Психологические страдания
На разных стадиях своего литературного творчества я ставил перед собой разные цели. В начале меня влекло желание удовлетворить страсть к сочинительству, затем потешить свое тщеславие и честолюбие, излить душу, поделиться своими мыслями и взглядами на жизнь, позлословить, пощекотать чужые "нервы", посоревноваться в полемике или просто подурачиться. Со временем мой художественный вкус вырос до степени, позволившей адекватно оценить уровень своих способностей. Возникла необходимость выбора жанра, в котором могли бы ярко засверкать лучшие грани моего интеллекта – самостоятельность мышления, проницательность, ясность мысли, философский склад личности. Выбор пал на эссе, публицистику и сатиру. Сатира держится на насмешке и сарказме. Публицистика резко ограничивает степень откровенности суждений. Эссе требует креатива, новизны и оригинальности. Другими словами, этот жанр допускает полную свободу мысли, но возникает новое препятствие – где их взять. С другой стороны, любой источник со временем истощается, будь то ум или талант. Наступает кризис самоощущения. Это состояние пережили все гениальные и талантливые люди. Их реакция в такой ситуации была напрямую связана с запасом знаний психологии. Недостаточность осведомленности в этой области привела к трагическим последствиям в жизни Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского, Байрона. Их подвела высокая требовательность к своему творчеству. Люди менее одаренные переносят резкое снижение качества своей продукции менее болезненно. Исписались? - Ну и что, будем ехать на своем имидже дальше (Шаинский, Крутой, Антонов, Альтов, Измайлов). Еще менее талантливые начинают писать реже, а затем прекращают совсем (А. Казимиров, И. Машенко и т.д.) Неталантливые начинают писать эпиграммы, пародии, критиковать всех и вся. Неумные находятся в самом лучшем положении. Они не рефлексируют, не занимаются самоедством. Они просто ничего не замечают и в этом их истинное счастье. Какой же вывод – Сочинять или не сочинять? Сочинять обязательно, но не читать то, что пишут другие.
Платон Расцветаев.
Рецензии