Вариант сознания... ч. 34
Возвращенцы
Как и в конце Х1Х века, нарастает волна мистицизма. Слушал радиопередачу о людях, побывавших «там» и вернувшихся обратно. Мой армейский товарищ Володя Вовк из их когорты. Он служил бойцом пожарной части, и его прихватило во время тушения газовой скважины. Потом он еще раз видел райские кущи - на сей раз сам пустил газ на кухне… По свидетельству «возвращенцев», они видели свое тело со стороны, Вот врач-реаниматор хлопочет возле койки, вот родственники плачут… Являлись также бестелесные и добрые существа, чтобы выразить неофиту свою любовь и дружество. Описан случай со слепым человеком: находясь в бестелесном состоянии, он увидел, а, вернувшись, подробно описал все манипуляции и процедуры, имевшие место в палате. У возвращенцев, как правило, сильное чувство долга: малые дети, незаконченные дела заставляли скрепя сердце спускаться на бренную землю.
Конечно, такие свидетельства, если они подлинные, производят сильное впечатление. Они размывают представление о смерти так тотальном распаде, уничтожении тела и личности. Я не склонен связывать рассказы о загробной жизни с религией. Религия сама питается ими, даже эксплуатирует их. Мне кажется, во всем этом есть актуальный социальный смысл. Раньше я не мог понять, зачем материалистической идеологии твердить, что «загробная жизнь» - это поповские сказки. Ничего там нет - и весь сказ!
Но в системе социума, огражденного крепко охраняемыми границами, вопрос о жизни после смерти приобретает значение отдушины, прорехи в системе тотального контроля над личностью. Особенно это было заметно в эпоху завинчивания гаек при Сталине: храмы взрывали, священников расстреливали, церковные книги сжигали. Человек должен «пахать», не разгибая спины, именно здесь, в хорошо огражденном социалистическом лагере, - без надежды вырваться. Куда человеку хочется вырваться - за границу или в загробную бестелесную жизнь, - все равно. Главное - чтобы не вырвался! Главное - не имел надежды!
Дай Бог, наступит перестройка и наших отношений со смертью…
31 августа 1989.
* * *
Холодные и горячие камни
Поехали с приятелями на яйлу. С высоты видно, что Ялта затянута мутноватой дымкой, которую за границей называют смогом. На склоне Могаби поблескивают блюдца озер; в одном воды почти нет - спустили, пока искали трупы двух изнасилованных и убитых девочек.
На яйле тишина. Изредка прогудит машина, одолевая горный серпантин. Шуршит сухая трава, скачут кузнечики. На камнях - ярко-оранжевые заплаты лишайника. Желтые розетки лишаев прилипли даже к полированным гранитным плитам на памятнике крымским партизанам. Как они держатся, чем питаются, кроме солнца? На рыжем холме в отдалении - кучка белых щампиньонов: антенны радиолокаторов закрыты от ветров сферическими оболочками. К обрыву сбегают кургузые сосенки; на скалах, обдуваемых ветром, сосны похожи на всадников без головы. Изъеденные временем известняки навевают воспоминания о ящерах и неведомых чудищах древности – ребристых, шишковатых, уродливых…
Наклонившись, поднимаю из травы пару камней. Плоские, угловатые, они ничем не отличаются друг от друга. Странно: один чуть тепл, другой наполняет ладонь неведомым жаром. Почему? Долго собираю плоские щебни, зажимая в ладонях напитанную солнечным теплом тайну, и осознаю, что люди очень похожи на камни. Нас греет одно солнце; мы носим одинаковые одежды; мы едим похожую пищу. Почему же одни холодны и равнодушны, а другие лучат тепло и участие?
Вот, на днях хоронили племянника нашей сотрудницы Анны Михайловны Режинской. Алкаш, лишний человек, и это непонятно, потому что - еврей.
- Отец русский, - грустно поясняет Анна Михайловна. Родная сестра покойного выкинула его из квартиры. Анна Михайловна пригрела бездомного Мишу, кормила, одевала его, а он продавал и пропивал вещи. Как же получается, что родная сестра обобрала и выгнала брата, а тетка с сердечной болью лелеяла пропащее существо? Воистину, из горячего камня выточено сердце Анны Михайловны…
На похоронах был конфуз. Пришли алкаши, собутыльники Михаила. Не ведая об иудейском его происхождении, они настойчиво совали в гроб православный крест. Анна Михайловна в ужасе отпихивалась, а парни шибко недоумевали. Наконец, с помощью служителя церкви крест вложен в холодные руки покойника, а мне припомнилось, как лет двадцать назад хоронили дядю жены, тоже Михаила, тоже запойного. Друзья положили ему в гроб четвертинку водки. «На дорожку»… Сколько, интересно, может пролежать водка? Наверное, подольше человека…
9 сентября 1989.
