Солженицын! А это кто?

   А это тот, кто написал  уже давно статью "Жить не по лжи". Я, помню, прочитал статью со всем моим вниманием.   Как это верно, подумал я. Как замечательно. Да кто же и против. Хотя, как сказать. Ведь всю же жизнь, кажется, мы только этим и занимаемся. То есть ложью. Сознательно или бессознательно. Чаще всего во имя спасения себя, наших близких, да и дальних тоже. И столь же часто просто по слабости характера или в неумение даже и для себя отличить правду от лжи.

 Но Солженицын, обращаясь к нам с этим страстным призывом измученной души, имел ввиду нечто другое. Он хотел нам сказать, что все мы, кто сознательно, а кто бессознательно, во всем нашем общественном жизнеустройстве живем не по правде. В полной уверенности, что правда известна лишь только ему одному. Быть того не может, чтобы и в те далекие времена, когда писалась упомянутая статья, он не мнил себя уже суровым пророком, изрекающим непреложные истины.

  Ну а сегодня, кто не знает, он уже и стал совершенно признанным пророком в нашем родном отечестве. И забронзовел  в этом качестве. Теперь каждое его слово – все равно, как цитата из Библии.   Он провозгласил лозунг безотказный, безупречный и не поддающийся никакой критике. По определению. Это лозунг-возвание был выдвинут им в 1978 году. В то время он еще не был лишен советского гражданства и не был насильственно выдворен вон из страны.

    Он подкрепил свой страстный призыв следующим тезисом в своей борьбе с ненавистным ему режимом: «Самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, всем владеет, но в самом главном упремся. Пусть владеет не через меня.» То есть это надо понимать так, что если все вдруг начнут жить по правде, то и ненавистный, прогнивший, весь основанный на лжи режим тут же  и рухнет. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут и Свобода нас примет радостно у входа». И  все сразу вздохнем свободной грудью, и станем счастливы. Как здорово и хорошо!

   А дальше мы помним продолжение известной поэтической строки? Конечно, помним. «И братья меч вам отдадут» А меч зачем? А затем, чтобы головы рубить. Зачем же еще! Головы тех, по твердому убеждению рубивших, кто по правде жить не хотел. Примеры? Да вся история только ими и полна. Вот первое, наудачу. Якобинцы рубили головы своим супротивникам. В полной убежденности своей правоты. Они не хотели жить по лжи и рубили головы всем, кто мешал им жить по правде,кто был с ними несогласен, или даже просто высказывал сомнения.  Большой друг народа Марат насчитал таких голов более 200 000 во Франции. И никак не меньше! Всех их с плеч долой. Потому как по правде, по мнению «друга народа», жить они не хотели. Только в этом случае революция и могла победить. А потом якобинцы стали рубить головы друг другу. И заметьте, каждый из них в простоте душевной верил, что правда только на его стороне. Наконец отрубили голову и самому Робеспьеру. Вот только после этого легкомысленные французы и угомонились. И по этому случаю на радостях назвали главную площадь в Париже площадью Согласия. А вот правду так и не нашли. И до сих пор ищут. И в этом смысле будущее для них покрыто все тем же мраком неизвестности, как и более 200 лет назад. Говорю так уверенно, поскольку имею к этому не самому глупому народу на Земле в силу специфики моей профессии самое непосредственное отношение.
                *****
   
    Жить не по лжи! Ах, как бы хотелось, чтобы именно так. Но вот ведь  в этом месте у меня возникает вопрос к пророку. И даже не один вопрос. И все вопросы такие детские, наивные, но, тем не менее, на которые я сам не нахожу ответы. Эти вопросы неотступно преследуют меня. Они мучат меня с тех самых пор, как я прочел статью Солженицына. Жить не по лжи! А это как? Это видимо так, как если бы я точно знал, в чем состоит правда в нашем таком сложном мире.  В мире, наполненном борьбой всех и вся за свое существование (комфортное существование) и за место под солнцем. Или если бы я точно знал, что в этом мире  справедливо и несправедливо. Вот князь Болконский говорил, что ни в чем и никогда люди так не ошибались, как в вопросе о справедливости. Или если бы я точно знал, в чем состоит истина. На этот же вопрос, обращенный Понтием Пилатом к Христу, последний ответил молчанием. Если ни князь, ни сам Христос не дали мне вразумительного ответа, то почему я должен почтительно внимать «пророку» в его риторическом обращении ко мне жить не лжи. 
 
