкого. Высоцкий  не перестал быть материальным, он не перешел на другой метафизический уровень- он умер, и его больше не вернешь, а наследство-наследие  остались нам только его стихи и песни, которые будут петь другие, менее талантливые люди, но как он и лучше него, даже если очень постараются, больше никто не сможет, потому что только он имел власть над собственными изрыгнутыми словами. Мы стали более требовательными и ценим «качественное», мы следуем за модой и становимся безродными космополитами-потому что готовы уехать из страны на заработки. А Высоцкий остался. Он пел и «спелся».


Рецензии