Сказочка 9. Человек Гринвичского меридиана

… «Вернувшись после выходных, «исследователь научных методов ведения войны» сразу же приступил к разработкам прибора, который сможет «подсчитывать» сотни параметров для изображения внутренних органов человека»….


Этот человек считается архетипом Британского эксцентрика. Он всю жизнь был один, любил одиночные путешествия пешком в пределах центральной Англии и свою грандиозную идею, которая ему принесла Нобелевскую премию, он сам для себя «решил» во время многочисленных прогулок в лесах Бурнхам Бичиз в Букингхэмшире близ Лондона. Вот они эти замечательные остатки нетронутой природы в нескольких десятках километров от центра Лондона.

Годфри Ньюболд Хаунсфильд (Godfrey Newbold Hounsfield) родился самым младшим пятым ребенком в семье фермера в деревушке недалеко от Ньюарка графства Ноттингхэмшир 28 августа 1919 года.

Все дошкольные годы его ознаменовались полной свободой и наслаждением природой в изолированном от общества сельском раю. Два его брата и три сестры свои игры так «организовывали», что не было в них места малышу, но он и не искал для себя других забав, кроме уединения от «общества» и созерцания красот деревенской Англии. На ферме отца имелось много «безделушек», которые внимание Годфри привлекали – механические молотилки, упаковщики сена, генераторы и прочие электрические штучки. С 11 лет он пытается что-то конструировать, например, «ракетный» двигатель на воде и ацетилене, который вырабатывался из карбида кальция. В деревне и на приватизированных отцом землях «опыты» такие были возможны, да и не было всяких отвлекающих моментов вроде игры в мяч, походов в кинотеатры и прочих забав большого города.

Избежав гибели в буквальном смысле слова и перелетев на планере с крыши сарая на стог сена, после опытов с ракетными двигателями, крестьянский сын Хаунсфильд приступил  к экспериментам с электричеством. Это более безопасное увлечение закончилось сборкой самодельного звукозаписывающего устройства.

Подошло время учиться в школе. Начальная школа Магнуса в Ньюарке. Мальчик плохо учится, но физика и математика даются ему легко, он овладевает легко основами и не было ему равных в школе.

Когда началась война в 1939 году, Хаунсфильд призывается в Королевский Воздушный флот. Его мечта – стать специалистом радиодела. Он сдаёт экзамен и становится инструктором по навигации с помощью радара, а по рекомендации маршала авиации Дж. Кассиди  в 1945 году поступает в Инженерный колледж им. Фарадея в Лондоне.

С 1951 года и до конца своей жизни Годфри Хаунсфильд с дипломом техника-электрика работает в исследовательской секции фирмы Электро-Музыкальная Индустрия (ИЭмАй). У него нет времени продолжить своё образование в университете и получить степень доктора (PhD), потому что он все время проводит в исследованиях. То улучшает ламповые компьютеры, переделывая их на транзисторные, то изобретает магнитные переключатели вместо реле.

Несмотря на отсутствие университетского образования за Хаунсфильдом навечно закрепилась кличка «bachelor boffin», что означает «неженатый исследователь научных методов ведения войны».

Идея абсолютно «гражданская» идея, никакого отношения к войне не имеющая, возникла у Хаунсфильда в 1967 году во время прогулок в лесах Букингхэмшира. О медицине он также совсем не думал, когда заинтересовался идеей «обнаружения в закрытом ящике разных предметов при рассматривании объекта под разными углами». Через непрозрачные стенки можно «смотреть» с помощью лучей высокой энергии, например, гамма-излучения или рентгеновских лучей….

Вернувшись после выходных, «исследователь научных методов ведения войны» сразу же приступил к теоретическим разработкам прибора, который сможет «подсчитывать» сотни параметров пучка рентгеновских лучей для построения изображения внутренних органов человека. В течение одного дня и одной ночи Хаунсфильд, во-первых, сформулировал правильно направление исследований, а также, во-вторых, резко изменил (с ног на голову) свои опытно-конструкторские разработки с военных на самые мирные и гуманные рельсы.

Никаких «бронепоездов, стоящих на запасных путях»!...

Пять лет непрерывных исследований, изготовление приспособлений, прототипов, макетов, чертежей, схем и экспериментов с различными органами и тканями человека из анатомических театров, а также органами и головами животных, которые доставляются из кошерной бойни в противоположном конце Лондона.

Насколько грандиозна работа Годфри Хаунсфильда достаточно привести такие цифры.

В начале опытов применялся источник гамма-лучей. С его помощью объект исследования надо было сканировать 9 (девять!) дней, чтобы накопить данные по измерению интенсивности поглощенного и прошедшего через объект излучения. Данные фиксировались на перфорированные носители из тонкого картоны общим весом 132 кг. Для реконструкции данных для получения изображения нужно было 2,5 часа работы большого стационарного компьютера. После того, как вместо гамма-лучей были применены рентгеновские лучи время сканирования было уменьшено до 9 часов, а компьютер был тот же, то есть – еще 2,5 часа на получение изображения.

После окончания экспериментальной части нужно было создавать действующую модель и устанавливать её в одной из Лондонских больниц. Поскольку в этот период фирма ИЭмАй получила большой доход в связи с выпуском записей группы The Beatles, то 120 тыс. фунтов было выделено на эти цели. Прибор для КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ головного мозга был изготовлен и установлен в частной больнице Аткинсона Морли. В 1972 году был получено первое изображение головного мозга человека.

Сэр Годфри Хаунсфильд в 1979 году был удостоен Нобелевской премии в области биологии и медицины вместе с американским математиком Аланом МасЛеод Кормаком (Allan McLeod Cormack) за внедрение в медицину нового метода визуализации – компьютерную томографию. Он был награжден высшим орденом Британии и звaнием рыцарь.

Скромный холостяк ушел на пенсию с единственного предприятия своей жизни ИЭмАй в 1986 году. Он избегал шумной светской жизни, продолжал свои пешие прогулки и восхождения в горы. Любил джаз и играл «на слух» на рояле. Ни при каких обстоятельствах он не изменял своей привычке просыпаться в 9 часов по Гринвичу. Если он соглашался сделать доклад в каком-либо городе какой-либо страны, то назначал время начала на 10 часов среднеевропейского времени. Невзирая на то, что в некоторых странах это было уже и после полуночи….

Человек, не стремившийся к почету, наградам, званиям и богатству, человек, который учил молодежь «не бояться никаких экзаменов, если хорошо освоил предмет», но при этом наслаждаться жизнью и «не переживать, если проснулся далеко за 9 по Гринвичу»….
Техник-электрик без университетского диплома, который несказанно обогатил медицину достижением поистине космического значения, Нобелевский лауреат Годфри Ньюболд Хаунсфильд завещал все свои сбережения в фонд развития инженерных исследований и разработок.

У него не были семьи и детей. Последние 3 года жизни он провел в приюте, тяжело страдая от заболевания легких.

Память о Хаунсфильде осталась в единице измерения «яркости» изображения на компьютерных томограммах. Единица Хайнсфильда (Hounsfield unit) – яркая звезда, «упавшая» с неба и навеки оставшаяся с нами на Земле.

Умер Сэр Годфри Хаунсфильд 12 августа 2004 года.


Рецензии