  В некотором смысле я могу понять уважаемого пророка. Видимо, он призывал нас жить по зову сердца. То есть, не лгать самому себе. И не только жить, но и постоянно отвечать зову сердца. Вот оно, сердце,  только и знает, и подскажет, как мне жить. Хорошо. Готов согласиться. Но ведь опять же проклятый и такой глупый вопрос. А что это такое сердце. Это такой орган, такой насос, качающий кровь, весь плоть от плоти нашего организма? В таком случае получается так, что я должен ответить зову плоти? Ну, тогда получается совсем уж как-то нехорошо. Я должен жить в соответствии с потребительскими инстинктами моего организма, моей плоти.
 
   Нет, конечно, Солженицын, когда он говорил о сердце, он имел ввиду, разумеется, душу. И опять у меня очень глупый и очень нескромный вопрос. А что такое душа? Ну ответьте мне, пожалуйста. Иначе я просто дальше и жить не могу. Ведь чтобы довериться предмету, я должен досконально знать природу этого предмета. В данном случае предмет этот сама душа. Предмет, можно сказать, сакральный. 

    Наверное, наука и религия дадут на вопрос, что есть душа, разные ответы.  Может быть, душа есть нечто такое, что человеку постигнуть и вовсе не дано? Тогда выходит, что вопросов здесь никаких и быть не может. Это такая бессмертная субстанция, суть которой еще не объяснил никто и нигде. Она не раскрыта ни одной религией, ни одной ученой головой. Душа - тайна великая заложенная в нас с момента рождения, делающая нас всех людьми, и отличающая нас от всего остального живого мира, от всех скотов. А может быть, это просто психологический мир человека, медицинский, так сказать случай?

    Как ответить, если я, что уж совсем плохо, просто не уверен, существует ли душа вообще. И все разговоры о ней – так, никчемная болтовня.  Ну а если есть, то, как ее, к примеру, описать ребенку, такому еще чуткому к проявлениям сказочных явлений, но уже и требующий всем своим растущим сознанием объяснения понятные, доступные и внятные. Если, предположим, ее нет, то почему об этом предмете сказано так много, как ни о каком другом. И описывают ее так, как если бы она действительно существовала, несомненно и бесспорно.
                *****
Вот только что к ней нельзя прикоснуться ни одним из наших пяти чувств. Не увидеть, не услышать, ни даже понюхать, ни попробовать на язык А она, душа, может быть, например, доброй и злой, высокой и низкой, коварной и доверчивой, и даже окрашенной в разные цвета. А еще эту душу можно, как ящик, закрыть и раскрыть нараспашку. Ею можно поручиться, ее можно заложить, продать,  искупить, погубить, возродить и пожертвовать ею. Она может едва держаться в теле или вовсе покинуть его. Может и воспарить над телом в минуты восторга и экстаза, но так, чтобы вернуться вновь в него. В ней можно что-то таить, а также и влезть в нее, и даже плюнуть в нее, если не сказать грубее. Над ней можно еще и стоять.
 
 И потом непонятно, где же она пребывает в теле. В голове, в сердце, или в другом месте, поскольку она имеет способность даже и в нем перемещается. То в пятки уйдет, то на кончиках пальцев окажется. А сколько предлогов можно употребить с нею, которые все еще лишний раз доказывают ее материальное существование. С душой, в душе, без души, для души, по душе, и даже за душой.  Она горит и остывает. Она поддается тактильным ощущением, поскольку может быть пламенной, теплой и холодной. Она обладает властью что-то принимать или не принимать. А если встречаются две души, то самый счастливый исход для них - это когда они начинают жить душа в душу. И при всем при том она еще бессмертна. Так что же сказать о предмете, который детально, вдохновенно поэтично описан, но который в то же время так нематериален, невидим и неуловим. 

     Солженицын нам ответ на этот вопрос тоже не дал. А писатель, как мы знаем со слов Достоевского, должен всю свою жизнь положить в поисках ответа на вопрос, в чем состоит тайна души человека. Но Солженицын, как я уже упомянул, стал у нас в России больше, чем писатель. Он пророк. А пророк может только изрекать непреложные истины. Он дает императивные рекомендации. Жить не по лжи и всё. И без вопросов. Пророк вовсе и не обязан что-либо объяснять.

