Вариант сознания... ч. 34

    
   Возвращенцы
Как  и в конце  Х1Х  века,  нарастает  волна  мистицизма.  Слушал  радиопередачу  о людях, побывавших  «там»  и вернувшихся обратно. Мой  армейский  товарищ  Володя  Вовк  из  их  когорты.  Он  служил  бойцом   пожарной  части,  и его прихватило во время  тушения   газовой  скважины.  Потом  он  еще  раз  видел  райские  кущи -  на  сей  раз  сам  пустил  газ  на  кухне…  По свидетельству  «возвращенцев»,  они видели свое  тело со стороны,  Вот врач-реаниматор хлопочет  возле  койки,  вот родственники  плачут…   Являлись  также  бестелесные   и добрые  существа,  чтобы  выразить неофиту  свою  любовь и дружество. Описан  случай со слепым человеком:   находясь в  бестелесном  состоянии, он  увидел,  а, вернувшись,  подробно  описал  все  манипуляции  и процедуры,  имевшие  место в   палате. У  возвращенцев,  как  правило, сильное  чувство долга:  малые  дети,  незаконченные дела заставляли  скрепя  сердце  спускаться  на  бренную  землю.    
    Конечно,  такие  свидетельства,  если они подлинные,  производят сильное  впечатление.  Они  размывают    представление  о  смерти так    тотальном распаде,  уничтожении тела  и личности.   Я  не склонен связывать  рассказы  о  загробной  жизни  с  религией.  Религия  сама  питается  ими,  даже эксплуатирует их.   Мне кажется,   во всем  этом  есть   актуальный социальный  смысл.  Раньше  я не мог понять,  зачем   материалистической  идеологии  твердить,  что  «загробная  жизнь» -  это поповские  сказки. Ничего там  нет -  и весь сказ!
  Но в системе  социума,  огражденного  крепко охраняемыми границами,  вопрос  о  жизни после  смерти приобретает значение  отдушины,  прорехи  в системе  тотального контроля     над  личностью. Особенно  это  было  заметно в  эпоху   завинчивания  гаек  при Сталине:  храмы взрывали,  священников расстреливали,  церковные  книги  сжигали.   Человек  должен  «пахать»,  не разгибая  спины, именно  здесь,  в   хорошо огражденном   социалистическом  лагере, -  без  надежды   вырваться.  Куда  человеку хочется вырваться  -  за  границу  или    в  загробную  бестелесную  жизнь,  - все  равно.  Главное -  чтобы  не  вырвался!    Главное -  не имел  надежды!
Дай  Бог,  наступит перестройка и наших  отношений  со смертью…
                31  августа  1989.               
                * * *
                Холодные  и  горячие  камни
Поехали с приятелями на  яйлу.   С  высоты  видно,  что Ялта   затянута   мутноватой дымкой,  которую  за  границей  называют смогом. На  склоне  Могаби поблескивают  блюдца  озер;  в  одном   воды почти нет -  спустили,  пока искали трупы  двух  изнасилованных и убитых  девочек.
  На  яйле  тишина.  Изредка прогудит машина,  одолевая   горный  серпантин. Шуршит сухая  трава,  скачут кузнечики.  На камнях -  ярко-оранжевые  заплаты  лишайника. Желтые  розетки лишаев  прилипли  даже  к  полированным  гранитным плитам  на памятнике  крымским партизанам.  Как  они держатся,  чем  питаются,  кроме  солнца?   На    рыжем  холме    в  отдалении -  кучка   белых  щампиньонов:  антенны  радиолокаторов   закрыты  от ветров   сферическими оболочками.  К  обрыву  сбегают  кургузые  сосенки; на скалах,  обдуваемых  ветром,    сосны похожи  на  всадников  без  головы. Изъеденные   временем  известняки  навевают  воспоминания о ящерах и  неведомых  чудищах древности – ребристых, шишковатых,  уродливых…
  Наклонившись, поднимаю  из травы пару камней. Плоские,  угловатые, они ничем  не отличаются  друг от друга.  Странно:  один чуть тепл,  другой  наполняет ладонь   неведомым  жаром.  Почему? Долго собираю плоские  щебни,  зажимая в  ладонях  напитанную солнечным  теплом   тайну,  и осознаю,  что люди очень похожи  на  камни.  Нас  греет одно солнце;  мы носим одинаковые  одежды;   мы  едим  похожую пищу. Почему  же  одни    холодны  и равнодушны,  а другие  лучат тепло и участие?
  Вот,  на  днях хоронили  племянника  нашей  сотрудницы  Анны Михайловны  Режинской.  Алкаш,  лишний  человек, и это  непонятно,   потому что -  еврей. 
-  Отец  русский, -  грустно поясняет  Анна Михайловна. Родная  сестра  покойного выкинула  его из  квартиры. Анна Михайловна пригрела   бездомного Мишу,  кормила,  одевала его,  а он продавал и пропивал  вещи.  Как  же получается, что родная  сестра  обобрала и выгнала  брата,  а  тетка с сердечной   болью  лелеяла   пропащее существо? Воистину, из горячего камня  выточено  сердце  Анны Михайловны…
На похоронах  был конфуз. Пришли  алкаши, собутыльники Михаила.  Не ведая  об  иудейском  его происхождении, они настойчиво совали в гроб   православный  крест. Анна  Михайловна в  ужасе   отпихивалась,  а парни шибко  недоумевали.  Наконец,  с помощью  служителя церкви  крест вложен в  холодные  руки   покойника,  а мне припомнилось,  как лет двадцать назад  хоронили дядю  жены,  тоже  Михаила,  тоже запойного.  Друзья  положили  ему в  гроб  четвертинку водки. «На  дорожку»…  Сколько, интересно,  может пролежать водка?  Наверное, подольше   человека…
                9  сентября  1989.
                * * *
               
