Прогулки по Штуттгарту Из России с любовью 2

Ольга


Пока мы с Вами едем от вокзала U9 направление Hedelfingen шесть минут до остановки Bergfriedhof, пройдём ещё примерно 6 минут пешком, я расскажу Вам немного о событиях предшествовавших приезду в Штуттгарт четвёртой королевы Вюртемберга.


Привлекательная, образованная, говорившая на трёх иностранных языках (английский, французский, немецкий), увлекавшаяся игрой на пианино и живописью, княжна Романова расценивалась как одна из лучших невест в Европе.

Претендентов на ее руку было немало:

- в 1838 году, во время пребывания с родителями в Берлине, шестнадцатилетняя княжна привлекла внимание наследного принца Максимилиана Баварского, но он не понравился ей, и её родным.

- герцог Альбрехт Фридрих Рудольф, герцог фон Тешен (Erzherzog Albrecht Friedrich von ;sterreich, Herzog von Teschen; 1817 1895).
Ольга Николаевна писала о нём: «Он был мне симпатичен, я питала к нему уважение и дружеские чувства. Но, несмотря на всё это, я почему-то испытывала физическую неприязнь к нему, поэтому о браке не могло быть и речи. Сразу же из-за того, что велись переговоры относительно Стефана, Альбрехту был послан отказ».

- принц Фридрих Вюртембергский (Friedrich Karl August von W;rttemberg 1808—1870).
О нём Ольга отметила в дневнике: «Я рассказала все Мам; (императрице Александре Федоровне), в ужасе и задыхаясь от негодования. Он был вдвое старше меня. Он в свое время танцевал с Мам;, он - сверстник моих родителей. К нему я относилась как к дяде…»

- герцог Моритц Нассауский (Moritz Wilhelm August Karl Heinrich 1820-1850) тоже получил отказ, хотя княжна Ольга отозвалась о нём достаточно лестно:
«Это был красивый мальчик, хорошо сложенный, очень приятный в разговоре, с легким налетом сарказма. Он быстро завоевал наши симпатии, мне же он нравился своим великодушием, а также откровенностью. … Мое сердце билось как птица в клетке. Каждый раз, когда оно пыталась взлететь вверх, оно сейчас же тяжело падало обратно».

Так в чём же причина того, что княжна из дома Романовых, дочь императора российского Николая I и его супруги Александры Фёдоровны в девичестве прусской принцессы Фредерики (Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preu;en 1798-1860) по тем временам говоря по-простонародному: «засиделась в девках».

По мнению родителей, достойной партией для Ольги был будущий эрцгерцог Австрийский, последний палатин Венгрии из династии Габсбургов Стефан Франц Виктор Габсбург-Лотарингский (Stefan Franz Viktor; 1817-1867).
Николай I пригласил его на свадьбу своей старшей дочери великой княжны Марии, чтобы познакомить с предполагаемой невестой, но эрцгерцог не приехал. И ответ о том, что православная эрцгерцогиня может, вызвав ненужные брожения славянского населения Австро-Венгрии, пришёл не от Стефана, от канцлера Меттерниха.

Вполне возможно, что и Ольга не только из почтения к родителям отклоняла все другие предложения. Если верить портретистам в молодости эрцгерцог Стефан был очень мил.
Только с годами юношеская стройность превратилась в болезненную худобу.
Последний палатин Венгрии из династии Габсбургов правил всего один год, после отречения от престола по-молодецки закрученные усы обвисли, как стрелки часов, показывающих закат – 20 часов 20 минут. Он так и не женился, умер пятидесяти лет от туберкулёза.
Кажется, и сожалеть не о ком...


В 1846 году в Палермо наследный принц Карл-Фридрих-Александр (Karl Friedrich Alexander von W;rttemberg 1823-1891) познакомился с Великой княжной Ольгой Николаевной (1822-1892), сделал ей предложение.
Судя по сохранившейся фотографии, в 23 года он был хорош собой, получил образование в университетах Тюбингена и Берлина, был наследником престола Вюртемберга.
Наверное, не одна европейская принцесса позеленела от зависти, Романовы были в восторге от престижной партии, и Ольга приняла его предложение, совсем не думая о том, что и властителям мира сего не дано знать будущее...

Пышная даже для императорских дворов свадьба княжны Ольги и принца Вюртембергского дома Карла состоялась в Петергофе 13 июля 1846 года.

О сорока шести годах, прожитых великой княгиней Ольгой в Штуттгарте мы поговорим возле виллы Берг на долгое время ставшей домом для молодой четы.

Задуманная, как летняя резиденция вилла Берг (Villa Berg) одно из первых в Германии зданий в стиле итальянского Ренессанса, построеная в период с 1845 по 1853 годы по заказу наследного принца Карла архитектором Кристианом Фридрихом Лайнсом.
С 1913 года вилла и раскинувшийся на 24 акрах парк, являются собственностью земли Вюртемберг.
Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало и было восстановлена в упрощённом варианте без башен и пристроек.
Сегодня в залах виллы проходят концерты классической музыки, выступления танцевальных и певческих коллективов.
Городом изыскиваются средства для полной реставрации.


