Срезы бытия продолжение

Попробуем еще один метод. Исследуем мой организм, как микрокосм, что же во мне не является чистым «Я» и что такое истинный субъект в отличие от внутренних и внешних инструментов. Допустим, что «Я» - это мое физическое тело, как индусы называют его Стхула шарира или тело пищи. Но это совершенно абсурдно, поскольку наш внутренний инструмент наблюдает: мои руки, мои ноги, мое тело, как нечто внешнее, как объект. Кроме того, тело может меняться: расти, стариться, толстеть, худеть. Оно может лишиться рук, ног, но субъект «Я» от этого не меняется – это может лишь приносить радость или страдание, как хорошая либо испорченная вещь, меняются ощущения тела, но субъект остается неизменен. Кроме того, наше тело бывает довольно непослушно – выражение «тело, как не мое», а также функционирование большинства органов происходит бесконтрольно для нас. Все это свидетельствует о том, что «Я» - не физическое тело. Тогда попробуем пойти дальше. Все мы знаем, что когда человек умирает, то он, с позиций земного наблюдателя, перестает быть субъектом, а тело становится мертвым предметом. Может быть «Я»  - это наша жизненность, то, в результате чело мы функционируем – как мы уже упоминали ранее, - эфирное тело? Попробуем это проанализировать. Действительно, без этого тонкого тела субъект в грубом теле существовать не может. Но можно ли назвать его «Я»? Это также трудно допустить, так как эта жизненность действует уж вовсе, как нечто автономное и практически не контролируемое нашим сознанием (хотя после длительной тренировки такой контроль вполне осуществим). Мы можем представить себя здоровым, больным, умирающим, но субъект ощущает себя субъектом до тех пор, пока есть сознание. Кроме того, трудно допустить принадлежность «Я» к эфирному телу, зная, что есть нечто более персонифицированное и «наше», хотя и зависящее от тела жизни – это наша эмоциональная и умственная сферы.  Мы проронили фразу: «до тех пор, пока есть сознание». Очевидно, сознание и есть «Я». Проанализируем это широкое понятие. Начнем снизу вверх. Итак, наше восприятие – это некие тонкие начала, функционирующие с помощью физических органов: это – обоняние, вкус, зрение, осязание, слух, можно допустить всякие шестые и седьмые чувства. «Я» ли это? Очевидно, нет. Мы говорим: я вижу, я слышу  и т. д., но можно ли сказать, что я – это то, что я вижу? Наверное, нет, это нечто спроецированное извне, запечатленное  на наших специфических рецепторах, но это совсем не субъект, тем более, что мы, чем-то увлеченные, можем не видеть с открытыми глазами, не слышать с воспринимающими ушами, следовательно «Я» уходит, а чувствующие принципы работают вхолостую. Кроме того, можно представить себе субъект вообще лишенный органов чувств. «Я» от этого не изменится, хоть и будет несчастнейшим из людей. Следовательно, воспринимающие чувства – это не «Я».


Рецензии