Красные маки, или Нос как детектор лжи

  Где-то я слышала, что если хочешь узнать, говорят тебе правду или лгут, нужно задать вопрос и пронаблюдать, как человек себя ведет, давая ответ. Если он начинает менять позу, переставлять ноги, ерзать на месте- врет, даже если при этом он хорошо совладал с голосом, лицом, не выдали глаза.
 
Когда он говорит правду, он не будет делать лишних телодвижений.
А вот Андре Моруа говорит, что легко понять, когда мужчина обманывает: он знает, что голос его должен звучать естественно и поэтому, когда он говорит, что его задержали на работе дела, то старается сказать это как можно естественнее, и в этом случае подозрением является сама- обычно чрезмерная- естественность.
 
Может быть, это и хороший способ для тех, кто умеет отличить естественность от естественности же, но чрезмерной. Лично мне это, по-моему, не удается.
 
Когда-то, в самом начале наших отношений с N, мне было очень важно знать, говорит ли он мне правду. И однажды, после того, как он куда-то исчезал на несколько дней, я задала ему вопрос- неожиданно и глядя прямо в глаза. Это было крайне важно для меня: что и как он ответит. Он сидел напротив меня и он ответил: невозмутимо, естественным голосом и все было очень похоже на правду.

Но я не могла не усомниться в искренности его слов, так как он изменил позу и поерзал ногами, как будто они в этот момент начали ему мешать.
Я втайне даже радовалась, ведь мой секрет-разгадка, услышанный накануне, как мне казалось, сработал.

Но с тех пор прошло уже несколько лет и, случайно или нет, больше я им не воспользовалась, хотя бывали случаи, когда мои подозрения становились для меня же невыносимыми, но мне не удалось ни опровергнуть их, ни подтвердить: они так и остались смутными тенями, разделяющими нас.
 
Время шло, отношения наши менялись и в конце концов изменились до неузнаваемости: мне стало безразлично. Я больше не ревновала. Так... иногда, скуки ради, бывало просто любопытно, стечение ли это обстоятельств или же он действительно мне изменяет? Мне становилось смешно. Интересно бы увидеть, с кем. И я развлекала себя, представляя, как он пускает пыль в глаза своей новой "жертве"; как она воспринимает все всерьез и, быть может, как и некогда я, будет в восторге от такой неординарной личности- до тех пор, пока не научится отличать его слова от его сути.
 
Но дело не в нем, а в том, что меня потрясло. Потрясло и развлекло до такой степени, что даже ночью, вспомнив об этом, я рассмеялась вслух.
 
Был май, настали дни очень жаркие, все, как говорится, цвело и благоухало и мы собрались за город, к морю.
Я заметила разбросанные лепестки маков сразу же, как только села в машину, но я довольно рассеянна и они не навели меня ни на какие мысли - просто увидела их и все.
 
Потом взгляд мой снова скользнул по ним, я смутно подумала, что, наверное, подвозил кого-то с цветами. Но то, что никого он не мог подвозить в городе с полевыми маками и то, что их лепестки были рассыпаны по всему салону, из чего следовало только одно,- что он с кем-то уже выезжал за город, но предпочитает мне об этом не говорить- все это я поняла чуть позже, на пляже.

Очевидно от жары мой мозг стал ленивым и неповоротливым, а может быть, причина в моем безразличии ко всему.
 
Приехав к морю, я отказалась от рыбной ловли, заранее обреченной на неуспех, и осталась одна. От нечего делать я решила убрать салон, вот тогда-то и оказалось, что красных лепестков-предателей было гораздо больше, чем я увидела вначале, и они были повсюду.
 
Так у меня появились некоторые догадки, я даже почувствовала легкий азарт!
 
Конечно, это еще не означало измену мне с другой женщиной, возможно, он выезжал с кем-то из друзей, а тот был со своей приятельницей... Но зачем же скрывать? Чтобы я не обиделась на то, что поездка состоялась без меня? Но я не обидчива...

Надоело дальше развивать эту мысль. В конце концов все это мало меня занимало, но смутить его вопросом не помешало бы!
 