Жители Штуттгарта считали тогда их идеальной парой.
Они были молоды, красивы, периодически мелькали в светской хронике.
Об Ольге писали: «невозможно представить себе более милого лица, на котором выражались бы в такой степени кротость, доброта и снисходительность. Она очень стройна, с прозрачным цветом лица, и в глазах тот необыкновенный блеск, который поэты и влюбленные называют небесным...».
И никто тогда не знал... только жена должна была понять, почувствовать...

Может быть, поэтому сразу по приезде принцесса Ольга стала покровительствовать первой в Штуттгарте педиатрической клинике и видимо делала это достаточни активно, поскольку через три года в 1849 году лечебница для детей стала называться Ольгагоспиталь (Olgahospital), понимая, что своих детей у неё не будет никогда.

В 1856 году газеты писали о Попечительском обществе имени Николая (Nikolauspflege), основанном принцессой Ольгой для оказания помощи слепым. В этом заведении названном в честь её отца - императора Николая I, незрячих людей не только готовили к повседневной жизни, но и обучали грамоте и ремеслу.

И события в королевском дворце видно заслоняли от общественности и прессы наследного принца, но когда он стал королём Вюртемберга даже тема о том, что Карл и Ольга бездетны, ушла на второй план.

Король Карл I правил в постоянном согласии с ландтагом, то есть, постоянно создавая проблемы в делопроизводстве, порой в его рабочем кабинете скапливалось до восьмисот нерассмотренных бумаг, не лез в дела правительства.
И во внешней политике он колебался, как маятник Фуко: в 1866 году примкнул к противникам Пруссии, во время франко-прусской войны (1870-1871) подчинил свои войска прусскому главнокомандующему и согласился на создание Германской империи.

А Ольга Николаевна во время войны встречала поезда с ранеными, навещала, оказывала им не только материальную, но и моральную поддержку.
Возглавив организацию помощи инвалидам войны, королева принимала во дворце женщин всех сословий желающих участвовать в этой работе. В 1921 году общество W;rttembergischer Sanit;tsverein вошло в состав Красного креста.

И после окончания войны королева Ольга приняла не оставила заботу и о пострадавших на войне и о тех, что за ними ухаживали. Год спустя в 1872 году объединила добровольных сестер милосердия в сообщество «Сестер Ольги» (Olgaschwester), определив их задачи: уходе за больными, помощь престарелым людям и солдатам инвалидам.

Организация созданная по принципу основанного в Дюссельдорфе пастором Теодором Флиднером (1800-1894) общества Диакония, объединила монахинь и светских женщин, дала им возможность получить специальное образование для оказания помощи страждущим. Больница в пригороде Штуттгарта Хайльброне, предоставляла этим женщинам медицинские курсы.

В 1873 году королева, как и её тётя Екатерина учредила благотворительное учебное заведение для девочек (K;nigin-Olga-Stift).

Смирившись с тем, что у неё не будет детей, Ольга Николаевна четыре года с 1870 по 1874 делила своё время между нуждами поданных и заботой о приёмной дочери Вере.
И король Карл, принявший, как родную племянницу жены, дочь Константина Николаевича Романова, часто гулял с неуравновешенной девушкой, занимался её образованием, способствовал её браку со своим племянником герцогом Вюртембергским Вильгельмом-Евгением.
Этот брак, стал последним союзом между представителями Российского императорского и Вюртембергского королевского домов.

В России говорят: «Жена узнаёт о супружеской неверности мужа последней» - однако есть нечто, в интимной жизни супруга, о чём она не может не знать, но светское воспитание, принятые в обществе понятия о приличиях...
Монархическая чета Карл и Ольга Вюртембергские скрывали эту тайну от всех 37 лет, оба достигли шестидесятилетия, когда разразился скандал.

В 1883 году, познакомившись с тридцатилетним американцем Чарльзом Вудкоком, его королевское величество настолько потерял голову, что перестал скрывать свою, как сейчас говорят «нетрадиционную, сексуальную ориентацию».
Он появлялся с любовником в общественных местах, покупал для совместных поездок себе и Вудкоку одинаковую одежду, пожаловал любимому титул барона.
Только когда информация об этой связи дошла до самого первого рейхсканцлера Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка-Шёнхаузена (Otto Eduard Leopold von Bismarck-Sch;nhausen; 1815-1898), король Карл I очнулся, или испугался, что ему, как королю Людвигу III баварскому, из-за аналогичных увлечений, придётся бежать из страны.
Чарльз Вудкок был изгнан из Штуттгарта, и всё на время успокоилось, но через пять лет пресса вновь заговорила о гомосексуальных отношениях короля с механиком придворного театра Вильгельмом Георгом.

Трудно представить себе как перенесла этот позор Ольга Николаевна, скорее всего впервые благодарила БоГА за то, что родители не дожили, что дети не родились.
Может быть, для того чтобы отвлечься от постылых мыслей рисовала или писала мемуары «Сон юности или Записки дочери императора Николая I Великой Княгини Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской» - которые были изданы в Париже в 1936 году.
Она пережила своего супруга на один год, скончалась 18 октября 1892 года и была похоронена рядом с королём Карлом в часовне Старого замка.


Рецензии