Сказка о царе Передуре и его изящной натуре

           В некотором царстве, в далеком государстве правил некий царь-государь. Назовем его для краткости Передур. Cтрана его была мирной и вполне благополучной: брючка там родилась исправно, малосольный огурец зеленел отменно, селедка в реках не переводилась и на всякую скотину хватало там очистков. Передур тоже был владыкой покладистого нрава и обходился без особой строгости, но при этом был он склонен к некоторой меланхолии. Отчего-то казалось ему, что его коллеги-короли имели завидное положение и работа их была несравненно легче. Нравились Передуру иноземные обычаи и заморские одежки и особенно - люди из дальних стран. Об этом он любил порассуждать в окружении своих советников, снедаемый жаждой возвышенного:
    
           - Отчего, господа мои, окружены мы этакой серостью, да непросвещенной грубостью? Вот в зарубежных странах, всем известно, народ весь сплошь трудолюбивый, да непьющий, примерной честности и высокой культуры. А у нас что же? Водка-селедка, да соленый огурец. Пошлость, господа, и никакого изящества.
 
           Как в каждом уважающем себя государстве при дворе Передура не   переводилась иноземные послы. И вот однажды посол страны не то чтоб дружественной, но соседской, приподнес царю забавный подарок - мелкую собачонку, белую да пушистую. Собачонка та умела делать всякие трюки: ходить на задних лапах, крутить сальто и притворяться мертвой. Очень она впечатлила нашего Передура и снова он запел свое:

           - Желаю я, чтобы и при моем дворе процветали изящные искусства! Отчего мы не можем завести таких вот собачек?

           Советники повздыхали, покивали, да и согласились, конечно, собачки, мило и со вкусом. Однако же, что за диво - какая-то шавка, небось и блохастая. Это хорошо для стран маленьких и не шибко богатых, где зверя поболее собаки и не прокормить. Мы можем и получше. Медведя, к примеру. Это вам не собаки какие-нибудь. Скажите еще мыши в колесе. Нам, людям больших масштабов, стыдно размениваться по мелочам.

           На том и порешили. Взялись за дело с государственным размахом, не жалея ни золота, ни трудов. Бросили клич, отловили медведей, смышленых научили плясать, прочих пустили на куличи. Лихорадка охватила страну и каждый вельможа пытался превзойти другого. Один заморских птиц-попугаев похабным словам обучил, другой оленей в свою карету впряг, шестеркой, с павлиньими перьями в головах, а уж от пляшущих медведей и по улице стало не пройти. Царь Передур некоторое время пребывал в экзальтации, но понемногу охладел к медвежьей затее и снова запел известную песню о непросвященном народе и явном недостатке изящества. Выражалось желание отыскать другое проявление искусства, желательно потребляющее меньше жратвы, и, соответственно, производящее меньше обратного продукта. Под это мрачное настроение и попался ему на глаза посол другой иностранной державы, маленькой, но на редкость независимой. В желании развеять печаль правителя он привел ему на потеху особу непревзойденного таланта.

           Гений оказался человеком неказистым и к тому же бедно одетым, в одних парусиновых штанах и босиком. На наборном паркете перед ним разложили белое же полотно, принесли ему длинную кисть и небольшое ведерко с красной краской. Постояв некоторе время в неудобной позе, творец схватился за кисть, небрежно обмакнул ее в краску и ринулся на полотно. Он исполнял прыжки и кувырки, садился на шпагат и вставал на голову, бросался на пол плашмя и  с вожделением стонал. В результате его мучений на полотне возникли три косые закорючки, еще и с отдельными мазками слева, то ли так положено, то ли случайно капнуло. Но, видимо, нарочно, потому что заморский посол закатил глаза, зацокал языком и благоговейно промолвил:

           - Мастерство великого гения с годами лишь растет. Нет слов, чтобы выразить восхищение. И это кстати, потому что сей магический символ означает Молчание.

           Передур разделил восхищение посла и так обратился к своим советникам:
           - Вот оно истинное изящество! Вот что мы должны неустанно культивировать в нашем непросвещенном отечестве! Молчание, вот что нам нужно для совершенствования! И для народа лозунг полезный: закрой пасть и иди работать!

           Советники с царем вцелом согласились. Мнения разошлись лишь в деталях. Во-первых почему только одно полотно? Это хорошо для бедной страны, в которой даже гении ходят с голым пузом. Мы можем позволить себе каждую улицу вымостить эдаким молчанием. Вот у моего свата как раз и мануфактурка... И потом, отчего белое? Маркий цвет, чуть кто рукой возьмет, сразу и пятно образуется. Не лучше ли наоборот - на красном полотне белой краской? Оно и веселее, и глазу приятнее.