   Ну что ж, хорошо. Мы последовали его воззванию. Жить не по лжи!  И что получили? Ответ уже известен. И дал его, ну надо же, сам пророк. Получили «Россию в обвале». Раскаивается ли он в столь печальном результате? Да ни Боже мой! Профессор-диссидент Зиновьев принес свое покаянное слово. «Метили в коммунизм – а попали в Россию». Главный стрелок, можно сказать даже и снайпер, не промазал. Запад использовал его главное творение, как орудие главного калибра в борьбе с коммунизмом. А по сути дела в борьбе с Россией. Он, как никто, сделал все возможное, чтобы Россия свалилась в этот самый обвал. И не в малейшей степени после этого не признал своей вины. Тогда как его то вина просто неизмеримо велика. Да и как и ожидать от него покаянное слово, если в заграничную бытность его, кто ж как ни он призывал к крестовому походу против СССР. Причем не в метафорическом смысле. «Крестовый поход» в конце 20 века – это ядерная война. Против кого война? Против нас!  В здравом ли уме, делая подобные призывы, был почетный гражданин США.

   Вспоминаю другого нобелевского лауреата. Бунина, который, как известно, большой любовью к СССР тоже не отличался. Но ему и в голову не могла прийти мысль присоединиться к известной силе, которая вознамерилась, якобы, освободить нашу страну от большевизма. А вот Солженицын - нобелевский лауреат, призывал именно к этому, к уничтожению нашей страны в обращении к нашему главному супостату.  И именно об этом он в чуть завуалированной форме и говорил в своей нобелевской речи. Поразительно.

Вспоминаю Первый съезд народных депутатов. Выступает Карякин – большой ценитель творчества вермонтского затворника. Он называет Солженицына великим писателем земли русской. А еще и великим гуманистом назвал его. Удивительно. Понимаете?! Человек, призывавший к уничтожению собственного отечества, оказывается гуманист. Чудны дела твои, Господи.

     Я все же верю в искренность слов Солженицына. Надо просто его понять. Ведь все же здесь просто. Каждый человек живет в соответствии со своей верой. Он верит именно только в одно устройство человеческих связей и отношений среди людей. Он верит в некую силу, которая только она одна и способна обустроить нашу жизнь. И жить мы можем, по его мнению, только в одной системе моральных ценностей. А вот все другое, что не будет вписываться в эту систему, будет неправдой, то есть ложью. Ну, например, верили когда-то в то, что Земля – центр вселенной. И это убеждение было для всех несомненной правдой. А тот, кто это убеждение не разделял, жил по лжи. Надо ли напоминать, как с ними поступали? Бывало и сжигали на костре.

    Ведь все так просто. Верю я, к примеру, в то, что мир может быть устроен на принципах социальной справедливости, коллективизма, равенства, отсутствия частной собственности ( К чему нас призывали не только Маркс, но и Руссо, и Прудон.  Список в этом месте не самых глупых человеков можно было бы продолжать и продолжать), и я живу не по лжи. А вот в глазах Солженицына, как раз я то и живу по лжи. Потому что он считает, что жить нужно только по законам соцдарвенизма, то есть по законам животного мира. Только по таким законам человек и способен к развитию. Ну что ж, мы стали жить по рекомендованным им законам. Оглянитесь теперь вокруг и скажите, куда и как далеко мы продвинулись. 

     Жить по лжи или не по лжи – это всегда вопрос веры. Все наше изощренное человеческое сознание и богатое воображение,в неистребимом желание жить все-таки по справедливости такой, какой мы ее понимаем каждый по-своему, породило множество разновидностей вер. И помимо мировых религий есть множество, огромное количество их разновидностей и сект. И вера человеку нужна. Потому что без веры – человек не более чем скотина, по недоразумению наделенная мыслительными способностям. Потому что только вера и дает оправдание нашему земному существованию.

    Вот по Солженицыну вера в коммунизм – это ложь. Не верит он в коммунизм. Его право и дело. Но все же мы прислушались к воззванию пророка. Что получили – он и сам это узнал во время своего триумфального возвращения на Родину. Вы помните, как это было. Просто прилететь в Шереметьево на рейсовом самолете – это не для него. Так торжествующий диссидент возвратиться не мог. Ему нужно было именно победное, триумфальное шествие сквозь просторы необъятной нашей Родины. По пути  он тщательно записывал мнения своих соотечественников и почитателей. Вот они эти мнения, записанные его собственной рукой в 1994 году:

           «Как нам выжить? Зачем мы ещё живы?» (встреча в Улан-Удэ). — «Обрушились беды, от которых Россия может и не оправиться» (томская встреча). — «Сколько раз нас уже обманули?» «Ради чего всё это делается?» (Искитим, душевный мрак.) — «Не хочется говорить — кончаемся и умираем» (Тюмень, рабочий). — «Не хочу, чтобы мой сын был рабом в этой стране, пусть уедет!» (Чита, на вокзале). — И год спустя, в Пензенской области (Кузнецк): «Пройдёт ещё небольшое время — и уже ничего нельзя будет спасти». «Идёт грабёж простого народа». «Я этой власти не верю ни в чём». «Теперь человек наш не верит ни в начальство, ни в депутатов, ни в Президента». «В высокой власти у нас — воры в законе».

