Психологические страдания

На разных стадиях  своего литературного творчества я ставил перед собой разные цели.  В начале  меня влекло желание удовлетворить страсть к сочинительству, затем потешить свое тщеславие и честолюбие, излить душу, поделиться своими мыслями и взглядами на жизнь, позлословить, пощекотать чужые "нервы", посоревноваться в полемике или просто подурачиться.  Со временем мой художественный вкус вырос  до степени, позволившей адекватно оценить уровень своих способностей. Возникла необходимость выбора  жанра, в котором могли бы ярко засверкать лучшие грани моего интеллекта – самостоятельность мышления, проницательность, ясность мысли, философский склад личности.  Выбор пал на эссе,  публицистику и сатиру. Сатира держится на насмешке и сарказме. Публицистика резко ограничивает степень откровенности суждений.  Эссе требует креатива, новизны и оригинальности.   Другими словами,  этот жанр допускает полную свободу  мысли, но возникает новое препятствие – где их взять.  С другой стороны,  любой источник со временем  истощается, будь то ум или талант.  Наступает кризис самоощущения. Это  состояние пережили все гениальные и талантливые люди.  Их  реакция   в такой ситуации   была  напрямую  связана  с запасом знаний  психологии.  Недостаточность  осведомленности в  этой  области  привела к трагическим последствиям в жизни Пушкина,  Лермонтова, Есенина,  Маяковского,  Байрона. Их подвела высокая требовательность к своему   творчеству.  Люди менее одаренные переносят резкое снижение  качества своей продукции менее болезненно.  Исписались? - Ну и что,  будем ехать  на своем имидже дальше (Шаинский,   Крутой,  Антонов,  Альтов,  Измайлов).    Еще менее талантливые начинают писать реже,  а затем прекращают  совсем  (А.  Казимиров,  И. Машенко и т.д.)  Неталантливые начинают  писать эпиграммы,  пародии,  критиковать всех и вся.  Неумные  находятся в самом лучшем положении.  Они  не рефлексируют, не занимаются самоедством.  Они просто ничего не замечают и в этом их истинное счастье.  Какой же вывод – Сочинять или не сочинять?  Сочинять обязательно,  но не читать то,  что пишут другие.
                Платон  Расцветаев.


Рецензии