Воображаемый диалог со Львом Гумилевым

 
               

               
    
     - Что заставляет человека, как Homo sapiens, совершать, как хорошие, так и плохие поступки?
     -  Подавляющее число поступков, совершаемых человеком, диктуются инстинктом самосохранения.
     -  Но почему один человек - добрый по натуре, кроткий, а другой -  злодей. Что -то есть еще?
     -  Пассионарность.
     -  ...
     -  Предвижу вопрос. Так вот, пассионарность - извечное стремление к "тому, чего нет". К иллюзии. Что заставляет жертвовать собой (семьей) ради иллюзорных вожделений: тщеславия ( писатель), гордости, ревности и прочих страстей, коих ты, сочиняя свой "Остров", называешь по-детски головами Дракона.
     - Как это жертвовать?
     - Например, бросаться очертя голову в поисках счастья на чужбину, открывать новые земли (Колумб, конкистадоры), или спасать гроб Господень (крестоносцы).
     - Выходит, у пассионариев как бы отсутствует инстинкт самосохранения?
     - Именно. Назовем это антиинстинкт. Но, скажем, твоя психическая деятельность, как индивида, охватывает и твое сознание. Поэтому твое поведение, а оно, как я понимаю, весьма импульсивное, давай разобьем на два ряда:
     Первый:  импульсы, направленные к сохранению жизни, и второй ряд: импульсы, направленные к пресечению жизни в жертву идеалу - далекому прогнозу, часто иллюзорному. Так?
     - Да, иллюзий  немало...
     - Тогда для удобства отсчета обозначим импульсы "жизнеутверждающие" знаком "плюс", а импульсы "жертвенные" знаком "минус". Но замечу, что "плюс" не означает "хорошие", а "минус" - не означает "плохие".  Безудержному эгоизму ( инстинкту самосохранения) в тебе, да и в каждом человеке, противостоит группа импульсов с обратным вектором:
     1) Искреннее влечение к истине.
     2) К красоте (к тому, что нравится без предвзятости, к подлинной красоте)
     3) К справедливости ( соответствии морали и этики)
     - Мне бы не хотелось выставлять себя  этаким благородным рыцарем без страха и упрека, но все три импульса " влечение к истине", "к справедливости", к "красоте" во мне присутствуют. Вот если бы преобладали импульсы "жизнеутверждающие", эгоистические, то я бы стал сильным с точки зрения  прагматиков.
      - Не отрицаю. Но хочу заметить, что первое, второе и третье может очень сильно варьировать, но всегда ограничивается постоянно действующим в тебе "разумным эгоизмом". Не то бы ты погиб.  Как твой герой в повести "прибудь на Лезо", в 18 лет. Но иной раз влечение, скажем, к истине или к справедливости оказывалось более мощным в твоем герое, что вело его к погибели не менее неуклонно, чем пассионарность.
     - Да! Особенно влечение к справедливости. Да и к красоте тоже - его любовь к морю, к Елене, вообще к любой подлинной красоте...
     - Это влечение в сфере твоего сознания является аналогом пассионарности ( страсть, которая иногда оказывается сильнее самого инстинкта самосохранения). Passio - страсть в переводе с латинского. И мы назовем это влечение аттрактивностью ( от слова attractio - влечение). Значит, attractio как и рassio имеет отрицательный знак "минус". Таким образом, видим, что "разумный эгоизм"  антипод аттрактивности (подсознательному влечению к истине, к красоте, к справедливости). Теперь самое интересное. Давай рассмотрим соотношения разрядов импульсов в сфере твоего сознания.
    - Более, чем интересно...
   -  Итак. Ты человек. И тебе, как и всякому человеку, свойственен биологический признак - желание долго жить, равно, как и тяга к воссозданию себя через потомство. Хорошо. Ты с этим согласен. Но если так, то  величина  биологического признака  - должна быть стабильна, скажем, "единица". Это значит, что тяга человека к жизни у всех людей, живущих, живших в каждом отдельном случае одна и та же - "единица". Но на первый взгляд это противоречит действительности. Например, Печорин не ценил жизнь. Самоубийцы. Добровольцы на передовую и так далее. Что есть такое, что уменьшает эту "единицу"... 
   - Что же заставляет людей порой совершать поступки, которые грозят им явной погибелью?
   - В поведении людей играет роль величина "P" ( пассионарное напряжение). Она может быть меньше "единицы" импульса "инстинкта самосохранения", равна ему, или больше его.
   - А в моем случае?
  - В твоем случае, "P"  никогда не равнялась инстинкту: она была либо больше инстинкта самосохранения ("единицы"); либо меньше ("единицы"). То есть ты никогда не был ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Классический пример гармонической личности в литературе - Андрей Болконский. А ты либо совершал опрометчивые поступки, либо "сидел" или "лежал" на диване. При этом страдая от "скуки жизни". Так?