* * *
Синергетика социальных систем
Свойство умной статьи: ее выводы шире материала, на котором она основана. Сейчас читал статью А.Кригеля об атмосферных процессах («Знание – сила, 1989, № 8). Сложные и не предсказуемые на сегодняшний день флуктуации атмосферы определяются закономерностями, которые описываются новой наукой - термодинамика неравновесных систем. Суть такова: если система открыта, то есть, существуют внешние источники, с которыми она может обмениваться энергией, то могут возникать условия, когда энтропия отступает; напротив, происходит упорядочение системы за счет саморегуляции. При небольших отклонениях система самостоятельно возвращается к равновесию. При больших – возможен скачкообразный переход в иное стабильное состояние. Это явление называют фазовым переходом. По Г.Хагену (ФРГ), наука о самоорганизующихся системах называется синергетикой.
В физике и биологии примеров таких переходов из одного состояния в другое - множество: генерация в лазерах, мазерах, газерах и др. Происхождение жизни, эволюция ее форм - это процесс самоорганизации материи. Структуры, которые способны благодаря скачку обрести равновесное состояние, называются диссипативными. Учение о таких структурах принадлежит лауреату Нобелевской премии И.Пригожину.
Атмосфера являет собой движение неравномерно нагретых жидкостей и газов, имеющих различную плотность и давление. Погоду на планете определяют фазовые переходы к более высокой или более низкой энергетике. Выявлены закономерности (циклы) в атмосферных процессах: они связаны с цикличностью процессов на Солнце. Антропогенные вмеша-тельства способны спровоцировать фазовые переходы в такие состояния атмосферы, от которых, как говорятся, небо с овчинку покажется. Космос может непосредственно влиять на человека – особенно если он находится в состянии неустойчивости. Блеснула звезда - и человек открыл швейную машинку!
Я думаю, что развитие Вселенной можно также описать как процесс развития открытой, диссипативной системы: через фазовые переходы - к более или менее упорядоченным структурам. Это - самоорганизация Вселенной: в турболентных вихрях материи где-то нарастает энтропия и одновременно - упорядоченность; вселенная расширяется и сжимается. рождаются и умирают звезды, галактики… Повинуясь вселенскому циклу, мир периодически обретает новые состояния. Условия для такого сценария - одно: Вселенная должна быть открытой системой. Иначе - смерть. С кем (чем) может взаимодействовать наша Вселенная? С Богом? С Паравселенной? С Иновселенной?
Итак, синергетическая Вселенная. Можно поразмышлять и о синергетическом человечестве. Чижевский показал, что Солнце и планеты влияют и на социальные процессы. Человечество развивается как раз скачками. Мы наблюдаем в истории и современности турболентность, хаотичность социальных движений: великие переселения, бунты и революции, локальные и мировые войны… В них-то и осуществляется таинство фазовых переходов к более высоким формам человеческой организации – в семье, нации, государстве. Это не просто биологизация социальных процессов - это возведение их к общим закономерностям самодвижения материи… Акадеимк Пригожан: «Жизнь заведомо укладывается в рамки естественного порядка».
Любопытно, что точки фазовых переходов в атмосфере формируются на стыках между различными режимами движения неравномерно нагретых жидкостей и газов. Наверное, это правило свойственно и социальным бурям. Ощущение того, что «вихри враждебные веют над нами» - очень точная метафора для характеристики разнонаправленных потоков движения пролетариата и буржуазии. Именно на этом стыке образуется турболентный вихрь революции. Революция - мгновенный фазовых переход общества в иное состояние.
Не случайно революция 1917 года произошла именно в России. Россия - стык между динамичным Западом и малоподвижным тогда Востоком. Лед и пламень, соединившись, породили бурный поток революции.
История повторяется. Германия с Гитлером оказалась на стыке тоталитарной большевистской России и либерального буржуазного Запада… Польша, Чехословакия, Венгрия 50-80-х годов - на стыке демократической Европы и застойного СССР… Здесь, в этих странах, следует ожидать рождения нового качества. Надо думать, это будут демократии, которые сумеют взять лучшее и от социализма, от капитализма.
Такова синергетика социальных систем. Интересно бы проследить и синергетику национальных движений.
8 октября 1989.
Свидетельство о публикации №211101200947