Скaзочка 11 как почта спасла боинга

Летали ли вы на «Боинге», забыл номер, но на самом большом, которых в компании КLM называют именами гениальных композиторов – Л.-В. Бетховен, Й.-А. Моцарт, P.I. Tchaikovsky?....

 Летали, конечно.

А приходилось ли вам «влетать» в этот самолёт на правах «the last-minute passenger», то есть, когда в кассе аэропорта Сципхол (Амстердам) вам ЧИСТА КАНКРЕТНА (и по-английски) сказали: «МЕСТОВ НЕТ»?
 
Нет, наверное, не летали вы так …. Но мне доводилось; ….  и когда вас провожают на место в самом последнем ряду, а дальше уже за занавеской ЧЮМОЙДАНЫ в блестящих, как зеркало, контейнерах, и собачий лай слышен (собаки пассажиров там в грузовом отсеке перевозятся)… только здесь вы познаёте всё ВЕЛИЧИЕ этой громадины.

Последний ряд в «Боинге» - это еще не хвост самолёта, размер его – в два раза больше, чем стандартный железнодорожный вагон. Как такое ТВОРЕНИЕ рук человеческих может летать, невольно думаешь, и дрожь пробирает?.... «Страшно, аж жуть!»
 
Посмотрите, на фотографию, сделанную в марте 1919 года. Там изображены два бравых авиатора возле «летающей лодки». Тот, который повыше, - это Вильям Боинг (William E. Boeing), а маленький ухмыляющийся человек – это пилот Эдди Хаббарт (Eddie Hubbard).
Лётчик доволен тем, что его перелёт из канадского Ванкувера до Сиеттла завершился успешно. Расстояние от Луганска до Харькова больше, чем от Сиеттла до Ванкувера, но Канада – заграница, значит – это первая международная авиапочта: мешок в руках у Боинга содержит 60 писем. Преодоление небольшого расстояния, которое и кузнечик перепрыгнет, символизирует не только рождение нового вида почтовых пересылок, но и спасает компанию «Боинг» от разорения. Если бы не этот счастливый зигзаг удачи, то не летать бы нам с вами на «Боингах».

Первая мировая война закончилась, а с нею вместе и контракты на «летающие лодки» и тренировочные полёты военных пилотов. Почти пять лет это было прибыльным бизнесом, а теперь приходится проводить «конверсию» производства на выпуск мебели и сверхбыстрых лодок с авиамоторами для контрабандистов. Однако от сокращения рабочих мест никуда не денешься….
 
Пока Боинг метался от одной организации к другой, добиваясь государственных заказов на военные самолеты (истребители и бомбардировщики), его пилот Хаббарт не сидел, сложа руки. Этот «фанат» авиации «себе уже всё доказал», что лучше самолёта может быть… только вместительный самолет: "this wonderful machine that is to play such an important part in the future of man = Эта восхитительная машина будет играть важную роль в будущем для людей".  Хаббарт организует в Сиеттле компанию «Воздушное такси = Aerial Taxi service», купив один самолёт-амфибию «Boeing B-1 seaplane». Он перевозит людей (в основном, контрабандистов) из Сиетла в Канаду и, за очень небольшую плату и без особого желания, мешок-другой с письмами.

Настал 1925 год. Президент Келли выпустил закон (the Kelly Act), который разрешал федеральной почте привлекать к доставкам отправлений частный мелкий бизнес в любых формах, которые почта найдет для себя полезными. Вот тогда Хаббарт (и другие его авиаторы-последователи) понял всю ошибочность своего отношения к «почтовым мешкам». Боинг к этому времени, наконец, убедился, что выгодных военных контрактов ему не получить – нет войны и не предвидится скоро, а компанию от банкротства надо спасать. Один из проектов его бомбардировщика он быстро переделывает в самый большой в мире почтовый самолёт «Модель 40 = Model 40».

Хаббарт, верный друг, убедил его сделать это, он же, Хаббарт, наперекор скептическому отношению Боинга, откликнулся на объявление о тендере авиа-Почты США по маршруту Чикаго - Сан-Франциско. Они согласились на оплату $1.50 за фунт (около 400 г) груза. Компания была зарегистрирована под именем «Система Боинга = Boeing System». Появилась работа, появились новые рабочие места и зарплаты стали высокими.  За три года было выпущено 12 самолётов «Модель 40», а с 1928 года началось производство гигантов-трехмоторников «Модель 80 = Model 80». Помимо почтового груза на борт вмещалось 18 пассажиров, которые «обслуживались» в полёте первыми бортпроводницами ("stewardesses").

Эдди Хаббарт с воодушевлением берется за организацию сети аэропортов по стране, не обращая внимания на ухудшение здоровья. В 1928 году он скоропостижно умирает (кровотечение из язвы желудка). В течение года после этого Боинг не мог оправиться от потери друга и соратника, но к 1929 году он создаёт новые совместные предприятия по наземным службам.

Его «почтовики» начали летать и совершать посадки ночью к концу 1928 года.
Авиакомпания American Airlines завоевала право на пассажирские перевозки на юге США, затем - Trans-Western Airlines (TWA) и, наконец, Боинг появляется на всех маршрутах США - United Air Lines в 1931 году. Флагманом многочасовых перелётов к 1933 году стал цельнометаллический моноплан "Модель 247 = Model 247». Photo-6
Боинг летал «выше всех и быстрее всех» пока в 1933 году не разгорелся скандал по коррупции в правительстве президента Гувера. Боинга объявили монополистом и запретили пилотам его компаний почтовые перевозки. Нанятые военные пилоты из-за недостаточной подготовки допустили сразу же, в первые недели, свыше 10 катастроф.
В результате Боинг потерял контроль над всеми своими транспортными компаниями.
На время ему было запрещено заключать контракты и на почтовые самолёты.
Производство самолётов для гражданской авиации с именем «Боинг» возродилось вновь в 50-е годы, но дебют реактивного лайнера «707» уже произошёл после смерти в 1956 году
Уильяма Боинга – гения самолетостроения и через 28 лет Эдди Хаббарта – гения логистики и организации перевозок.

«Летайте самолётами «Аэрофлота», - раньше горели неоновые рекламы в каждом городе СССР, потому, что ничто «другое» тогда у нас не летало. Не привезла бы те 60 писем из-за «бугра» первая «кукуруза» Боинга в 1919 году, до сих пор бы мы, кроме ИЛов и АНов, ничего и не знали. «Боинг», «Эйрбас», «Мак-Доннел-Дуглас» и прочие «Антилопы Гну»….

Эх, прокачу!


Рецензии