           На том и порешили. И в считаные дни кумачовое море захлестнуло страну. Каждый вельможа перед другим выкаблучивался, небывалой длины полотна вывешивали над палатами, да повыше, да поширше, да чтоб буквы были пожирнее, чтоб наше молчание издалека было видно. Чужестранные послы ходили в прострации, танцующие медведи и кумачовые полотна совершенно преобразили Передурову столицу. Впрочем, один упитанный посол батурманской державы присутствия духа не терял и появлялся при дворе в сопровождении четырех юных красавиц. Передур глядел на прелестниц, глядел, да и рискнул спросить у посла:

           -  А что за девицы с тобой ходят везде? Дочки?

           - Жены, мой государь.

           Передур пришел в большое волнение. Как так жены? Все четыре жены? И все твои? А посол и говорит, мне, мол, как истинному батурману, положено четыре жены. Больше, говорит, мне без надобности, но и меньше не желаю. А не то перед другими батурманами неудобно будет.

           Долго царь Передур стыдил своих советников. Как так, простой посол не ахти какой державы и - четыре жены, одна другой краше! А у меня, правителя славной отчизны, одна. И какая! Нет, я плохого про мою госпожу царицу не скажу, но ведь ее портрета на стенку не повесишь. Разве что в мужской гимназии, чтоб недоросли больше о науке думали, да похабными мечтами не впечатлялись. Нет, срочно надо поправлять положение. Царь я или не царь? С сегодняшнего дня повелеваю: царю дозволено иметь много жен! Сколько? Много! Сколько хочет. Но явно больше одной. Намного больше одной.

           С точным числом, однако, возникла проблема. Советники чуяли, что такое число должно быть оговорено заранее. Непонятно почему, но должно. Так.. Сколько же? Порешили на следующем: кликнуть клич, подогнать красавиц-девиц в царский стольный град и устроить им смотрины, с песнями и танцами, с забавными играми и изящными беседами.

           Очень это оживило столицу, и народу веселье и иноземным послам - диковинка. Много девиц пожелали осчастливить царя и в конце долгих мытарств Передур выбрал себе жен, красавиц, певиц и танцовщиц, изящных до невозможности и вполне просвященных. Тридцать три. Царство у нас большое, народу много, отчего не выбрать. Это бедные державы пусть четырьмя женами перебиваются, у нас другие масштабы.

           Сыграли свадьбу и стал царь Передур ублажать своих красавиц. Долго ли коротко ли длился его медовый месяц, но труды многоженца оказались непосильной ношей для любителя изящного и в объятиях одной особо пламенной жены наш царь пал славной смертью.

           Его наследник оказался в положении несколько затруднительном, во главе страны танцующих медведей, кумачового моря и тридцати трех безутешных вдов. Но дураком он не был и начал свое правление с громкого лозунга: Все, что было до меня – отстой и загнивание! Долой все старое! Построим новую жизнь! Начнем перековку с себя! Начнем ее с дележки награбленного: каждой семье свободного отечества - по пляшущему медведю и по сорок локтей кумача! Хуже дело было с царскими вдовами. Но и тут умные люди подсказали. Устроили игру: кто хочет быть Передуром называется. Приходят добрые молодцы, крутят колесо и отвечают на вопросы. Кто выиграет - получает в жены царскую вдову. Но это так, вкратце, на самом деле правила там мудреные, чтоб было непонятно ты ли кого-то передурил или наоборот. Вот эта игра и вправду людям полюбилась, все только о ней и говорили, а каждую новую свадьбу праздновали всем миром, с хмельным медом, да с медвежатиной.

           И я там был, мед-пиво пил, а в игру меня не взяли, потому это только для передурцев, а я вообще-то не местный... А намедни украли у меня кошелек, а там все документы, и все же деньги, до грошика!..


Рецензии
Ваше творчество такое разнообразное, Алекс:
от сентиментальной мелодрамы до сурового, мужественного опуса.
И сказки, и реализм, и печаль, и юмор.
Не знаешь, чего ожидать, открывая Ваше очередное произведение.
Это стоит большого труда -
быть непредсказуемым и многогранным автором.

Совершенно грустная Ваша комичная сказка.
Вам удалось этим "смешливым" инструментом выдолбать в сознании дыру)
И по прочтении мне казалось, что я даже слышу Ваш тон и голос,
которым Вы читаете вслух свою сказку.

Тереза Пушинская   14.12.2011 18:27     Заявить о нарушении
Душа Хрустальная, Ваш каждый отзыв - это подарок :)
Я пишу совсем недавно и, конечно, не профессионально. Хотя большинство моих рассказов идут "от души", появляется время от времени желание попробовать себя в разных жанрах: сказка, рубаи, перевод, юмор... О результате не мне судить. Но сам процесс... :)

С улыбкой,
Алекс

Алекс Олейник   14.12.2011 22:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.