   - Да! Мои переезды то  в Европу, то в Азию. А по прибытию туда, опять странствия  - то к морю, то в другие страны. А между метаниями  "сидение в тоске",  жажда действий, но только не  тоска, только не рутина повседневного труда на вынужденных работах! Значит, я плохой человек, увы, несостоявшийся...
    - Отнюдь. Я уже говорил выше, что "положительные величины" (плюсы) - это не значит "хорошие" или "полезные", а "отрицательные" "плохие", ведь в физике катионы и анионы, а в химии кислоты и щелочи качественных оценок не имеют. Так ведь?
     - Да. Они и не "плохие" , и не "хорошие". Что ж, выходит я не Наполеон, но и не прекраснодушный Андрей Болконский, делающий только то, что надо и делающий хорошо. Потому он и достоин уважения. Кто же я?
    - Ты субпассионарий. То есть человек, у которого пассионарность меньше, чем импульс инстинкта. И как бы ты не ломал себя, как бы ты не стремился стать героем, первооткрывателем "новых земель",  ты останешься субпассионарем. Ты мне иной раз напоминаешь героя Чехова. У тебя, как и у них, есть какие-то пассионарные замыслы, так как тебе всегда что-то не хватает, тебе скучно, и хочется поступка. Так ты бросился строить железные дороги в Литве, при этом не имея ни физической подготовки, ни выносливости работяг, привыкших таскать тяжести и работать под открытым небом в любую погоду. И что в итоге? Ты надорвал спину. И тем самым не смог работать на других более легких физических работах, и остался вообще без работы. А поступок был изначально благороден: пожертвовать собой ради семьи, чтоб не быть захребетником.  И теперь, перебиваясь случайными литературными заработками, ты мечтаешь о славе, чтобы удовлетворить свое тщеславие поэта и, быть может, почувствовать себя, счастливым. Бывает?
       - Увы. Но ведь и субпассионарии бывают разные! Вот чеховский врач "Ионыч" или учитель "Человек в футляре". Ионыч - хороший врач, много работает, но все-таки "Ионыч"...
      - Не спорю. Доза твоей пассионарности, судя по твоим поступкам ( твои, как ты говоришь "странствия", сознательная потеря основной специальности ради иллюзорной цели) не столь низка. Не каждый отважится  идти "своим путем", почувствовав в себе дар. Но она, эта доза пассионарности, бывает у других настолько мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Вот, скажем, тебе захотелось выпить, а у тебя в кармане  даже на бутылку пива не хватит. Побежишь ты складываться "на троих"? Не побежишь. Я в этом и не сомневался. А вот "N" - побежит. Хотя понимает, это последние деньги, да и выпьет глоток, если даже найдет  собутыльников. Понимает, а все равно побежит. Условный рефлекс. Его тянет к выпивке и он забывает обо всем. Таковы босяки из ранних рассказов Горького. Еще ниже - кретины и дегенераты.
     - Хорошо. А если пассионарное напряжение окажется выше инстинктивного?
     - Тогда точка, обозначающая психологический статус особи, сместится на отрицательную ветвь абсциссы. В сторону Passio. Здесь будут находиться конкистадоры, землепроходцы, поэты, ересиархи и, наконец, инициативные фигуры вроде Цезаря и Наполеона.
     - А наблюдается ли такая последовательность в сознательных импульсах (разумный эгоизм), отложенных на вертикальной ординате?
     - Разумный эгоизм, то есть принцип "все для меня" имеет в лимите стабильную величину "единицу". Но он умеряется attractio - влечением, как мы говорили, к истине, к справедливости, к красоте, которое может быть меньше единицы (за которую мы принимаем импульс себялюбия) либо равный, либо больше единицы. Если больше единицы, то мы наблюдаем жертвенных ученых, художников, бросающих, как и ты, карьеру ради искусства, правдолюбцев, отстаивающих справедливость с риском для жизни.
    -  Если я Вас  правильно понял, реальное мое поведение по жизни ( как и другой особи), которое мы имеем возможность наблюдать, складывается ИЗ ДВУХ ПОСТОЯННЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН -(ИНСТИНКТИВНОСТЬ И "РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ"), И ДВУХ  ПЕРЕМЕННЫХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ (ПАССИОНАРНОСТЬ И АТТРАКТИВНОСТЬ). Следовательно, только последние переменные определяют наблюдаемое в действительности разнообразие поведенческих категорий?
   - Безусловно.


Рецензии
Хорошо получилось!!!

Лариса Белоус   16.11.2019 21:54     Заявить о нарушении
Пытаюсь мысленно беседовать с великими, книги -мои друзья, как говаривал Пушкин. Спасибо вам.

Евгений Русских   17.11.2019 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.