     Каждый раз, когда на встречах кто-либо из выступавших хвалил «прошлое» (коммунистическое) время сравнительно с нынешним, — ему аплодировало, на его взгляд, две трети зала. Когда он пытался возразить, что присутствующие, даже по возрасту, не знают из прошлого стольких ужасов, — из зала раздавались голоса ропота. Это происходило за три месяца до думских выборов, и он уже тогда убедился: коммунисты получат большинство.

    А вот и еще несколько цитат из его записей: «Душа чернеет от того, что творится» (и с людьми, и с природой). Пьют гнилую речную воду (Тара). «Жёлтые дети» (болезнь новорожденных, Алтай). — Растёт число дефективных детей, глухота младенцев, больны щитовидкой (Воронеж, достиг и сюда радиоактивный язык Чернобыля). Школы ремонтируют сами родители, из бюджета ни копейки. Туалет, переделанный в классную комнату. При трёхсменном обучении даже между сменами перерывы по 5 минут — обернись, поменяйся. Начинающая учительница получает, по пересчёту, 12 долларов в месяц (сколько американский рабочий невысокой квалификации в один час). «Стыдно перед учениками, нечего надеть» (Новосильский район). В школьных библиотеках учебники — рассыпаются в руках. — Теперь «нравственно то, что выгодно» (Рязань). — «У нас теперь царит идеология захвата и зависти» (Кинель). — «Дети смотрят: кто ворует — прекрасно живёт, а мой батька неумеха, хочет по-честному». — «Девочки с 12 лет идут в любовь». И выхлёстывало в раздражение: «Государство занялось грабежом!» — «Ни одного чиновника нельзя привлечь к суду». «Оказались демократы — самые большие взяточники». «Откуда сразу стали миллионерами, с ничего?» (Ярославль.) — Старый пенсионер (Тверь): «Сколько себя помню, мы всегда что-нибудь строим, вот сейчас — «правовое государство»; а найти управу ни на кого нельзя». — «Действительно мы стали свободны? какая свобода, если бросай работу и иди в вынужденный отпуск?» (Новосибирск). — «А как голоса считают? конституцию протащили обманом!» (Омск). — «Курс, диктуемый из Москвы, — на разъединение людей» (Кимры). — «Москва не похожа на город русского государства» (старушка в Угличе). — «Как можно за два года развалить то, что строилось веками?» (Кострома). — «Несомненно проводится сознательная политика уничтожения России!» — «До каких пор недостойные люди будут править страной?» (Пенза, сильные аплодисменты зала). — Абитуриент в Новосибирске: Телевидение — мерзость!» — Самара: «У нас на заводе ребята призывают вооружаться, как в Семнадцатом году». — Пермь: «Если не кончится твёрдой рукой — будет крах».

   Горько все это читать. От прежней веры отошли. Отряхнули ее прах с наших ног. Россия в обвале. Куда же нам теперь идти? Какую новую веру искать? По большому счету, спросим себя, во имя чего живем? Пророк нам на этот счет уже ничего не скажет. Мавр сделал свое дело и ушел. Нынешняя власть заявляет, что нам только лишь 20 лет. И полна оптимизма. И никаких идей не прилагает. Она как бы даже и боится идей. И получается так, что живем мы теперь по закону одной идеи. Идеи потребления. В единственном устремлении насытить свою плоть. Это даже негласно такая у нас теперь государственная политика. Вот только на удовлетворения наших плотских позывов и кладем наши жизни. Все это приводит к очень грустной мысли. Если вера наша в идеальное общество была ложной, то надо неизбежно признать, что скотская природа в человеке побеждает. И признать надо это окончательно и бесповоротно. Вот тогда мы и заживем по правде.   


Рецензии
Я в институте имел неосторожность сказать, что не понимаю и не верю Солженицыну, так меня тут же к необразованным неучам причислили, даже те, кто его не читал.

Спасибо! Интересная статья!

Еремей   19.02.2014 15:58     Заявить о нарушении
Солженицын - один из крупнейших фальсификаторов российской истории.
Да и прозаик средний.

Сергей Шрамко   04.03.2015 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.