Вскоре я перестала об этом думать, мысли переключились на другое, а красные лепестки маков больше не напоминали о себе, в машине было чисто, а я сидела рядом и слушала музыку. Затем, когда солнце уже здорово меня припекло, я перебралась под крышу автомобиля и полулежа попивала пепси, рассуждая на предмет, отчего же моя драгоценная жизнь мне все-таки не удалась.
 
Это не были мучительные размышления, а скорее лениво-приятные, хотя себя, конечно, жалко.
 
Но тем не менее это был один из лучших дней той поры: вода, солнце, зелень вокруг и тишина- все располагало к душевному покою.
 
Прошел час или больше, когда вернулся мой рыбак-неудачник. Прохладный от воды, он уткнулся в мое плечо и мы замерли в блаженной лени, в покое- чужие, но почему-то не разведенные судьбой окончательно.
Затем он поднял ко мне лицо и стал смотреть, все больше и больше погружаясь в меня взглядом, будто выискивая что-то и чего-то ожидая.

Я знаю этот взгляд, это ожидание- чего? Того, что ушло, чего уже нет и никогда не будет?
 
В таких случаях у меня уже вошло в привычку переключать его внимание на него же, а он всегда поддавался этому весьма охотно.

Так было и в этот раз- я перешла к занятию более прозаическому, чем внимать взгляду из глубины души, рассчитанному на удержание меня возле своей уходящей молодости,- то был взгляд-компенсация за эгоизм и почти жестокость в поступках, плата за то, что однажды насильно распорядился чужой юной жизнью и из этого ничего хорошего не вышло.
 
Понимал ли он, что это уже перестало на меня действовать?
Что монета давно обесценилась и уже ничего не стоит?
 
Но это все мимолетные мысли, я почти автоматически, как обычно в таких случаях- во избежание душещипательных бесед, принимаюсь осматривать его внешность.
 
Снова шершавые локти... а здесь поцарапал себя бритвой... Как он обожает, когда за ним ухаживают! Готов часами сидеть вот так, покорным ягненком в моих руках.


-Ах ты такой мордашка...- бормочу я, используя чичиковскую терминологию и продолжая осмотр, при этом- (о, неисповедимы пути господни!)- держа его за нос... как вдруг меня осенило:
 
-А что это за лепестки маков были разбросаны по всему салону?
 
Невиннейший вопрос был подобен эффекту взорвавшейся бомбы и разнёс вдребезги все его cпокойствие.

Только что так покорно отдавшийся в мои руки, само воплощение блаженства, умиротворения и доверия ко мне, теперь он метался, как зверь в клетке.
 
Но выхода у него не было: я по-прежнему, как ни в чем не бывало, держала его за нос.

Движения его были скованны и единственное, что он мог- это вращать глазами, закрывать и снова открывать их.
 
Он побагровел под загаром, я чувствовала, как бурно и лихорадочно, сбивчиво работает его мозг.
 
-Это мы с...- невпопад называет мужское имя,- ездили наживку искать для рыбалки...

И больше ничего! К сказанному он не добавил больше ни слова!
 
Да и не нужно было: тот дискомфорт, который он внезапно начал испытывать, будучи в моих руках, говорил сам за себя.
 
Я сдерживаю смех и смотрю ему прямо в лицо, держа за нос (возможно, это длилось не более секунды, но я уверена, что эта секунда показалась бесконечно долгой не только мне одной!).
 
Тут он не выдержал- дернулся, к счастью, ударившись лодыжкой о дверцу автомобиля: наконец-то появился повод высвободиться из моих рук. Он наклонился, стал тереть ушибленное место и жаловаться на боль, ах как ударился, ты не представляешь себе!
 
Я почти задыхаюсь от смеха и больше уже не сдерживаю его.

 
Тут рядом с нами появились рыбаки, вытаскивающие на берег сеть, стали подходить любопытные поглазеть на улов: прекрасный повод замять этот мучительный для него момент, немало позабавивший меня.
 
Но в общем мы неплохо провели время, успели проголодаться, и так приятно было возвращаться домой с ветерком, отдохнув от городской суеты.

Вокруг простор полей и бесконечная зелень... с красными островками маков...
Я вспоминаю и отворачиваю в ухмылке лицо.
 
Кажется, я тогда радовалась жизни и своему открытию: оказывается, нос- отличное средство установления истины, -эдакий детектор лжи- и к тому же оно легкодоступно!
 
 
 
 


Рецензии