                Синергетика социальных  систем
Свойство  умной статьи:  ее  выводы  шире  материала, на котором  она основана. Сейчас  читал статью А.Кригеля  об  атмосферных процессах («Знание – сила, 1989, № 8). Сложные и не предсказуемые  на сегодняшний  день   флуктуации  атмосферы  определяются  закономерностями,  которые  описываются  новой  наукой -  термодинамика   неравновесных  систем.  Суть такова: если система   открыта,  то есть,   существуют внешние  источники,  с  которыми она может обмениваться  энергией,  то  могут возникать условия,  когда  энтропия  отступает; напротив, происходит   упорядочение системы за счет саморегуляции.  При  небольших  отклонениях система  самостоятельно  возвращается  к  равновесию. При  больших – возможен скачкообразный  переход   в иное  стабильное состояние. Это явление  называют фазовым переходом.  По  Г.Хагену (ФРГ), наука  о самоорганизующихся  системах  называется  синергетикой.
В  физике и  биологии примеров  таких  переходов из  одного состояния в  другое  -  множество:  генерация   в  лазерах, мазерах,  газерах и др. Происхождение  жизни,  эволюция ее форм -  это процесс самоорганизации материи. Структуры,  которые способны    благодаря  скачку  обрести  равновесное состояние,  называются  диссипативными. Учение о таких структурах  принадлежит  лауреату Нобелевской премии И.Пригожину.
Атмосфера  являет собой  движение   неравномерно нагретых  жидкостей  и  газов,  имеющих  различную  плотность  и давление. Погоду на планете определяют фазовые  переходы  к  более высокой  или  более низкой  энергетике. Выявлены  закономерности (циклы)   в атмосферных процессах:  они связаны с  цикличностью процессов на  Солнце. Антропогенные  вмеша-тельства способны  спровоцировать  фазовые  переходы в такие состояния  атмосферы,  от которых,  как говорятся,  небо с овчинку покажется. Космос  может  непосредственно влиять на  человека – особенно если он находится в   состянии неустойчивости.  Блеснула  звезда -  и человек открыл  швейную машинку!
Я  думаю,   что развитие  Вселенной можно  также описать  как    процесс развития   открытой,  диссипативной  системы:  через  фазовые  переходы -    к более или менее упорядоченным структурам.  Это -  самоорганизация  Вселенной:  в турболентных  вихрях    материи где-то  нарастает энтропия и  одновременно  - упорядоченность; вселенная  расширяется и сжимается.  рождаются  и умирают звезды, галактики… Повинуясь вселенскому  циклу,   мир  периодически обретает новые состояния. Условия для такого сценария  -  одно:  Вселенная  должна  быть открытой системой. Иначе -  смерть.  С  кем (чем)  может взаимодействовать наша  Вселенная?  С Богом?  С  Паравселенной? С Иновселенной?
  Итак,   синергетическая  Вселенная.  Можно поразмышлять и о  синергетическом  человечестве. Чижевский показал, что   Солнце  и планеты  влияют и на  социальные  процессы.  Человечество развивается  как раз скачками.  Мы  наблюдаем  в истории и  современности   турболентность,  хаотичность    социальных движений:     великие переселения,   бунты и революции,   локальные и мировые войны… В  них-то и осуществляется таинство  фазовых  переходов   к  более высоким    формам  человеческой  организации – в семье,   нации,   государстве.  Это  не просто  биологизация   социальных процессов -  это  возведение  их  к   общим закономерностям   самодвижения  материи… Акадеимк Пригожан: «Жизнь   заведомо укладывается в  рамки   естественного порядка».
 Любопытно, что   точки   фазовых  переходов в  атмосфере  формируются  на стыках   между  различными режимами  движения  неравномерно нагретых  жидкостей  и газов.  Наверное,  это  правило  свойственно и социальным бурям. Ощущение того,   что  «вихри враждебные веют над нами» - очень точная  метафора  для   характеристики разнонаправленных потоков движения пролетариата и буржуазии.  Именно  на  этом стыке образуется  турболентный  вихрь  революции. Революция  -  мгновенный  фазовых  переход  общества в  иное состояние.
Не случайно революция  1917  года произошла  именно в России. Россия  -    стык  между  динамичным  Западом и  малоподвижным  тогда Востоком. Лед и пламень, соединившись, породили  бурный  поток  революции.
 История  повторяется.   Германия  с  Гитлером  оказалась  на стыке тоталитарной  большевистской России и либерального буржуазного Запада… Польша,  Чехословакия, Венгрия   50-80-х  годов  - на стыке демократической  Европы и  застойного СССР… Здесь,  в этих странах,  следует ожидать рождения  нового качества. Надо думать,  это будут демократии,  которые  сумеют взять лучшее  и от социализма,  от капитализма. 
Такова синергетика  социальных систем.  Интересно бы  проследить и синергетику  национальных  движений.
                8  октября  1989.


Рецензии